Юрий Богданов __ ВОЗЬМИТЕ С СОБОЙ КРАСОТУ
Московский литератор
 Номер 22, ноябрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Богданов
ВОЗЬМИТЕ С СОБОЙ КРАСОТУ

     
     Христо СЛАВОВ, "Перед сотворением". Роман. — М., МГО СП России, 2009.
     РОМАН БОЛГАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ Христо Славова "Перед сотворением" настолько необычен в традиционном понимании читательской аудитории, что "окунуться" в его аллегорию, "принять" авторский замысел как нечто не стандартное, не каждый читатель сможет, по крайне мере, с первых страниц произведения.
     Уже название глав, к примеру, "Камень и Вода отправляются в путь", "Камень совершает большую ошибку", "Река увлеклась", "Камни совершают восстание", "Камешку с вершины (не) удаётся вернуться в Горы" говорят о том, что главными героями в романе являются не люди, а камни, вода, сама природа. Идея романа, исполненная в философско-лирическом ключе, глубока по замыслу и не сразу поддаётся осмыслению, так как его главные персонажи — камни и вода: со своими чувствами, переживаниями, страстями, размышлениями предстают перед нами, как и люди, в борьбе за своё место под солнцем и даже против несправедливости самого бытия.
     Вот один абзац из романа: "В одну такую очень напряжённую ночь один камень отломился от Вершины и упал вниз со страшной силой. Ветви деревьев с ужасом уклонились от него, а кусты задрожали и дрожали так до утра. Трава не могла понять, кто летит, куда летит и сколько времени останется, но почувствовала ветер около своих ушей и по силе ветра догадалась, что летит что-то большое и, полностью оцепенев от страха, решила ждать утра…".
     Камень думает о том, как могло случиться, что он сорвался с горы? Позже он узнает, "что это была совсем не молния, а была ледяная рука воды". Так происходит "встреча" двух антиподов, двух соперников: камня и воды. На противоположных образах, двух идейных ипостасях, автор раскрывает глобальные истины, на которых держался и держится мир, не только Земли, а всего космоса, где борются, взаимодействуют, устанавливают свои "законы" ещё не люди, а сверхъестественные силы "перед сотворением". В них уже заложено вечное стремление к соперничеству, без которого нет движения вперёд, к возникновению мира, где должен появиться человек — высшее создание божественных сил.
     Христо Славов в поэтической прозе романа настолько свободен, доверителен, естественен, что помимо нашей воли затягивает читателя в свой "изобретённый мир". И мы входим в него без сопротивления, полностью доверяясь авторскому таланту. Казалось бы, можно пропустить в тексте какие-то маловажные детали, но об этом забываешь, подхваченный, словно камень, образным потоком романа, становишься покорным мощному течению философской реки, которое устремляет читателя и к морю, и высоко в горы, и в небо.
     Камню с вершины было досадно, что он упал с горы в воду, где почувствовал враждебную среду, которая была готова раздробить камень на мелкие кусочки или обтесать его так, чтобы он стал совсем круглым, без углов, не смог сопротивляться, а только катился по течению реки. Но он не мог представить как ему вернуться обратно в горы. Вот отрывок диалога камня с водой:
     "…Ты нечего не сможешь сделать, — сейчас вода смотрела на него с большим сочувствием, чем раньше. — Просто потому что все могут двигаться только сверху вниз — и ты, и я, и весь мир. Мы снизу наверх не можем двигаться. Даже один шаг не можем сделать. Что-то в нас есть тяжёлое… Ну, может, есть такие, которые движутся обратно, но мы не можем…" И далее, как бы сомневаясь и опровергая своё высказывание, продолжала: "Не смотри на ветку, ты никогда не сможешь уже вернуться наверх. Будешь ждать вон то солнце там, видишь его, что разлилось в конце долины, пока оно не поднимется в небо, чтобы наклонить свои лучи к горам и по ним медленно — медленно вернуться на своё место. Но когда это произойдёт, и как ты поднимешься по лучам солнца, я не знаю…".
     Раздробленный и почти обтёсанный речной водой и её враждебной средой камень с вершины внешне смиряется со своей судьбой, однако в нём всё ещё живёт надежда на возвращение на горную вершину. Зарывшись глубоко в песок, он пытается сохранить остатки своей "угловатости", чтобы в подходящий момент совершить "прыжок" со дна реки к солнцу. Однако среди обитателей "водного царства" возникает зависть к его необычности и все стараются сделать его таким же гладким, как галька, незаметным, податливым течению реки. Он "… не мог понять, откуда берётся такая большая ненависть у всех, кто в воде, к тем, которые на берегу… А перед ним — кусочек земли, на который он привык смотреть в поле, давно уже превратился в жижу". Река и её обитатели пытаются "растереть" его мечту в песок. И, оправдывая себя, камень размышляет: "Мне нужна более спокойная жизнь… Да и в речке у меня будет с кем перемолвиться словом…".
     Ещё одна черта из негативных человеческих страстей — злостное соперничество, вызванное той же завистью, предстаёт перед нами. Завидев на берегу одиноко стоящий Горделивый камень, "камень, который совершил ошибку", потирая руки, промолвил: "…буду всю жизнь тебя ждать, но дождусь. Хочу, чтобы ты оказался вместе со мной в тине, тогда мы обнимемся, сделаем наши мысли и тела одинаковыми, и тогда, вот так — обнявшись, продолжим путь по течению".
     Иногда, как и людское общество посредственностей набрасывается на талант, так все обитатели реки набросились на Горделивый камень, смытый бурным потоком с берега в реку, и пытаясь "оскорбить", "унизить" гордеца, сделать его "серым", похожим на них самих. Но Горделивый камень оказался таким прочным, что долго никто не мог с ним ничего сделать.
     В главах "Река становится злой" и "Река увлеклась" противоборство в природе продолжается. В водовороте бури, которая только "На третий день утомилась... Усталость как мутное течение проникла в неё (реку. — Ю.Б.) и придавила ко дну. Другие силы исчезли. И бес исчез. Дьявольский дух вернулся в свою пещеру… Мир был спокоен. Река осмотрелась. Гора стояла неподвижно, поле не двигалось, везде царил покой…". Но и река не вольна в своих действиях! Ей предначертано судьбой ничего не решать самой, а стремиться только к морю. Вся её злость выразилась лишь в том, что она стала более активно собирать камни и "устилать ими дно под собой". Её раздражало сопротивление Горделивого камня. Но ей часто вспоминались слова моря: "Чем твёрже, тем лучше для тебя. Больше силы получаешь, больше силы получаю и я…".
     В главе "Река увлеклась". Она "…почувствовала себя царицей долины". Видимо, те бесовские силы, разбуженные бурей, придали реке необузданные желания и "…представила себе, что она летит. Что она в воздухе. Огромная длинная река. Около её головы светится какой-то большой круг. И дальше тело расширяется. И около хвоста она уже большая, как облако. Летит медленно и тяжело, как любое большое тело…".
     Кульминация романа — это глава "Камни совершают восстание", в которой камни выходят из-под контроля реки. Вначале исподволь, потом всё явственнее камни начинают роптать. "Запахло бурей. Вот оно, значит, фальшивое дело. И почувствовала, что в мире появляется большой обман, большая ложь…". Камням дало смелость то, что река исчезла и теперь они свободны. Но Горделивый подумал: "Что они будут делать со своей свободой, когда уже некому показывать им цели, будущее. Они могли бы свою злобу обратить на себя, яд стрел — к собственным сердцам и погубить себя этим…".
     Думается, что находка писателя ещё и в том, что он видит в нарушении баланса в самой природе, без участия человека, тоже трагедию, которая ни к чему хорошему не приведёт. Природа, а во всей своей необъятности и космос, созданный божественным проведением, не могут быть разрушены, не должны быть поглощены тёмными бесовскими силами, которые уже существовали до сотворения мира.
     Апофеозом романа являются последняя глава "Камешку с вершины (не) удаётся вернуться в Горы" и короткое, ёмкое, подводящее философский итог произведения "Послесловие". Камешек с вершины вышел на берег в тот момент, когда река влилась в море, которое не было "сердитым и нахмуренным", а "показалось ему добродушным". И он подумал: "Может существовать много миров, и все они разнообразные…". Камушек посмотрел в точку, "в которой кончалась земля, начиналось море, а над ними расстилалось небо".
     Став песчинкой, Камушек был подхвачен ветром и сумел долететь до самой вершины горы. Нет в мире ничего невозможного, преодолимы все препятствия, если мы правильно выбираем друзей.
     "Сначала, находите самую высокую вершину горы… Останавливаетесь и прислушиваетесь…Не двигайтесь и слушайте…- в воздухе вы почувствуете присутствие странных существ…но обратите на них внимание — это капельки душ камней, которые вернулись сюда, чтобы рассказать о чём-то…". Но "Вам пора уходить! Достаточно! Возьмите с собой только красоту со времени ПЕРЕД СОТВОРЕНИЕМ!"
     Так заканчивается сложный по замыслу, поэтический по исполнению роман Христо Славова, наводящий читателя на глубокие философские размышления о жизни, о предназначении каждого из нас на Земле.
     Талантливый поэт, писатель открывает читателю новую, своеобычную страницу своего творческого взгляда на окружающий мир, вселяет веру в вечность бытия, одухотворённого высокой поэзией жизни.