__ ДОКЛАД Председателя Правления МГО СП России В.И. ГУСЕВА
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ДОКЛАД Председателя Правления МГО СП России В.И. ГУСЕВА

     
     Дорогие друзья,
     в отчётных докладах принято хвалиться; хвалиться нам есть чем, но, сами понимаете, если мы сейчас начнём перечислять свои подвиги за несколько лет, то до утра не закончим.
     Поэтому я решил начать с острых проблем.
     Я думаю, это интереснее для аудитории, чем похвальбы.
     Похвальбы будут в конце, если на это останется время.
     Устав: модернизация структуры управления организацией, но об этом будет специальный разговор.
     Подробности — у В.Г.Бояринова.
     Далее.
     Начать бы, конечно, с творческих вопросов, но мы начнём с денег. Такова нынче се ля ви, как теперь говорят. Конкретно об этом будет информировать опять-таки В.Г.Бояринов, который у нас занимается финансами, как и многим прочим. Я скажу лишь некие общие вещи.
     Дом наш является коллективной собственностью (оба слова важны!) Московских писателей нашей организации. Среди всех творческих союзов это единственный такой дом. Далось это нам нелегко, в своё время два года шли юридические разбирательства по этому поводу, наш аппарат проявил должные волю и терпение. Напомню кстати, что как Союз писателей мы никогда ни от кого не отделялись, отделялись от нас. Тем не менее проблем по всем линиям было много.
     Как и следовало ожидать, в обстановке, которая за этим последовала, тут же нашлись люди, желающие прийти на готовое. Методика простая: сменить руководство МГОСП, стоящее на страже дома, а затем, естественно, сменить и собственников. В этом был смысл "кампаний", которую не так давно подняла газета, называемая "Литературная Россия". Основной предмет атак и был В.И.Гусев, основное средство — клевета. Играли более всего на том, что наши арендные ставки якобы занижены. Но они были не занижены, а высоки, а некоторые площади в доме были не полностью использованы в связи с, так сказать, географическим положением нашего дома. Более конкретно я тут не имею права сказать, кто понимает, тот понимает. Попутно нам, разумеется, приплели всё что угодно, от судьбы писательской поликлиники, к чему Московская организациями никогда не имела никакого касательства, до отношений В.И.Гусева со студентами, что вообще не дело ума этой самой "Литературной России".
     В связи со всем этим были проведены независимый аудит, беседы в налоговой инспекции, собрания и круглые столы писателей, состоялись публикации в "Литературной газете", "Московском литераторе" и т.д. Все это материалы подтвердили неправоту "ЛитРоссии" (собственно, обо всей "ЛитРоссии" говорить трудно, ибо в деле с её стороны участвовали в общей сложности 3-4 человека, из них двое — муж и жена). Хотели мы затеять дело о клевете, да решили, что не творческое это дело, такие дела.
     Далее, о кризисе и о том, как это отразилось на нашей организации.
     Отразилось очень просто: вот тут-то и упали арендные платежи. Арендаторы, в связи с дефицитом денег, стали срочно переезжать на окраины Москвы, за город и т.д. А поскольку в Московской организации, в связи с налогами и ростом дороговизны в содержании дома, и никогда не было лишних-то денег (вопреки "мнению" "ЛитРоссии"!), то мы вынуждены были принять меры. Были сокращены зарплаты аппарата, в том числе и у начальства. Ряд наших изданий был переведён на интернетный режим, остались в бумажном варианте "Московский литератор", "Московский Вестник", героическими усилиями Л.К Котюкова была восстановлена "Поэзия". При этом были приняты и меры компенсации, о чём позже. В целом кризис, конечно, как видите, повлиял на нас, но повлиял не так сильно, как можно было ожидать.
     Литфонды — дело особое; мы — об "МО".
     Каково в этой ситуации было положение Московской организации и, скажем прямо, просто моё положение? Сплошные тупики. С одной стороны — мой долг — отвечать не за литфонды и т.д., а за Московскую организацию писателей. Все враждующие стороны, естественно, втягивали её в "процесс", порою напрочь забывая об интересах и престиже самой этой организации. Причём каждое наше движение воспринималось как оскорбление то тем, то тем. С другой стороны, у нас у всех, в том числе у меня самого, не было никакой охоты ссориться с уважаемыми писательскими организациями и деятелями литературы. Одни имена-то: Михалков, Бондарев, Ю.Поляков….
     Не могу сказать, что в этих условиях все эти наши "движения" были неизменно ловки и гармоничны. Уж больно трудно было. Но что могли, то и делали. Моя главная задача была — хранить престиж и авторитет Московской городской организации Союза писателей России.
     Об отношениях с другими союзами писателей. С, как мы говорим "Комсомольским проспектом" (с его руководством) отношения были в общем товарищеские, основанные на внутреннем взаимопонимании в существенных вопросах писательской жизни и быта. Московская организация, я считаю, сыграла свою положительную роль в состоявшихся недавно отчётно-перевыборных действиях российского союза. Были, конечно, в эти годы всякого рода, как мы говорим, зазубрины в этих отношениях, но они преодолевались достаточно органично. С Союзом писателей Москвы после ухода из жизни Р.Ф.Казаковой отношения в, так сказать, личном плане улучшились, но есть ещё определённые технические вопросы со стороны самого Союза Москвы.
     Особо тяжкая проблема — это распространение нашей печатной продукции. Как известно, проблема это отнюдь не только наша, но от этого не легче. В последнее время, благодаря усилиям безвременно ушедшего от нас нашего товарища Михаила Зубавина, того же Льва Котюкова, В.Левчука и других, наладились связи с одним из самых солидных книжных магазинов Москвы. Это "Библио-Глобус". Встречи, презентации. Но нельзя сказать, что эти связи спасают общее положение. Новой нашей администрации предстоит специально заняться этим вопросом.
     В связи со всем этим — об индивидуальных книгах писателей за счёт организации. Книги издаются, но не по решениям творческих бюро, а по решению Правления. Повышение ответственности в этом деле обусловлено, в частности, тоже вопросами распространения. Тиражи забирают авторы, и сплошь и рядом эти тиражи так и остаются у этих авторов, никуда не идут. Уровень Правления улучшает систему отбора и ответственности, опять-таки не вдаваясь в подробности.
     Теперь об этих самых положительных моментах. О "похвальбе".
     Тем не менее организация нашла возможным, путём разной экономии, начать и успешно продолжить кампанию по представлению всех членов нашего Союза писателей в Интернете. Сведения об авторе, образцы творчества.
     И у нас с самого начала была мысль, что дело тут не только в самом Интернете, но и в сплочении московского союза писателей в наше, казалось бы, безнадёжно центробежное время, единение сил. Писатель лишь за письменным столом одинок, а человек он социальный. Даже кто думает иначе, на деле всё равно социален. Чувство локтя, товарища, чувство общественной атмосферы ему необходимо. При этом мы учитываем как церковные, так и светские принципы поведения. Те и другие принципы должны не мешать друг другу, а поддерживать друг друга. О светском: это признание светлой духовной подосновы жизни, верность Природе (не вопреки, а в согласии с ней!), внимание к национальному началу в духовной жизни, братство народов, уважение к русскому языку как важнейшему фактору современной культуры. Всё это, думается, отвечает исходным духовным началам.
     Наши предположения оказались верны. Многие из вас подтвердят это. Встречи в Московском союзе писателей, шедшие полгода, я думаю, не забудутся. Не лишни, я полагаю, были и все те писательские ордена, медали, дипломы, которые вручались писателям, конкурсы, которые проводились, поэтические сборники, составленные энергичной А.Уральской, и иное такое. Это общественное признание твоего труда в наше сложное время. Надо было видеть, как радовались люди этим медалям и так далее… Всё это делалось, опять-таки, за счёт экономии средств, за счёт напряжения финансовой дисциплины и оправдало себя. Нельзя не отметить особо заслуг в организации этих дел самого В.Г.Бояринова и его команды.
     Наши печатные издания работали тоже на повышенном напряжении: в связи со всем, о чём сказано выше. "Московский литератор" железно выдержал свою регулярность, печатал стихи, прозу сотен наших товарищей (не привожу имена, это было бы обидно для тех, кто не упомянут": писатель есть писатель), сотни рецензий на их творчество. Наша "скромная" газетная рубрика "Новости", если проследить за ней по газете, отражает бурную и многостороннюю жизнь организации — жизнь, которую, конечно, не охватить ни в каком докладе, если даже растянуть его на сутки. Наши с Голубничим передовые на первой полосе, надеемся, адекватно отражали духовную, идейную позицию организации: высокое уважение к русской культуре, братство народов, недовольство теми дисгармоничными явлениями, которыми полна нынешняя жизнь.
     Для примера вот лишь один "рядовой" номер: ну, №22 за 2009 год. Объявление о медали "55 лет МГОСП России". Колонка редактора о ситуации в Москве и изложение речей на Московском совещании писателей и в Академии словесности. Материал к 195-летию Лермонтова. Дни Гамсуна в Москве. Стихи, проза. В.Артюх: две рецензии на книги наших товарищей. Материал о литературной студии "Некрасовка". Новости: упомянутые Всемосковское совещание писателей, заседание Академии словесности; встреча с молодыми сотрудниками "Независимой газеты", награждение писателей грамотами министерства культуры, вечер памяти В.Цыбина, заседание бюро поэтов, почётные дипломы им. А.Т.Твардовского, медаль "Генерал Скобелев", тираж альманаха "Рать", где напечатаны наши, открытие в ЛИТО "Красная Пресня", презентация наших книг в "Библио-Глобусе", вечер А.Оганяна.
     Тут видна, по-моему, и работа газеты, и работа организации.
     Так что, в этом плане, хвала тов. Голубничему.
     Кроме житейских, организационных и финансовых, были у нас и другие задачи.
     Здесь я не побоюсь высоких слов.
     Одной из главных задач мы считали укрепление престижа, репутации и влияния московской организации писателей на жизнь и духовное состояние народа в трудные для него дни. На укрепление авторитета нашей литературы, авторитета, который ныне непрерывно пытаются подорвать все деятели собственной выгоды-корысти и просто разные тёмные силы. И, добавим, просто имущественные разборки, о которых шла речь выше.
     Должно сказать, что в этом деле успехи наши значительны, и должно наконец отметить их как в ответ на все нападки этих самых тёмных сил, так, и главное, и просто ради истины.
     Начнём, как говорится, с самого широкого концентрического круга: с международных сфер.
     Во-первых, скажу сразу, наши международные связи шли почти исключительно не за счёт денег организации, а за счёт того, что нами давно уже положительно интересуются другие культуры и связанные с ними круги нашей же высокой администрации. Наш авторитет велик, несмотря ни на что; нас слушают; наши мнения принимают к сведению.
     Об этом говорят международный конгресс писателей, проведённый в Москве (организатор В.А.Иванов-Таганский), широкие международные фестивали и другие мероприятия в Болгарии (В.Бояринов, М.Замшев), всеармейское совещание военных писателей (после перерыва в 17 лет!) (В.Силкин), Венский и Пражский фестивали ( И.Силецкая), недавние всемосковские совещания писателей при участии студентов Литинститута и вообще творческой молодёжи (В.Силкин и др.) и гостей из-за рубежа. Я уж не говорю о собраниях "Золотого пера" С.Савицкой, которая умудряется подружить людей самых разных и, казалось бы, "несовместных". Все эти и другие широкие форумы имели отклик, притом в подавляющем большинстве положительный, во всём мире.
     За эти годы писатели наши побывали "в гостях" или принимали у себя писателей и вообще деятелей культуры из Китая, Болгарии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Австрии, Франции, Монголии, Непала, Польши, Чехии, Сербии, Черногории, Австралии, Таджикистана, Казахстана, Туркестана, Узбекистана, Украины, Прибалтики, разумеется Белоруссии и Крыма и др. Практически все встречи были плодотворны.
     Если говорить о самой внутренней России, то картина не менее впечатляюща. Санкт-Петербург, Дагестан (много и регулярно), Чечня, Орёл, Воронеж и область (энтузиасты Петриевы!..), Смоленск, Калмыкия, Рязань и область, Нижний Новгород, Архангельск, Иваново, Владимир, "ближние" Коломна, Подольск, Пущино, Пушкино, Егорьевск, Дмитров, Баковка, Мытищи, Зеленоград и мн. др. И везде наши поэты, прозаики, критики участвуют в творческих мероприятиях, в жюри престижных премий (некогда всё это перечислять); срывов практически не было, одни благодарности.
     Наконец, о самой Москве. Тут особенно трудно всё перечислить. Правительства Москвы и Московской области, МИД (Лавров — член нашего Союза!), МВД (Л.Котюков и др.), Газпром, Литобъединение Московского университета, московские вузы и школы (неутомимый П.Калитин, В.Силкин), ВАК России, разумеется Литинститут (Б.Тарасов, С.Есин — председатель творческого объединения прозы, В.Сорокин — глава поэтов), разумеется Институт мировой литературы (Небольсин и др), организации меценатов "Мир Добра", защитников Природы (Н.Н.Дроздов), Воронежских заповедника и Биоцентра, общества "Россия Православная", серии "Москва поэтическая", Академий Российской словесности, литературы, социологии, Качества и др.
     Я упомянул о молодёжи. Нет времени специально говорить об этом, а говорить можно долго. Наша Е.Муссалитина, глава ассоциации молодых, а также поэт С.Соколкин и ещё многие проводят не только "междусобойчики", а и вечера старших товарищей, особенно ушедших от нас, встречи с музыкантами и иное — творческое… Тот же тоже неутомимый Замшев, тот же Голубничий… Вообще о молодёжи тоже речь особая, тут можно говорить тоже сутки. Начиная с того, что и среди того, что мы "догматически" продолжаем называть молодёжью, уже образовалось несколько поколений, различных по взглядам, пристрастиям. Не говоря уже о том, что "среди всех поколений, есть все поколения"…. Журнал "Московский вестник" регулярно печатает молодых писателей, там десятки имён, можно посмотреть. Среди них есть покамест почти никому не известные, но сильно талантливые, вроде И.Брончуковой.
     Интенсивно действуют наши литобъединения и мастер-классы ("Красная Пресня" и другие), в которых, кстати, с удовольствием заседает не только молодёжь и происходит реальное, а не формальное единение поколений (руководят нынешний редактор журн. "Проза" А.Торопцев, авторитетные писатели тот же Л.Котюков, А.Бобров).
     Одна из главных "линий" нашей деятельности — военная. Военно-литературная. Она из главных не только потому, что её ведёт авторитетный поэт и общественный деятель В.Силкин, но и по принципиальным соображениям. (Хотя, правда, тут одно от другого неотрывно). Новая русская литература начиналась со "Слова о полку Игореве": автор и герой — военные. Образ благородного военного, человека чести и совести, идёт и через всю новейшую нашу литературу. Ломоносов (оды), Державин (сам военный и оды), Денис Давыдов, Марлинский, Лермонтов, Полежаев, Толстой, Гумилёв, советские писатели…. Герои од "Румянцев и Суворов", герои Бестужева-Марлинского, Печорин (при всех претензиях к нему!), Андрей Болконский, Тузенбах, герои "Белой гвардии", Телегин и Рощин, Григорий Мелехов, наконец, Теркин…. В этих авторах и героях воплощается великая идея единства духа и действия, которая всегда так поднимала на подвиг русский народ, русское общество и соответственно русскую литературу и близкие ей литературы.
     Встречи и контакты с военными писателями у нас непрерывны. От широких совещаний (см. выше) до бесед просто за столом — всё при нас.
     Ещё одна "линия" наша заметная — это "уважение к преданию", высокая память. Художественная литература — это, само собой, и новизна (в том числе "формы", мы вовсе не против "экспериментов", мы за, что сегодня эксперимент, то завтра может стать истиной), но это и — высокая традиция. "Храните предание".
     Здесь нам много помогает и наш уважаемый Союз ветеранов, во главе сначала со светлой памяти В.Ивановым, а теперь — с М.Бурыкиным.
     Я, как вы заметили, не разбиваю доклад на "творческие объединения", говорю обо всём сразу. Тут нет умысла, просто жизнь организации — она сейчас более цельная, чем ранее. Да и как можно разбить? Откройте любой календарь ЦДЛ — там минимум 3-4 мероприятия разных наших творческих объединений. Один П.Калитин ("Русская идея") чего стоит… А ведь календари выходят в сезон каждый месяц. Много работала проза: (С.Есин, С.Сибирцев и др.): рубрики, отдельные обсуждения, "метафизический реализм"…. Критики, как ни странно, больше молчали; иногда создавалось ощущение, что за всех за них, и не только за них, работает одна М.Замотина… Между тем возникло уже целое новое поколение (верней, поколения!) критиков: П. Басинский, Р.Ляшева, Ж.Голенко, В.Пустовая, А.Шорохов и многие, многие…Очень собранно работали "дети" (объединение А.Торопцева).
     Но я всё это к тому, что особенно хотелось бы отметить, не побоюсь слова, подвижническую деятельность В.В.Сорокина, и особенно по сохранению этой самой Памяти (да, с большой буквы!) — Предания. Незабываемые вечера Некрасова, Есенина, Вас.Фёдорова, П.Васильева, В.Цыбина, Б.Примерова и ещё многих — ушедших…. Если ещё учесть, что Сорокин, решусь на сравнение, как курица с цыплятами носится со своими ВЛК-шниками и прочими молодыми, то — что же тут.
     Кстати о Памяти. Мы и в этом шире, чем порою кажется кому-то. Недавно прошли торжества по случаю юбилея Гамсуна, мы приняли участие. Ну и так далее.
     Это я к тому, что широты нам не занимать стать, какие бы там бочки ни катили на нас; другое дело, что широта широтой, а мы старались держать духовный Стержень, а не только широту. Что и не устраивает ныне многих.
     Чтобы завершить о Памяти, скажу, что журнал "Московский Вестник" всячески поддерживает эту традицию и в специальной рубрике печатал материалы о Вас.Фёдорове, В.Цыбине, А.Жигулине, А.Прасолове, Р.Гамзатове, А.Передрееве, Д.Кугультнове, Мусе Джалиле в переводах лучших русских поэтов, М.Кариме и других крупных писателях. Готовятся большие материалы о Я.Смелякове, М.Луконине — не только Поэтах с большой буквы, но и общественных деятелях Московской организации, и, как видно и из этого списка, мы тут обращаем внимание, конечно, в основном на Москву, но — не только. У нас есть специальная рубрика "Вся Россия".
     Дорогие друзья, у меня, как видите, нет обычно принятых в докладах длинных списков имён современных писателей. Я опять-таки учитываю и уважаю самоё психологию писателя. Как бы ни были длинны списки, они всё равно, как мы прекрасно знаем, обижают многих и многих достойных — "не упомянутых". Кроме того, это всё-таки всего лишь отчёт Правления, а не оценки талантов. Мы, конечно, знаем писателей, имеем свои мнения насчёт талантов, но в данном случае не будем их навязывать, эти мнения.
     Финансово-административные подробности — повторяю, у В.Г.Бояринова. У него факты подкреплены цифрами.
      У меня всё.
      Спасибо за внимание.