Иван Голубничий __ «ИЩИТЕ ДОБРОТУ ВЕЗДЕ!»
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«ИЩИТЕ ДОБРОТУ ВЕЗДЕ!»

     
     Юрий КОЛОДНИЙ, "Свет любви", Стихи — М., "Вест-Консалтинг", 2009.
     В СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ, в её суетной повседневности человеку столь непросто сохранить и удержать в душе то высокое человеческое достоинство, которое было завещано нам нашими великими предками, подлинными витязями Земли Русской — государственными деятелями и полководцами, художниками и писателями. Нынешний дух времени почти не оставляет места для возвышенного созерцания, неспешного раздумья о судьбе Отечества. Много душевных сил и жизненной энергии уходит на самоутверждение в жизни. И трудно судить за это человека, поскольку короток наш век, и каждому хочется занять хорошее место в земной иерархии, дабы оставить детям и внукам достойный задел для жизни… Однако написано, что "не хлебом единым жив человек", поэтому неизбежно каждый русский, в духовном поиске гармонии и верных путей, прикасается к искусству, в том числе к русской поэзии как искусству подлинно народному, наиболее ярко и проникновенно несущему в себе черты традиционного русского религиозного опыта. Великие имена Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Тютчева, Фета, А.К.Толстого, а также весь пантеон русской поэзии в его полноте служит надёжным путеводительным спутником для каждого, взыскующего истины на смутных и полных соблазнов земных путях. В конце XX — начале XXI столетий Россия пережила сложнейший драматический период, предоставивший ей шанс более глубокого понимания своего места в истории; говоря образно, открывший духовные шлюзы для выплеска эмоциональных переживаний русского национального самосознания, молитвенных излияний и жизнеутверждающих гимнов во имя и во славу нашего великого Отечества — России. Новейшее время дало России и её культуре целый ряд мощных поэтических имён, утверждающих величие русского духа и неизбежность русского возрождения во всём величии и красоте Божьего замысла. Одно из таких имён — русский поэт Юрий Колодний.
     Новая книга Юрия Колоднего "Свет любви" открывается посвящением памяти матери — и всё дальнейшее содержание книги несёт на себе незримую печать того внутреннего света, с которым у каждого русского связано имя матери. Эпиграф из Афанасия Фета сообщает книге ту необходимую внутреннюю преемственность, которая помещает автора в соответствующий духовно-литературный контекст и, подобно воинской присяге на верность, навечно подчиняет поэта своим бескомпромиссным постулатам. "Древняя молитва", замыкающая концептуальность вступления, формулирует эти постулаты аскетично и бескомпромиссно…
     При всём внутреннем полифоническом богатстве книги, её лейтмотив выражен совершенно определенно — это утверждение Добра, любовь к матери, любовь к Отечеству и к родной Кубани. Эстетически Юрий Колодний целиком принадлежит русской поэтической традиции. В его стихах полностью отсутствует столь модный в нынешнее время и сулящий лёгкие дивиденды так называемый эксперимент. Юрий Колодний совершенно свободно чувствует себя в стихии родного языка, ему внятны звонкие созвучия, его стихам присущи точные рифмы, в них бьётся и пульсирует русская жизнь во всей её полноте. Не чужд поэзии Юрия Колоднего философский поиск смысла бытия, места и роли человека в земном мире. Чувство органического единения с родной природой пронизывает поэтический мир Юрия Колоднего, неся на себе отсвет всего опыта русской поэзии в разработке этой темы. Мало того, чтобы почувствовать себя плотью от плоти родной земли — нужно еще и найти точное слово для того, чтобы выразить это чувство, верно назвать его, чтобы стало оно достоянием поэзии и нашло отзвук в сердце читателя, заставив его биться в унисон с чутким и неравнодушным сердцем поэта.
     Особое место в творчестве Юрия Колоднего занимает религиозная тема. Этой темы он касается сдержанно и целомудренно, как и подобает человеку, несущему в душе свет истинной веры, не замутнённой тщеславием и "общественными тенденциями". В молитвенном обращении поэта к людям сколь искренно и пронзительно звучат слова призыва, продиктованного стремлением к утверждению христианских, православных ценностей в сердцах и душах:
     Христос в душе, свеча во мраке…
     Свет поглощают краски дня.
     О, люди грешные, не в страхе,
     Услышьте Голос, не меня…
     <…>
     На гребне стона и печали,
     Великой скорби, ночи, дня,
     Раздался крик небесной дали:
     "Спасите Души — не меня!"
     В отдельных стихотворениях муза Юрия Колоднего обращается к форме иносказания, выражая лирические порывы в обобщенных образах и красивых метафорах. Его лирических герой постоянно пребывает в состоянии внутреннего непокоя, порождаемого несовершенством мира, в котором он является участником нескончаемой битвы за святые идеалы Добра и Красоты. Поэт понимает, что борьбе этой нет конца, и поэтому так убедительно звучат строки:
     Не затупиться, не сломаться,
     Иглой и лезвием остаться.
     И, как пружина, всё сжиматься,
     И не сорваться, не сорваться…
     Тема родной Кубани выражена в поэзии Юрия Колоднего в высшей степени вдохновенно. Для поэта Кубань — не просто земля, на которой он родился, это — романтическая мечта, нечто вроде недостижимого идеала, к которому он влечётся, где бы ни был. Вообще, склонность к народной жизни проявляется во всём поэтическом строе поэта, все стихи его так или иначе обнаруживают принадлежность к простым людям, людям честного труда:
     Заиграла вдруг гармошка
     За станицею в тиши.
     Погоди, постой немножко,
     Гармонист моей души.
     Переборами, басами,
     Переливами стиха,
     Голубыми небесами
     Разрываются меха…
     Раздел книги "Когда душа грустит в ночи" содержит новые песни, и поэтому стоит особняком в книге "Свет любви". Почему-то с некоторых пор в общественном сознании сложилось (или было навязано) такое представление, что песня — это как бы и не совсем стихи, что песенные тексты нельзя судить по таким же высоким критериям, как поэзию… И это при том, что существуют великие, всемирно известные русские песни ("Ой, да не вечер, да не вечер…", "Догорай, гори, моя лучина…", и др.) огромной поэтической силы, несущие в своих словах наше национальное самосознание и передающие его подспудно из поколения в поколение… Не впадая в сравнение, скажу лишь, что истоки песен Юрия Колоднего находятся именно в сфере народной песни, а также в сфере русской державной песенной традиции. В общем и целом, как автор текстов песен, Юрий Колодний предстаёт перед читателем, как говорится, "отдельной строкой" — зрелым мастером, знающим законы жанра и чувствующим болевой нерв народной жизни…
     Творчество Юрия Колоднего ещё ждёт своего взыскательного критика, которому предстоит более системно и масштабно раскрыть особенности этого значительного поэтического дарования. В рамках предисловия следует сказать, что его творчество переживает подъём, и книга "Свет любви", возможно, знаменует яркий этап в развитии поэта.
     Поэзия Юрия Колоднего сегодня нужна России. Нужна потому, что в настоящее время, когда мы стоим на переломе времён, за которым неведомо, что ждёт нас, в эти роковые времена русскому народу необходимы источники веры в своё предназначение, в святость и вечность России в Божьем мире, в незыблемость духовных ценностей, завещанных нам нашими предками и нашей великой историей. Поэзия Юрия Колоднего — один из таких источников. Пусть сопутствует ему удача на его жизненном и творческом пути. А читателю его новой книги "Свет любви" я хочу пожелать душевной чуткости и верного понимания всего того, о чём было сказано выше.