Лидия Сычева __ «БОЛЬШАЯ КНИГА», ЛЕВОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Лидия Сычева
«БОЛЬШАЯ КНИГА», ЛЕВОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

     
     Анна СЕРАФИМОВА. “Жили-были”. — М., ИПО "У Никитских ворот", 2010.
     Синхронизмы — странные "совпадения", которые кажутся большим, чем просто случайности. Один из синхронизмов настиг меня в ноябрьский вечер 2009 года. В то самое время, когда в торжественной обстановке вручалась "национальная литературная премия" (это сочетание слов в контексте отечественного культпроцесса я могу взять только в кавычки), мне тоже подарили "Большую книгу". Пролистав знакомые страницы (многое из напечатанного уже было прочитано в газете "Завтра"), я не могла удержаться — рука сама потянулась к перу, перо — к бумаге: сообщить о хорошем издании — и долг, и радостная обязанность для всякого честного литератора. Русский читатель, на твоей улице праздник: откроешь "Жили-были" — и насмеёшься, и наплачешься. Воскликнешь вслед за Некрасовым: "Есть женщины в русских селеньях!"
     Автор книги не нуждается в дополнительных представлениях. Анна Серафимова — это Робин Гуд отечественной журналистики, она всегда — на стороне униженных и оскорблённых. Она породила множество афоризмов и метких словечек, которые говорят о нашем времени то, что оно и есть на самом деле.
     Листаем книгу.
     "Вот оно, общество потребления: ты думаешь, ты — пользователь, а это тебя пользуют".
     "Современная жизнь показывает: если вы здоровы и богаты, то, попав в руки современных российских врачей, вы имеете шанс стать бедным и больным. А если вы бедный и больной, то у вас нет никаких шансов попасть в руки современных российских врачей".
     "Асфальтовый крестьянин Юлий Чернозёменко".
     "Нынешние власти могут обеспечить торжество закона. Но только одного закона — закона джунглей".
     "Делайте людям приятное! Вместо "грабить народ" говорите "укреплять мощь государства".
     "Анатоль Чубайсович Тюльпанов".
     "Демократия, дай ответ".
     В сущности, "Жили-были" есть энциклопедия нашего вороватого времени — в лицах, жанровых картинках, портретах "демократов", размышлениях, наблюдениях и горьких выводах. Это совершенно новаторская книга — по своему языку (он абсолютно самобытный, и Анну Серафимову ни с кем не спутаешь), перепаду авторского настроения — от ядрёной сатиры до лирического откровения, движению сюжета — новеллы и эссе выстроены в строго продуманной последовательности. Кстати говоря, некоторые названия главок этого "романа из жизни" сами по себе интересны: "Инфузории в туфельках", "Делёжки час", "Ксенофобия поневоле", "Политкорректный пинок", "Общак — дело тонкое", "Держись, дендролог, крепись, дендролог" и т.п.
     Несмотря на горестность поднимаемых тем, чтение книги не вызывает столь чаемого нашей "национальной литературной общественностью" (опять же, мы берем сие сочетание слов в кавычки — знающий да поймёт нас правильно) эффекта. А именно: "Жили-были" не производит непоправимых разрушений в сознании читателя, не погружает его в уныние и ступор. (Разве не в этом видят ныне свою главную эстетическую и идеологическую задачу олауреаченные "Большими книгами" авторы?!) "Жили-были" — оптимистическая трагедия. Жизнелюбие автора — действующее и созидающее…
     Лже-либеральные критики ныне очень часто именуют "народным" так называемое "левое искусство". Апологеты этого течения якобы тоже оппозиционеры, они поднимают в своих писаниях запретные темы (например, еврейского засилья в денежных и медийных сферах или гастарбайтерской преступности в столице и за её пределами), но при этом "левые" выражают свои "революционные мысли" столь грязным и нецензурным языком, что для духовно-чистоплотного человека смысл их писаний сразу же оказывается за пределами дискуссий. Лже-либералы всячески поощряют подобные "художества", поскольку для существующего режима сии духовные испражнения ничуть не опасны (они даже полезны, поскольку помогают "стравить пар" психически неуравновешенным личностями), а вот для разрушения народной нравственности такие "писатели" весьма даже годятся.
     По своим политическим взглядам Анна Серафимова, безусловно, "левее многих левых", но при этом она взыскательна к себе и благоговейна к русскому языку. Автор не позволяет себе духовной распущенности, он всегда собран, и для него никогда не возникает соблазна нагадить в душу читателю (любимое дело для "революционных" авторов, занятых "самовыражением"). Впереди — Россия, главное — национальный интерес, народ, а уж потом — всё остальное, — вспомним, разве не эти идеи были когда-то смыслом жизни лучших представителей русской и советской интеллигенции? В "час делёжки" Анна Серафимова выбрала свой путь — быть с народом, выражать его чаяния, быть его голосом — карающим, справедливым и утешающим. И это, безусловно, настоящее "левое искусство". То самое, которое "не левее сердца", о чём так точно сказал в своё время поэт Василий Фёдоров.
     За судьбу своей книги Анне Серафимовой можно быть спокойной — увы, она не устареет в обозримом будущем. И потому мы желаем автору только одного — крепкого здоровья, дабы благополучно пережить нынешнюю эпоху торжества "нанолитераторов". Потому что, "Мы, русские, с нами… Бог мой, кто только ни с нами!.."