Евгений Рык __ СЕКРЕТНЫЙ РЕЗЕРВ
Московский литератор
 Номер 09, май, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Евгений Рык
СЕКРЕТНЫЙ РЕЗЕРВ

     
     Леон АГУЛЯНСКИЙ. "Резервист". — М., ООО "ИД "Русь-Олимп", 2010.
     ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ этого современного романа-детектива — тайный вывоз из России отечественного секретного химика-изобретателя на Запад. Правда, дорога на Запад вела крепко через Восток: Туркмения, Иран, Ливан, Испания, Бразилия… В общем, как у поэта: "Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, он дал кругаля через Яву с Суматрой…". Жаль, что не мне довелось такое приятное путешествие в комфортабельном гробу с кондиционером. Но автор, кстати сказать, ленинградорожденный, мог бы вспомнить, что из РФ бежали и куда более примитивным, но надежным способом. Например, бывший мэр Собчак. Выезд из Питера в Псковскую область, переплыв Чудского озера на эстонский берег, вызов самолета санитарной авиации из Финляндии, плавный перелёт в Восточную Европу, далее — город Париж…
     Но наш брат писатель, если уж захочет "накрутить", то накрутит! Нам простых авиаперелетов не требуется. Мы — то на собаках, то на пароходах, то пешком, то ползком…
     В общем, запев такой. На пути "Эйнштейна" все время встают штатные злодеи из Моссад, Хезболлы, палестинских шахидов, российской разведки, международной мафии. И злодеи-частники: личные боевики русской братвы, самодеятельные убийцы из бразильских фавел, гомосексуалисты из испанских аристократов и, наконец, главный герой — офицер-резервист израильских ВМФ Алекс Рубинштейн, которого в Ленинграде звали Александром. В виде второстепенных персонажей — их жены, любовницы, коллеги, рядовые бандиты, случайные прохожие.
     Место действия — весь мир и часть мирового океана. Время действия — не очень точно определенное, но не так и давнее.
     Читая книжку, я был поражен: как из ужасного мексиканского сериала, потуг на детектив и интересных медицинских сцен можно сшить приличный роман?! А вот Агулянский как-то сумел. И, клянусь, когда еще не призванный на сборы флота Алекс оперирует любовника… своей жены… то сцену читаешь, зажмурив глаза! Как так?! "Зажмурив"?! Можно, это ж детектив, а тут все можно: "…Теперь печень. Ох уж эта печень! Так легко рвется и так трудно зашивается. Нити рассекают ткань, как ножом. А удалять ее, как селезенку, нельзя… О`кей! Дани, выкрой лоскут на ножке из сальника!.. Рыхлая жировая ткань сальника ложиться в извергающую кровь трещину в печени… Загадочная вещь этот сальник, похожий на бороду Деда Мороза, приделанною к стенке желудка. Не раз выручал в безнадежных ситуациях…".
     Или вот: "Это был тот самый момент, который ненавидят хирурги. В результате снижения концентрации в крови релаксантов мышечный тонус повышается. И тогда кишечник вылезает наружу из операционной раны…".
     Кстати, разных операций в книге немало. Если учесть, что автор и сам врач, то тут ему советов давать не след. Поговаривают, что он уж заодно и офицер-резервист израильского военно-морского флота. Но тут важен не факт призыва, а момент детектива. Итак, Алексу приказывают отработать барщину на флот. Замечу, это мог быть и госпиталь, медпункт на базе, чтение лекций младшему медперсоналу в школе флота. Но где б тогда был детектив? Нет, штатского шпака с ходу швыряют в объятия военно-морских диверсантов Израиля! Прямо в секретнейшую операцию коммандос по захвату некоего важного боевика террористов. Офицера запаса? Вчера перевязывающего палец в штатском госпитале? А сегодня — в море на боевое?! Это примерно то же самое, что доброго Айболита доктора Рошаля сегодня бросить в Афганистан в группе американских Джи Ай. Вот тебе сумка, пистолет, и айда ночью в Белуджистан!
     Доктора инструктирует спец по антитеррору, офицер разведки, морские волки. Кроме него на маленьком судне находятся еще санитар с базы ВМФ и старпом — санитар катера… Зачем? В условиях морского хода хирург бесполезен. Перевязку раненому, обезболивающий укол или шину на перелом сделает любой профи-диверсант. И потом, где разведывательная логика? Зачем призванному "от сохи" участвовать в оперсовещании разведки? Чтоб при попадании в плен больше рассказать врагу? Да на такие встречи не приглашают даже рядовых бойцов спецотрядов, не то, что посторонних.
     Медик-резервист захватывает с собой на боевую операцию 200 американских рублей и "густо смазанный пистолет с двойным боекомплектом". Доктор! А вы знаете, что пистолет после густой (или обычной) смазки насухо протирается ветошью! Так при чем здесь это "густо"? Это же не масло на бутерброде...
     Теперь о шпионаже и вообще происках мирового разведывательного движения. Главные злыдни, разумеется, россияне. Худший из лучших — Геннадий Петрович Николаевский, руководитель Бейрутского центра. Злодей из ФСБ… Пардон! А при чем здесь ФСБ и Бейрут? Николаевский — кто? Он, как сообщает письменник, бывший студент московского "иняза", окончил курсы Высшей школы КГБ и оказался в Бейруте. Алё, товарищ! Раскрываю страшную гостайну: в нашей стране Разведцентрами в Ливане руководит не ФСБ, а Служба внешней разведки РФ (СВР). Ничего общего с контрразведкой Федеральной службы безопасности не имеющая, у них даже дни основания, праздники разные! Но даже у КГБ-ФСБ в Вышке не было курсов, для штатских студентов педвузов, каковыми и являлись инязы. Было 2-3-летнее обучение и диплом юриста. А у разведки Первого главка, по разделении функций, у СВР имелась своя спецшкола в Балашихе.
     Николаевский, вчерашний педагог с сомнительными европейскими языками (про арабский или фарси в романе не звука, да их в педах и не изучают), становится Хозяином Центра в таком бойком шпионском месте, как Ливан! Замечу для израильских резервных морских врачей — в иерархии СВР это генеральская должность, и очень большая ответственность для человека с корочками курсов Вышки 101-й Краснознаменной школы имени Ю.В. Андропова…
     Ладно, допускаю, что ни в отделе кадров СВР, ни в штаб-квартире в Ясенево, ни в Балашихе автор давненько не был. Но в спецслужбы Израиля-то мог зайти, там все под боком. Если дело касается армии, то операции, такие, как в романе, проводит военная разведка АМАН при Генштабе армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). А иногда и сам Моссад. В 1951 году он назывался Моссад ха`Миркацид ле Теум (Центральное ведомство координации), а потом — Моссад Летавкидим Меоуйхадим (Центральное ведомство разведки и безопасности). Да, в общем, это для всех: как будете следующим летом в Тель-Авиве, нарочно ступайте на бульвар царя Саула, там стоит современное белое здание, внизу висят таблички, что тут расположены офисы банков, фармацевтической фирмы, какой-то лаборатории. Все, кроме имени разведки. Но она там кучкуется, на верхних этажах и в подвале. Идите смело, задавайте вопросы.
     О грузоподъемности геликоптера ВВС Израиля "Сикорски": "Из брюха посыпались бойцы с укороченными М-16. Это были десантники… Взвод десантников развернулся в цепь". Товарищ, а вы знаете, сколько человек во взводе? В роте, батальоне, отделении, спецгруппе, дивизии? Может, это ж/д вагон прилетел?
     Про остальной мир. Бразильский бандит приходит на пластическую операцию в Барселоне до 8 часов утра, и там с ним здороваются по-испански: "Буэнос диас!". Но так здороваются только после 9 утра, а до этого "Буэнос мадругадас!". Мелочь? А советоваться надо со спецами!
     О нравах и цивилизации. "Она кивнула в сторону холодильника. Томи открыл дверцу и достал початую бутылку мартеля". Мартель, то есть коньяк, в холодильнике? Это что, Самара? Брянск? Ижевск? Оказывается, хорошо разбирающаяся в тонком алкоголе Испания…
     Это небрежности, но неприятные, доказывают, что быстропись и редакторское невнимание — до Киева доведут!
     Теперь о хорошем.
     Автор явно умеет писать. И делает это прямо в "Резервисте":
     "Все напряжены. Санитар направляет на операционное поле бестеневую лампу, видевшую немало спасенных и упорхнувших между пальцами хирургов жизней". Блеск!
     "Гадалка сказала: Встретишь ангела-хранителя, только не на небе, а на воде… Корабль держал курс на Бейрут. Вероятность встретиться с библейским персонажем в этом регионе была выше, чем в любом другом".
     "Море без ветра и волны напоминало ему абсолютно лысого мужчину".
     Нет, писатель писать умеет. У него случаются интересные диалоги, яркие характеристики и речевые жесты.
     Извиним же автору страсть понравиться сразу всем: нецелованным девушкам, инвалидам спецслужб, страдальцам, русским, нерусским, корректору книги Л.И.Гордеевой. Единственное, с чем бы я поспорил, так это утверждение на титуле, что "возможные совпадения случайны". Например, застрелившийся в приемном отделении госпитале бандит, недавно убивший с десяток человек, а тут родной доченьке завещавший почку — такого "случайно" не выпадает.
     И все одно — книжка читается, несмотря на хэппи-энд с прощенной женой главного героя (не знающей — от кого беременная). Умеет писать, и пишет. А мы будем читать.