Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 11, май-июнь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Яркий и жизнеутверждающий праздник — Дни славянской культуры и письменности — осенённый славными именами великих православных просветителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, наполняет светлые майские дни глубоким и возвышенным смыслом, в котором сегодня ощущается острая необходимость. Славянский мир встретил начало XXI столетия в состоянии глубокого внутреннего противоречия, обусловленного как обстоятельствами европейской истории в целом, так и драматическими, порой жестокими вехами XX столетия. Оформившееся в средние века различие в вероисповедании разных славянских народов привнесло в славянскую идентичность элемент принципиального внутреннего конфликта, существование которого ощущается с момента его появления. Не имеет смысла сетовать на свершившийся факт внутреннего конфессионального, скажем так, многообразия славянского мира. История развивается по своим смутным законам, и всё происходящее имеет свои причины и предпосылки. Но в условиях стремительно распространяющейся глобализации славянский мир нуждается, ради самосохранения, в поисках того, что объединяет славянство в единую и органичную общность. Наверное, излишне напоминать о том, что в мире существуют влиятельные и могущественные силы, стремящиеся переделать славянский мир на некий унифицированный космополитический образец, и в значительной степени им это удалось. Во всяком случае, глобализация успешно стирают национальные и цивилизационные различия между народами, и никакие усилия "антиглобалистов" не в состоянии остановить этот процесс. Тем не менее, славянская идентификация существует, во многом вопреки объективным предпосылками и "духу времени". После смуты последних двух десятилетий славянские государства начинают вновь искать пути к сближению, основываясь не в последнюю очередь на ощущении исторического родства. Жизнь показывает, что даже различие в вероисповедании не является для славянских народов препятствием к взаимопониманию и стремлению к братскому общению и сотрудничеству. В рамках Дней славянской культуры и письменности в разных странах проходит множество творческих мероприятий, стимулирующих процесс культурного обмена и творческого взаимодействия. Этот праздник является ярким свидетельством того, что идея славянского единства, на протяжении всей истории неоднократно подвергнутая сомнению и отрицанию со стороны злонамеренных сил, жива и готовится к возможному грядущему воплощению. Хотелось бы, чтобы эта объективная тенденция встретила достойную поддержку у нынешних лидеров славянства, и затянувшееся подобострастное служение меркантильным идеологиям западного мира сменилось, наконец, сознательным и мужественным следованием своему высокому предназначению. Славянская идея обладает большим и нерастраченным потенциалом, о чём писали лучшие славянские писатели и мыслители. Хочется верить, что русский народ, как признанный предводитель славянства, займёт подобающее ему место на общем пути славянских народов в будущее. Хочется верить, хотя и не всегда для этой веры есть достаточно оснований...
     Россия, Украина и Беларусь — вот основа для будущего возрождения славянского единства. Недаром за прошедшие годы мы видели, какие огромные усилия и финансовые средства были затрачены на то, чтобы разделить и поссорить эти три части единого народа. Самые подлые методы шли в ход, чтобы не допустить этого единения. Сегодня появились первые признаки того, что отношения с Украиной начинают входить в нормальное, вполне в духе времени, прагматичное русло. Что ж, на сегодня, после длительного периода разлада, и этого достаточно. Беларусь выстояла в неравной борьбе против мировой закулисы, проявив все необходимые качества здорового и жизнеспособного государства. Нет оснований для иллюзий. То, что было утрачено за десятилетия "реформ", не подлежит стремительному восстановлению. Но очень важно, что движение в этом направлении началось. И ежегодные Дни славянской культуры и письменности свидетельствуют, что это движение носит естественный и потому необратимый характер.