Константин Ерофеев __ ЧЕГО ХОТЯТ МУЖЧИНЫ (О фильме "Антикиллер Д.К.: Любовь без памяти")
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
ЧЕГО ХОТЯТ МУЖЧИНЫ (О фильме "Антикиллер Д.К.: Любовь без памяти")

     
     Краткое содержание фильма: Спивающийся Банкир (Михаил Ефремов) теряет крупную сумму в результате бандитского наезда. Выручить его может только бывший опер Лис (Гоша Куценко), находящийся в психушке. Лис соглашается помочь Банкиру не столько из благодарности за чудесное освобождение из больницы, сколько пленившись красотой и грацией молоденькой секретарши Банкира Кати (Екатерина Климова). В течении часа Лис освобождает город от многоликого криминала и добивается взаимности Кати. Но Катя — оборотень без погон — исчезает с деньгами в последний момент (уезжает в Лондон, как все они) и попутно магическим зельем лишает Лиса памяти. Как и любой человек без памяти Лис становится знаменитым писателем...
     НЕСМОТРЯ на нехитрую фабулу фильм грозит пополнить серию культовых боевиков о бесстрашном Лисе. И две первые серии Егора Кончаловского производили незабываемое впечатление сценами смертельных схваток и захватывающих погонь. Молодой режиссер третьего фильма Эльдар Салаватов намеренно ушел от даже весьма пунктирной в прошлых сериях сюжетной линии. "Антикиллер Д.К." — почти бессвязное нагромождение убийств и драк, сцен безумия и секса. Впрочем, наверное, впервые в отечественом кинематографе, все сотворено нарочито выпукло, отчетливо, ярко, смачно. Машина взрывается и переворачивается в метре от кинокамеры. Фонтан крови брызжет почти в лицо зрителю. Крылатые фразы актеров (и матерная ругань) сопровождается не только отчетливым звуком, но и недвусмысленной артикуляцией показанных крупным планом лиц актеров.
     На крутых виражах на трассах — лучшие каскадеры страны. В боевой стойке — чемпионы по боям по правилам и без правил. В постельных сценах — ослепительные фотомодели (авторы фильма в титрах выражают благодарность известному миллиардеру — ценителю женской красоты).
     Но главным отличием третьего "Антикиллера" от двух предыдущих является аудитория будущих фанатов. Первые два фильма стали воистину народными. Их растащили на цитаты пэтэушники, на дневном телесеансе над перепетиями жизненных виражей героев вздыхают бабушки-пенсионерки. Сейчас останутся две группы фанатов. Одна — девочки-тинеджерки — визжащие от кумира и секс-символа Гоши Куценко. Другая — мужчины "за сорок".
     Последние будут пересматривать этот фильм многократно, узнавая в нем себя. Ведь и сами герои — тоже сороколетние с "хвостиком" (и немалым...) дяди — несколько располневшие и опустившиеся, полысевшие, уставшие от жизни, насквозь прокуренные, но еще не до конца спившиеся. Эти мужчины выходят, может быть, на последний перед нищей и унизительной (в нашей стране) старостью бой. Бой за любовь, за правду, за справедливость, за власть. Последний бой — это когда отступать дальше некуда, "позади Москва". Этот бой и самый решительный, и самый беспощадный к себе и противнику. А еще последний бой — он и трудный самый.
     Тот, кто способен на этот бой, может отряхнуть с себя усталость и боль былых поражений, тяжкую болезнь и скуку. В этот бой, наверное, легче всего идти в России — нечего терять, даже цепей теперь нет. Поэтому и срывается полубезумный Лис, бывший "правильный мент", в бешеную гонку за бандитским "общаком". Легко увлекает за собой банкира с опустошенной душой, отставника-спецназовца, вора в законе, ментов, шлюх, бандюгов и работяг.
     Если в первых фильмах Лис — человек системы, здесь он герой-одиночка. Он борется с одними негодяями и отморозками против других. Но зритель инстинктивно догадывается, что те, другие, — чужие, враги. Они из Лондона — города беглых олигархов, разведчиков-перебежчиков, детей воров и казнокрадов. Они молоды и красивы, изобретательны и талантливы. Но нас не обманешь — это враги.
     Впрочем, чувство справедливости у Лиса и его друзей подавляется неким еще более мощным чувством, про которое нам рассказал еще дедушка Фрейд. Почти весь фильм крутится вокруг предмета гордости каждого мужчины. Этот предмет беспрестанно (и в самой циничной форме тоже) поминается в диалогах. Он предстает перед зрителями в виде надписей в общественном сортире (а именно там происходят все основные действия фильма) и скабрезных "игрушек". Его олицетворяют вскинутые дула бесчисленных пистолетов. Да и сама блестящая голова главного героя ...
     Но все не легковесно. Фрейдистская линия фильма тяжела, неповоротлива, основательна, обдуманна. Она отражение опыта и комплексов стареющих мужчин, их представлений о любви. Тут нет романтики и восторженности. Здесь на тропу войны (самой древней в мире войны — битвы мужчины и женщины) выходят зрелые бойцы. Их лица покрыты шрамами бесчисленных поражений и побед. Их сердца закованы в непробиваемую (как им кажется) броню бесстрастия и беспощадности. В их фильме женщина ведет себя так, как только и может вести себя сложившийся за несколько десятилетий этот образ. Женщиной овладевают без ухаживаний, без ласк и без прелюдий. Сразу, бешеным напором. В грязном багажнике автомобиля. В загаженном туалете, предварительно разбив ей нос. По законам жанра прекрасные дамы по мере роста грубости, боли и страха, испытывают все большую нежность и привязанность к героям. Некогда недоступные, ухоженные и накрашенные, по ходу недолгого действия фильма они переодеваются в лохмотья, спиваются и опускаются. Т.е. становятся равными "старым коням", стремящимся не испортить свою колею. А в эпилоге рожают им детей...