Екатерина Глушик __ ЗАМАНИТЬ УДАЧУ
Московский литератор
 Номер 23, декабрь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Екатерина Глушик
ЗАМАНИТЬ УДАЧУ

     
     Соседка раздавала вещи умершего отца, и Виктория взяла себе палку-трость. Изумление такой выбор вызвал и у соседки, и у Викиного мужа. Когда она принесла палку, Алексей спросил:
     — Для кого вещь сия? Для каких целей в нашем доме этот достаточно экзотичный для непожилой семейной пары, их дочери-подростка и годовалого сына предмет?
     Своими шуточками супруг раздражал Вику. Он подтрунивал над ее рачительностью, ее девичью фамилию "Караваева" как только ни обыгрывал в своих остротах! "Караваева, — лицедействовал он, придавая лицу значительности, — это побочная ветвь помещика Павла Плюшкина. Как известно, господин сей не состоял в законном браке, однако девки, шельмы, таскавшие у него сухие корки, кое-что и ему притащили — в подоле. И все благородные черты милого Павлуши передались по наследству, в частности, моей супруге, прямому потомку Плюшкина, не могущего по пустым причинам формальности и сословных предрассудков передать и благородную, прославившуюся по всей Руси великой фамилию, родимому дитяте. Так что де-факто мы Плюшкины, и лишь де-юре — Караваевы". Или обращался к ней после появления в доме бывших в употреблении вещей: "Караваева, на чье на этот раз рот разеваево?"
     А свекровь чуть ли не мещанкой Вику считала. И потому в случаях, подобных этому, приходилось как бы оправдывать прописку в доме ненужных вещей. Не скажешь же мужу, мол, взяла вещь потому, что металлический набалдашник трости вполне может оказаться серебряным, сама трость очень изящна — хоть сейчас в кино ее снимай в паре с каким-нибудь дореволюционным профессором. Это придает хозяевам трости, даже новым, аристократичности. И уж тем более не поделишься, что все приличные вещи уже разобрали. Не брать же старую рубаху! Ее и на даче Алексей не станет носить. Показавшийся странным выбор трости соседке был объяснен так: "Мне не выгода нужна, возможность попользоваться самой вещью, а чтобы о дяде Боре напоминало". А мужу просто ответила:
      — Пригодится. Что, места ей не найдем?
     Пригодилась трость ранее, чем можно было ожидать. Стала Вика что-то прихрамывать. Колено не держало: как будто под коленку кто-то стукает, и нога невольно сгибается. Поначалу Вика не очень обращала внимание, тем более, что ходила мало и редко — почти все время на машине муж возил. Потом уж так стало болеть, что не то что идти, а и приступать на ногу невозможно. Пригодилась трость — с ней и стала ходить Вика.
     В больнице поначалу ничего определенного не говорили. А потом бабахнули как громом среди ясного неба: инфекционный полиомиелит. И палка-трость стал постоянным атрибутом Виктории. Она как-то сказала мужу:
     — Видишь, пригодилась палка. Никогда не знаешь, что и как потребуется. Запас карман не тянет.
     Рачительность и стремление запастись впрок, особенно если даром что-то в руки идет, не раз уже пригождались Вике. Она то и дело мужу подчеркивала, мол, пригодилось, а ты вечно против, говоришь, что хламом домом заполняю.
     Шла как-то она к метро, а около женщина продает приборы для измерения давления. Зарплату этими приборами выдают, и она совсем дешево предлагала. Вика купила. Принесла домой — муж, конечно, мол, зачем купила, ни у кого у нас давления нет. Ему что ни принеси — все зачем да на что. Да вот на то. На всякий случай. Ну и она мужу, мол, сейчас нету — завтра будет. И что же? Приходит как-то супруг с работы, говорит — голова болит. Да так сильно к вечеру разболелась, что "Скорую" вызвали. Давление! Вот тебе и нету! Не было, и вдруг! А дома уже готовый аппарат.
     Принесла она раз удобную вещь на случай, если руку сломаешь: это как бы такая муфта на широкой тесьме, куда можно руку в гипсе положить, чтобы не на весу держать. Обычно бинтовую привязь используют, но эта специальное приспособление в таких случаях очень удобно. Вике предложила коллега по бывшей работе. Вернее, спросила, не надо ли кому: выбросить жалко. Вика сказала, что нужно, мол, у соседки муж руку сломал. Но взяла для себя — мало ли что? Пусть впрок будет. И буквально месяца не прошло — муж на ровном месте по сухому чистому асфальту шел и упал — закрытый перелом. Так что пригодилась вещь.
     Кстати, касалось это не только вещей, но и услуг, специалистов разных, которые запасливой Виктории пригождались. Возвращались однажды с дачи. Смотрит Вика из окна — щит с рекламой ритуального бюро, все виды услуг, скидки двадцать процентов. Она достала ручку, записала телефон и адрес этого бюро: в черте города фактически, а цены наверняка ниже. Вот случись что. К кому обращаться?
     И буквально через две недели после этого свекор умирает от сердечного приступа. А у Вики уже и телефон есть, куда обратиться, чтобы и недорого. Через ту фирму все и сделали.
     А протезист зубной детский? Заговорили с приятельницей, что у той есть знакомый стоматолог, который специализируется на протезировании детей и подростков, у кого зубы уже коренные, но по каким-то причинам то ли выпадают, то ли их выбивают. Вика сразу телефоном запаслась: двое детей все-таки. Тем более, мужик этот под какую-то программу городскую подстроился и делает скидки значительные. Только об этом поговорили, телефон она взяла — приезжает Настька с экскурсии в Новгород без переднего зуба — играли в гостинице, она неудачно с кровати упала, губу рассекла и зуб сломала. Ну и тут же этому доктору позвонили, он ей и вставил. А вот кто бы мог подумать? Но Виктория — все вперед предвидит и на всякий случай запасается.
     Слава Богу, есть дача, там кладовка большая, можно вещи туда увозить. Вика почти ничего не выкидывает, если что-то еще может пригодиться, и не раздает ни детские, ни свои вещи, пусть даже из моды вышли. Ну а детские тем более. Сыну ни ползунки не пришлось покупать, ни распашонки — от дочери осталось, хотя разница у них двенадцать лет. Да и когда соседка вещи от подрастающей дочки раздавала, Вика все забирала, якобы для кого-то, но оставляла себе, вернее, для внуков. И даже коляску взяла, поскольку своя заржавела окончательно и совсем уж старомодно смотрелась. А внуки пойдут (когда это еще будет!) — стыдно станет со старой прогуливаться. Муж опять ворчал, но Вика заставила его увезти на дачу эту самую коляску.
     Сдавая экзамены, дочь очень волновалась. Так волновалась, что ее и рвало, и голова болела — нервное напряжение. Слава Богу, сдала, стала готовиться в десятый класс. Поехала с подружкой к ее бабушке в Орел. Ну, звонили, конечно, что все хорошо. Когда приехала в конце лета, живот лез на лоб, что называется. Родителей поставила перед фактом — скоро рожает. Еле выпытали с отцом, от кого. Пошли разбираться. Парень — выпускник их школы, он и не против был отцовство признать, жениться, только содержать семью не мог и жить к себе привести тоже не мог.
     Свадьбу, конечно, не играли, зарегистрировались, он переехал к жене. Он дальше учиться пошел, не зарабатывал, дочка — тем более, Вика со своим полиомиелитом на инвалидности, один Алексей добытчик. Вот вещи детские и пригодились. Помянула она ему коляску. Мол, сейчас бы вот поди купи, когда считать каждый рубль приходится. А он ей в сердцах:
     — Да ты своими запасами как накликаешь все эти напасти! Хоть бы что доброе произошло! Ты на что хорошее запасись. Кошелек, что ли, купи большой или Христа ради у кого возьми после покойника богатого — может, выиграешь денег кучу в этот кошелек или наследство от неведомого благодетеля получишь.
     Тут Вику как молнией мысль пронзила: действительно! Она перебрала в памяти подобные эпизоды и обнаружила поразительную связь: как только в доме появлялась специфическая, на тот или иной особый случай, вещь, как и этот самый случай не заставлял себя ждать. Предмет словно тянул за собой событие, для которого был предназначен. Или эти происшествия волоклись вслед за своими вещами.
     Поначалу Вика даже испугалась. Нет, она не больно суеверная, но тут уж очень явная связь. А потом обрадовалась. Прекрасно! Если это так, то получается, что судьбу можно направлять в нужное русло, расставляя на ее пути своеобразные вешки, манки. Надо будет просто приносить вещи в дом, для счастливых случаев, а они за собой потянут удачи и приобретения! И начать с кошелька, упомянутого мужем. Вика точно теперь уже знает, что простыми совпадениями тут дело не обошлось. Попробовать можно, половить вещами, как сетями, удачу.
     И тут как по заказу, придя в магазин, Вика попала на распродажу портмоне. У нее есть, в новом не было нужды, но и распродавали по таким низким ценам, что грех не купить. Но самое главное — он должен был послужить приманкой. Приобретен был самый солидный: с множеством отделений. Одним словом, ставку Вика на этот раз сделала на большие деньги.
     Вскоре вопрос больших денег стал для семьи по-настоящему актуальным. Дочь, юная мама, постоянно не высыпающаяся, стала наполнять ванну водой, чтобы помыться, пока малыш спал. Сама прилегла на минуту и заснула. Разбудили ее прибежавшие со второго этажа соседи: Настя залила со своего 6-го всех нижних. Пришлось продать машину, чтобы возместить соседям ущерб хотя бы частично. Вот тебе и большие деньги!
     Услышав, что в городе существует программа обеспечения жильем молодых семей, Виктория собрала документы на получение дочерью субсидии для приобретения квартиры. Ей, как совсем молодой матери, можно было рассчитывать на выплату кредита организациями, опекающими малолетних. Вика этот вопрос держала на ежедневном контроле, следила, как двигаются документы, какой дочь с семьей стоит на своеобразной очереди: вон такая же сопля получила субсидию через год после рождения ребенка, а через три года уже имела ее в полной собственности: благотворительная организация погасила ссуду.
     Не просто пассивно ждать, а действовать решила Вика, используя свою способность вещами влечь события. И когда сделавшие ремонт знакомые, решив обставить квартиру новой мебелью, предложили свою старую — диван и шкаф — Виктория сразу послала за ней мужа, расценив это как знак, будучи уверенной, что мебель окажется востребованной и потянет за собой новоселье.
     И действительно оказалась востребованной! И действительно было справлено новоселье: из деревни, где жил дед, пришла весть — тот уснул с затопленной печью, из неё выпала головешка, начался пожар, в котором дотла сгорел дом, дед в последний момент выскочил в окно, сломал шейку бедра, госпитализирован в поселковую больницу. После выписки деда привезли к Виктории, поселили в комнату к матери. Туда и впихнули диван со шкафом, ставшие скарбом и всем хозяйством погорельца. Для деда, не будь дивана, пришлось бы приобретать какую-то лежанку.
     "Вещи на счастье и удачу" ни счастья, ни удачи в дом не приносили. Но Виктория и не думала отступаться от идеи вести судьбу по заготовленному ею маршруту, на котором она оставляла предметы-знаки, ловушки желаемых событий. Это все были разминки перед серьезным матчем с судьбой, скоро игра пойдет по-крупному. Все получится! Надо просто выбирать правильные знаковые предметы. Надо, чтобы судьба двигалась по благонесущему маршруту. Необходимо учитывать и те знаки, которые кажутся случайными. Ведь когда и трость, к примеру, была принесена, и привязь для сломанных рук, эти самые около событийные признаки не учитывались, а они были! Их надо фиксировать, когда планируешь обуздать счастье. Просто жизнь должна стать загоном, куда гнать фортуну и захлопывать дверь. Житие свое сделать ловушкой, куда, как сыр, класть вещи-приманки, на которые, словно на живца, и пойдут желаемые, планируемые события.
     Такой неявный знак подала судьба, когда Виктория решила пройти остановку пешком. Будто внутренний голос подсказал: "Пешком через дворы иди". А там этот самый знак: открывшееся казино, где мелькающая реклама сообщает, что каждую субботу разыгрывается автомобиль "Хонда". Сам автомобиль красовался тут же на пьедестале. Просто садись и уезжай! Только выиграй сначала. Вот это да! Ведь семья, вынужденно продавшая свою, очень нуждается в машине. Тут же узнала, что в розыгрыше участвуют все посетители с любым количеством фишек. Сама она в игроки не пойдет— мужа надо послать. От дома недалеко, пусть пару фишек купит, попытает счастья. В том, что оно уже близко, Виктория не сомневалась. Пусть даже не с первого раза выиграет. Второй раз, третий сходит, ну и на четвертый-пятый на машине к подъезду подкатит.
     Ну а когда она зашла в магазин за хлебом, а там проходила рекламная акция собачьего корма, при покупке двух пакетов которого давали брелок для ключей от машины и среди них были наряду с "Мерседесом", "Лексусом", "Ягуаром" и "Хонда", Викторию как громом поразило: вот оно! Все знаки! И она немедленно купила два пакета корма, хотя собаки у них не было.
     Долго уговаривать мужа не пришлось. Предложение пойти в казино вечером, когда все — и кричащие дети, и кряхтящие и ворчащие старики — дома, он принял с восторгом, взял приготовленные деньги и был таков. Выиграл! В первый же вечер. Правда, не машину, а тысячу рублей. Долго возбужденно, в предвкушении большого куша, обсуждали успех. С этой тысячей на другой выходной муж был вновь послан за удачей в соседнюю улицу. Ему велено было купить на все. И вновь улыбка фортуны! Чуть меньше — 700 рублей. Но все-таки не в проигрыше.
     У многих знакомых были собаки, но отдавать никому корм Вика не стала. Пригодится еще, может. Вдруг понадобится, а нету! И вот приходят соседи и просят взять их собаку, пока сами в отпуске будут. Всего на две недели. Отказать нельзя, поскольку у них дачи рядом, и соседи порой берут с собой их, а то на автобусе, электричке без своей машины хлопотно ездить. Деньги на корм собаке хозяева оставили. Но и купленный Викой, конечно, пригодился.
     Пес, тоскуя по хозяевам, выл, и лежащий дед, вообразивший, что тот его в покойники пророчит, палкой его как-то огрел. Так тот — не будь дурак — деда искусал, врача на дом вызывали. Потом еще уколы от бешенства делали. Чуть не рассорились с соседями. Вика им об укусах, намекая, чтобы как-то материально извинились. А соседи, мол, она у нас воспитанная, значит, сами виноваты, она обид не прощает, а вы, наверное, обидели. Да, корм собачий всё-таки пригодился.
     Теперь муж каждую субботу, как на работу, только с большей охотой, ходил в казино. Возвращался под утро. Все воскресенье спал, потому что в казино отдых лишь относительный: дым, жуткое, до нервных срывов, напряжение, когда следишь, на какое карта ляжет или шарик закатится.
     Когда наступил дачный сезон, Алексей отказался ездить на участок. Мотивировал тем, что с дачи нет никакого проку: дорога, семена, плата за воду, прочие расходы, не окупают себя. А автомобиль, который можно выиграть в казино, стоит того, чтобы не таскаться на опостылевший участок. Тем более, Алексей уже высчитал формулу, действуя в соответствии с которой, точно в скором времени сорвёшь куш.
     С трудом удалось затащить мужа в одну из пятниц на огород. Но Алексей в буквальном смысле сбежал в субботу днем, чтобы пойти в казино — именно сегодня, по его формуле, он должен выиграть. Семье, конечно, не говорил, но участок, на котором осталось брошенное в угоду игре семейство, был заложен. Под него взята сумма, практически вся спущенная в игорном заведении.
     …На даче хорошо спалось: воздух, тишина. Ложась спать, Вика представляла, как будет выигран автомобиль. Виктория — значит, победа. Она вывела формулу успеха в жизни, чувствовала себя управительницей провидения, человеком, который уже почти помыкает судьбой, заставляет идти у себя на поводу. Да, фортуна покуда ещё брыкается. Но не сегодня-завтра…
     Это непередаваемо приятное, волнующее ощущение — чувствовать себя властелином судьбы. В самых радужных тонах Вика будущие дары прирученной судьбы представляла. И не представляла, что спит уже не на своей даче, что ездит сюда последний сезон. Но обволакиваемая сном золотым, который сама себе навеяла, Виктория была счастлива.