Юрий Богданов __ СОЛДАТ ЛЮБВИ
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Богданов
СОЛДАТ ЛЮБВИ

     
     Максим ЗАМШЕВ, "Безоружный солдат" — М., Библиотека журнала "Дети РА", 2009.
     Название новой книги известного поэта Максима Замшева "Безоружный солдат" ставит нас в некоторое недоумение. Перед чем или перед кем его лирический герой безоружен? Перед любовью к женщине, перед сложным настоящим временем, не всегда понятным простому человеку, перед вечностью или перед любовью к своей великой Отчизне?
     Читая книгу, читатель видит, что эти предположения относятся ко всем перечисленным выше ипостасям.
     Сразу хочется отметить, что, о чём бы ни писал поэт, отчётливо слышна в каждой строке стихотворения скрытая от "тугого" уха музыка. Её тональность связывает эту неуловимую музыку воедино, что, не в последнюю очередь, придаёт книге цельность большого поэтического полотна.
     В книге нет разделов, указывающих на какую-то определённую тематику стихотворений, а стихи о Родине, о любви к женщине перемежаются, высвечивая лирического героя поэта, то с одной, то с другой стороны.
     Всего в трёх строфах стихотворения "По берегу печаль проходит гейшей…" лишь намёк о месте событий, а как сконцентрировано в последней строфе вместилась и боль, и печаль русского человека за историческую трагедию нашего флота:
     Слова, как чайки, ветром уносимы,
     И родина отсюда не видна.
     Эскадре русской не забыть Цусимы,
     И моряку живым не встать со дна.
     Ещё об одной войне, в которой погибали наши солдаты на чужой земле, говорит поэт с глубокой болью в стихотворении "Шершавый собачий язык…". Оно также оканчивается трагически: "…На золоте бывших знамён Играют румяные дети. С тоскою на письма глядят Почтовые старые марки, И падает навзничь солдат В немецком запущенном парке". Страны разные, времена тоже, а суть одна — гибель русского солдата за свою страну, за свободу.
     Как продолжение темы, но уже в ощущении современного солдата, пока ещё не прошедшего горнило военных событий, звучат предостерегающие строки предвидения в стихотворении "Помнишь, мы всё потеряли…": "А командиры орали, А подчинённые шли. Помнишь, мы всё потеряли. И ничего не нашли".
     Более обострённо лирический герой поэта чувствует трагичность сегодняшнего дня и бессмысленность приготовления к современным войнам всего человечества в стихотворении: "Гремят барабаны убогие…": "Солдаты уходят колоннами, Такая их доля — вперёд. И осень руками холёными Их нежно за горло берёт. Она проникает обманами В бесцельно снующую кровь, Мы стали уже барабанами… Грохочет последняя дробь".
     Переворачиваешь страницу и совсем иное: чистое и светлое стихотворение, с едва заметной грустинкой, присущей тихому, но неспокойному быту: "Почернели костры, отгоря…":
     Листопад очищает от лжи.
     Мы найдём ещё преданных женщин.
     С каждым годом так хочется жить,
     Только жить остаётся всё меньше.
     Это и любовь, и вера солдата, который надеется на лучшее в этой скоротечной жизни, но понимает, что желание жить не всегда сочетается с реальностью мира сего.
     В книге есть несколько стихотворений о родине, о России. Обострённое чувство исторического разлада в стране, грозящего ей гибелью отображено в замечательном стихотворении "Далеко разлетаются аисты":
     Выходи на равнину — там холодно,
     Только холод нас может спасти.
     А туда, где Отчизна расколота,
     Никогда никому не дойти.
     И далее: "…Поперхнулась крикливыми стаями Бесконечная русская даль. Видишь, облако в небе растаяло? Так растает и наша печаль…".
     Главное — вера в будущее страны, несмотря на те трудности, которые обрушились на наш народ и какие бы они ни были в будущем, мы их преодолеем. Оканчивается стихотворение оптимистически:
     Мы очнёмся. Увидим, как иноки
     Не скрывают сияющих лиц.
     И тогда горизонты раздвинутся
     Над с
     траной, что не помнит границ.
     Взгляд поэта на Россию непрост, а проникнут глубокой философской мыслью и оригинальным образным мышлением:
     Россию сравнивали с песней,
     С любимой, с матерью, с сестрой.
     А я сравню без капли спеси
     Её с поэтовой судьбой.
     (Стихотворение "Россию сравнивали с песней"). В нём семь строф, в которых и необъятность России и "самокритика" поэта в том, что на её просторах: "Уже поэзия звучала Великолепнее моей…". И заканчивается стихотворение чёткими, весомыми строфами:
     Судьба поэта прихотлива,
     Как очертанье берегов.
     Судьба России молчалива,
     Ей тяжело от наших слов.
     Но каждый раз тревожит снова
     Уставший слух её поэт.
     В начале самом было слово,
     Так почему же дела нет?
     Вопросы не только к читателю, но вопросы к себе!
     И снова философский вопрос ко всем нам в стихотворении "Невозмутимая молва", которая вместе с поэтом идёт в гору. А "…С горы виднее корабли И берега державы, Видней земные короли В лучах смертельной славы…". И вновь заканчивается стихотворение вопросительной строфой:
     Видней, как солнце раздробя,
     Стрелки ликуют в тире.
     Но как же самого себя
     Увидеть в этом мире?
     Короткое, но емкое по мысли, образности стихотворение "Небо домашнего цвета". Как это может быть такого цвета небо — спросит неискушённый читатель, не привыкший к необычному образному мышлению Максима Замшева? А ответ поэта прост: "Горька участь поэта, На одичавшей земле".
     Так, во многих стихах книги образы стихотворений поражают, иногда озадачивают, волнуют, приучают другими глазами посмотреть на окружающий мир через восприятие поэта Максима Замшева.
     Хочется закончить мои отрывочные мысли цитатами из стихотворения "Закат, от стыда багровея":
     Закат, от стыда багровея,
     Всю кровь мне сегодня отдал.
     Что сделал я с жизнью своею,
     Куда я её подевал?
     И последняя строфа этого стихотворения:
     Свою не обманешь породу,
     И тень при луне не видна.
     Когда обретаешь свободу,
     То жизнь никому не нужна.
     Но жизнь лирического героя поэта Максима Замшева нужна читателю не только сегодня, а и в далёком будущем, в которое поэт верит.