Светлана Носенкова __ В ПОИСКАХ ЛЕТУЧЕГО СЧАСТЬЯ
Московский литератор
 Номер 11, май-июнь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Носенкова
В ПОИСКАХ ЛЕТУЧЕГО СЧАСТЬЯ

     
     Анастасия ЕРМАКОВА, "Точка радости", повести и рассказы. — М., "Молодая гвардия", 2010.
     ЧИТАЯ НЕДАВНО ВЫШЕДШУЮ КНИГУ Анастасии Ермаковой "Точка радости", в очередной раз убедилась: когда настоящий поэт берётся писать прозу, у него получаются прелюбопытнейшие вещи. Ведь поэзия учит взвешивать каждое слово, лаконично и ярко выражать свои мысли, уберегая литератора от пространных рассуждений и излишних, скучных наставлений. Эту "поэтическую школу" мы видим в повестях и рассказах автора, который начинал свой творческий путь как поэт.
     И образность, присущая стихам Анастасии Ермаковой, перетекла в прозу, придав ей художественную выразительность. "Летучие бархатные метафоры хрупкости" порхают со страницы на страницу, открывая читателю такую обычную, и в тоже время раскрашенную в какие-то незнакомые или давно забытые краски жизнь героини. Она — молодая интересная умная женщина, готовящаяся стать матерью, несмотря на неурядицы семейной жизни. Сильная личность, не боящаяся сложностей.
     "Я — неловкий конькобежец, который постоянно падает и ходит с разбитыми коленками, но снова упорно встаёт на коньки, — говорит она читателю. — Зачем? Не знаю. Но мне не интересен гладкий лёд, мне нужна неровная, трудная поверхность, требующая усилий, чтобы не упасть". Она готова "любить не присваивая, бескорыстно, как любят дождь". И эту любовь распространяет не только на самых близких, но и на людей мало знакомых, например, на стариков из дома престарелых, где она работает психологом. Героиня старается сделать их последние дни светлее и, сама не замечая как, становится их другом, и ищет вместе с ними заветную "точку радости".
     "Жаль, что состояние счастья скоротечно и не имеет протяжённости, не умеет перерастать во что-то надёжно устоявшееся. Мерцает, как светлячок в ночной траве, зеленовато светится в спрессованных пластах прошлого. Вспыхивает ярко, но зыбко в уже ускользающем из рук настоящем. Обманчиво маячит в толще невесомого будущего". "К закону неизбежности не существует поправок", и, тем не менее, для героини нет ничего фатального. У неё всегда есть право выбора, и, делая его, она не кривит душой. Не пытается любыми путями дать своему ещё не рождённому ребёнку номинального отца только потому, что настоящему он не нужен. Не прельщается лёгкими деньгами, предлагаемыми заведующей домом престарелых за ложную справку о психической невменяемости одной из жительниц пансионата. Не скрывает своих чувств, даже если они не находят отклика.
     Интересно, что практически вся книга повестей и рассказов Анастасии Ермаковой читается как единое целое. Меняется место действия, профессия героини, временной промежуток, а диалог с читателем не прерывается. Это именно диалог, а не монолог, потому что автор не навязывает своё мировоззрение, — лишь делится им, предлагая поразмышлять на вечные темы любви и верности, жизни и смерти.
     Так, события рассказа "Псевдоним" происходят на кладбище, куда героиня приходит на могилу бабушки и пытается "в который раз втиснуть её судьбу в две строгие чёткие даты". Но мысли, как часто бывает, уносят её от конкретного человека к вопросам конечности бытия, к личному восприятию последнего пристанища каждого. "Времена года на кладбище выглядят ярче, словно смерть выявляет самое существенное. Зима — мертвенней, весна — наглей, лето — роскошней, осень — пронзительней".
     Продолжая путешествовать вместе с героиней, попадаем на пляж далёкой Греции (рассказ "Недальнее плавание"), где курортный рай омрачается тягостными мыслями об отце, который пригласил дочь от первого брака отдохнуть вместе с его новой женой и детьми: "Иногда я подхожу к отцу и пытаюсь заговорить, но пятнадцать лет отчуждения не дают пробиться искренности, и разговор получается холодным и неживым, как воздух из кондиционера".
     Проза Анастасии Ермаковой исповедальна. В некоторых произведениях героиню даже зовут так же, как автора, чем достигается особая открытость, задушевность беседы. "Я люблю сумерки… Эту беззащитность перед грядущей темнотой и спасительную уверенность в идущем за ней свете". Стремление к свету, добру, неравнодушие героини к чужим бедам, — вот этический посыл повестей и рассказов книги "Точка радости". И отражается это не только в сочувствии к сумасшедшим и инвалидам, как в повести "Из-за ёлки выйдет медведь", но и в любви к животным. "Две жизни Грома" — рассказ о псе, которого невзлюбила жена хозяина: "И тогда я узнал одиночество. Оно подходило так близко, что становилось страшно. Хотелось заплакать, но это было единственным, чего я пока не умел".
     Несмотря на то, что в книге Анастасии Ермаковой гуляет по страницам "сквозняк печали", её прозу нельзя назвать слезливой, что порой свойственно современным женщинам-прозаикам. Она не позволяет себе жалеть свою героиню, оберегать её от ошибок. Автор показывает жизнь без прикрас, такой, какой мы её видим в реальности, со всей её абсурдностью и несправедливостью, неожиданностями (не всегда приятными) и чаяниями. "Мучительно было видеть, как из трагедии рождался цирковой номер, как искажалось надеждой доверчивое лицо сестры, как виновато смотрели её глаза, когда она, шалея от боли, медленно переворачивалась с живота на спину" (из повести "Техника безопасности").
     Чтобы писать хорошую реалистичную прозу, нужно обладать не только литературным талантом, но и жизненным опытом, умением подмечать в обыденности скрытый подтекст, символы, посылаемые нам судьбой. Всем этим наделена прозаик, поэт, критик Анастасия Ермакова. Именно поэтому, читая книгу "Точка радости", узнаёшь в её героях себя или своих знакомых, переживаешь за них, как за родных. А, дочитав, ещё долго носишь внутри себя глубокие мысли, высказанные персонажами её повестей и рассказов. И даже своё прошлое начинаешь осознавать по-другому, ведь оно, как настоящее и будущее, зависит от того, под каким углом зрения на него смотреть. Произведения Анастасии Ермаковой позволяют увидеть мир иным, ломают стереотипы и предлагают попробовать каждому найти свою точку радости.