Борис Смоленцев __ ОЧАРОВАННЫЙ СКОМОРОХ
Московский литератор
 Номер 10, май, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Борис Смоленцев
ОЧАРОВАННЫЙ СКОМОРОХ

     
     Егориша Бюнов. Ванька, встань-ка! (Дуросельская опупея). В 3-х бездействиях и одном действии. — Рязань: Издательство "Литера М", 2010 г. — 236 с.
     ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПСЕВДОНИМ ПОЭТА, название лирико-сатирической поэмы о России 90-х годов двадцатого века — безусловно, уже подарок для любителей русской политической сатиры, весьма редкой в современной литературе страны.
     Если проанализировать информационное поле России за недавние двадцать лет с точки зрения развития данного жанра, ведущего своё начало от древней традиции смеховой политической культуры славян и продолженной в девятнадцатом — двадцатом веках в произведениях А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина, А.Твардовского, мы увидим, что сегодня в прессе, на телевидении и в интернете широко развито, прежде всего, увеселение, развлечение, балагурство на очень низком интеллектуальном уровне, часто доходящем до явных непристойностей и ненормативной лексики.
     Странная хозяйская цензура: лишь бы проглотили дураки, любители пустых и глупых шуток, лишь бы купили их на закрытом рынке профессионального шоу-бизнеса развлечений, главная задача которого оболванить людей, довести их до крайней границы деградации. Здесь явно видны идеологические трассирующие пули противников оздоровления массового сознания русского народа, всей России, которую талантливый поэт представил в поэме в образе спящей медведицы.
     Жанр "опупеи" (видимо, новое слово) лукаво и генетически прорастает из слова "эпопея", а подзаголовок "Дуросельская", возможно, произошло от шуточной русификации бренда микробатареек марки "Duracell". Известно, что в русском фольклоре главный герой, Иван-дурак, всегда в итоге оказывался самым сильным, умным, победителем во всех сказках.
     В этой лирико-сатирической поэме — очень редкой по жанру в нашей "текущей" литературе — с великолепным мастерством и на богатом словесном материале изображены картины современной деревенской глубинки и Москвы.
     С традиционной беспощадностью правдоискателя поэт показывает нам жизненные реалии: беспробудное пьянство многих жителей, падение нравов, уход от духовных канонов человеческого общежития, развал народной экономики на селе:
     
      Вся ближайшая округа
      Беспробудно с горя пьёт.
      Протрезвеет — снова туго…
      И пошёл в запой народ…
     
     Литературный анализ поэта, связанный с гибелью русской деревни, подтверждается экспертом ООН по окружающей среде, доктором экономических наук М.Я.Лемешевым, который приводит такие данные: "Более сорока миллионов гектар плодородной земли России зарастают бурьяном и мелколесьем…", "За годы "реформ" с карты России исчезли около двадцати тысяч сел и деревень" (журнал "Наш современник", №3, 2010 г., стр.185).
     Довольно большая по объёму поэма читается легко и свободно: все тридцать главных и эпизодических героев говорят якобы от первого лица, но охарактеризованы яркими, индивидуализированными диалогами, а иногда даже вступают в спор с самим автором.
     Картины жизни России 90-х годов — её "последнего дна" — вызывают тем большую боль и тревогу, чем талантливее они описаны поэтом:
     
      Мельком глянешь —
      Попрошайки,
      Будто повсеместный крах…
     
     Или: "Власть играет с нами в прятки, Продвигая жизнь вперед: Так бежит за годом год — От Ростова и до Вятки, "Быдлу" всё и так сойдёт! Терпелив у нас народ…".
     В поэме автор резко обличает закрытость местных властей, недоступность чиновников и депутатов разных уровней для простого народа:
     
      Страхом создана метода:
      "Человечек" — стадный сброд…
      Это новая свобода
      Для какого-то народа…
      Но какой сейчас народ
      Под кромешным небосводом
      В Лохотронии живет?..
     
     В поэтической картине России 90-х многое совпадает с результатами социологических исследований: свыше восьми миллионов безработных, разница более чем в двадцать раз в уровне жизни между самым богатым миллионом человек и самым бедным миллионом населения, что подводит страну к предреволюционной ситуации и дроблению государства на несколько протекторатов, глобализирующихся политических режимов.
     И все же в поэме ясно виден не только высокий, обличающий, трагический уровень сатиры поэта, но и ярко выраженный авторский лиризм, любовь к Отчизне, к русскому народу:
     
      В горле слёзная горчинка,
      И дрожит моя рука…
      Сердцу милая глубинка
      Поднимала Русь века
      Очищающей природой —
      Величавость в ней и стать,
      И загадочным народом —
      Иноземцу не понять…
     Или:
      Мать-Россия,
      Не ославишь
      Заплутавших сыновей
      И бомжами не оставишь
      На земле ещё своей…
     
     В итоге правдивого поэтического описания того времени ("Здесь ещё в двадцатом веке проживает наш герой) современной политической и экономической системы России через высказывания персонажей поэмы выявляются, проясняются три дороги выхода из кризиса страны.
     Первый выход — переход всех жителей на трезвый образ жизни. Кстати, сегодня в некоторых регионах России проходят сельские и городские сходы, когда всем миром принимается политика трезвости. Местные власти и работодатели также начали принимать меры по борьбе с пьянством населения:
     
      Но Россия не пропита
      До последнего рубля…
     
     Вторая антикризисная стратегия, обозначаемая поэтом, заключается в массовом переходе России в систему традиционных религиозных идеологий общества: в православие — основного населения страны, — буддизм, ислам при многовековой традиции государственной поддержки этих конфессий. Не случайно за недавние двадцать лет в стране возрождено и построено новых свыше двадцати тысяч православных церквей, более ста буддийских храмов и тысячи мечетей.
     Третья антикризисная стратегия, позитивно описываемая автором поэмы, — древняя идея владения землёй крестьянами, на практике апробированная ещё русским земством. Колхозы — коллективные хозяйства крестьян-фермеров-сельчан — показали свою социальную устойчивость и жизнеспособность в эти двадцать лет перемен в политическом режиме страны, описанные в поэме современного "скомороха". Данная стратегия активно внедряется в ряде регионов России при поддержке трезвых губернаторов. Например, в Вологодской области эффективно развиваются созданные на новых принципах колхозы, различные виды кооперативных хозяйств, товариществ фермеров, куда уже стоят в очереди на приём бывшие сельские жители и даже городские рабочие. Расширяется государственная поддержка местного сельского производства в России по опыту Швеции, Дании, Франции.
     Это же происходит и в конце поэмы с колхозом "Рассвет":
     
      Под надежность перспективы
      Банк вложил свои ак
     тивы
      И за прибылью следит…
     
     Примечательно завершение поэмы, где Гаврила, друг Ивана, говорит:
     
      — Ванькой-встанькой травят пусть,
      Но, Иваныч, ты не трусь!
      Встань за Марью да Ивана,
      Ты —
      России Богом данный —
      Встань-ка!
      За святую Русь!
     
     Древнее русское изобретение — устойчивое строительное сооружение и лодка, детская игрушка "Ванька-встанька" несёт в себе фундаментальный закон гравитации: как бы ни пытались враги всерьёз или играючи изменить курс жизни, всё равно Ванька-встанька окажется Иваном-царевичем и победит Змея Горыныча (пьянство), построит настоящее богатое социальное государство, где источником власти, по нынешней Конституции России, является народ.
     Пора открыть нам имя автора этой блестящей лирико-сатирической, литературно-публицистической поэмы. Это русский поэт Юрий Богданов
     Органично сочетая высокий лиризм, тонкий юмор и сатиру современного "скомороха", поэт ярко отобразил корневые настроения народа, который: устал беспробудно пить и грешить, стал по большей части верить в Бога и уже увидел свет благополучия на своей земле, благоденствие в результате своего созидательного труда. Политическая система России — в образе русской медведицы — жива, дышит, но ещё не проснулась, по мнению автора поэмы.
     Душа народа, состоящая из тысяч русских поэтов, не спит. Писатели — каждый по-своему — готовят новые произведения и когда-нибудь разбудят великую страну по законам божественного мироздания, по правилам литературной политической коммуникации.
     "Очарованный скоморох" России Егориша Бюнов доказывает и показывает этот процесс в стране, помогает понять тайну русского гена, загадку великой нации. В этой трагикомической поэме, написанной в лучших традициях русской политической сатиры, мы видим новое творческое достижение, продолжение, успех поэта и в целом — знаковый плюс современной русской литературе.