Пётр Акаёмов __ «ПИСЬМА К БЛИЖНИМ» МИХАИЛА МЕНЬШИКОВА
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Пётр Акаёмов
«ПИСЬМА К БЛИЖНИМ» МИХАИЛА МЕНЬШИКОВА

     
     Выступление на Всероссийских Меньшиковских чтениях в Российской государственной библиотеке
     150 ЛЕТ НАЗАД родился Михаил Осипович Меньшиков — трагическая фигура нашей дореволюционной журналистики. Именно об этой стороне его таланта мне бы хотелось сказать.
     В ряду ярких, самобытных и острых публицистов начала ХХ века он, к сожалению, был и остаётся незаконно забытым и мало изученным крупным журналистом. За свои выступления он подвергался угрозам и клевете, но он продолжал защищать интересы России. В 1918 году Меньшиков был расстрелян почти на глазах своих шестерых детей на берегу Валдайского озера, напротив Иверского монастыря. Убит за свои смелые публикации, за непродажную журналистику, оставаясь верным своей профессии. 80 лет его имя нигде не упоминалось, а все работы в области литературоведения, философии, публицистики находились под негласным запретом.
     Одной из популярных в России газет начала ХХ века была суворинская газета "Новое время". 16 лет её ведущим сотрудником был отставной в прошлом флотский офицер М.О.Меньшиков, который вёл рубрику "Письма к ближним", публикуя 2-3 статьи в неделю. В своих блестящих письмах, которые с большим удовольствием читаются и сегодня, он поднимал широкий круг общественно-политических и социальных вопросов, духовной жизни человека. Не всё, что он писал, о чём писал и как писал, может сегодня нравится нам. В чём-то оно спорно, может вызывать даже неприятие, но то, что им написано, это написано большим мастером, пером талантливого публициста, чуткого ко времени и заслуживающего того, что бы его творчество стало доступным, изучалось бы на факультетах журналистики.
     Давайте вспомним, какие это были годы для России (с 1901 по 1918 годы), когда писал материалы в газету М.О.Меньшиков: сколько было революций, войн, потрясений, исторических событий… И какие они все судьбоносные по своему значению! Вот, например, что писал Михаил Осипович в своей статье "Жалеть ли прошлого?" 7 марта 1917 года в газете "Новое время" по поводу отречения от престола царя Николая II:
     "Для русского цезаризма война эта в неожиданном её развитии всё равно обещала гибель. Может быть, это и послужило одною из главных причин, парализовавших нашу подготовку к войне и энергию её ведения…Спрашивается, стоит ли нам жалеть прошлое, если смертный приговор ему был подписан уже в самом замысле трагедии, которую переживает мир?.. Не мог же несчастный народ простить старой сухомлиновщине того позора, к которому мы были подведены параличом власти…Жалеть ли нам прошлого, столь опозоренного, расслабленного, психически гнилого, заражавшего свежую жизнь народную… Весь свет поражён внезапностью русского переворота и взволнован радостью, взволнована радостью и вся Россия".
     Прочитав эти строчки, хочется отметить сочный и хлёсткий язык, точные и выверенные оценки, драматизм, глубину мыслей и переживаний за страну. Мне, кажется, отдельные его размышления актуальны и сегодня, другие могут быть отнесены к нашим 80-десятым годам прошлого столетия…
     Меньшиков умел увидеть и поднять пласты тех проблем, которые ещё долгие годы будут волновать умы миллионов людей в нашей стране, и остаются актуальными, по сей день.
     Вот только несколько примеров.
     В творчестве М.О.Меньшикова очень остро звучала тема сохранения русской нации (а разве она сегодня не актуальна?): "Если они хотят оставаться евреями, поляками, латышами и т.д. на нашем народном теле, то долой их, и чем скорее, тем лучше. Допуская иноплеменников как иностранцев,… мы вовсе не хотим быть подстилкою для целого рода маленьких национальностей, желающих на нашем теле размножаться и захватывать над нами власть. Мы не хотим чужого, но наша — Русская— земля должна быть нашей".
     Или тема болезни Западом, которой Россия не перестаёт болеть уже многие десятилетия (и это так!): "Мы глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные " люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнётом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя такой же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы".
     Тема духовного и культурного возрождения общества была одной из центральных в его публикациях (его бы выступления на эту тему сейчас!): "Мне, кажется, руководящим принципом, этим Духом, носящимся над хаосом, служит нравственное начало новой жизни… Работа совести не должна останавливаться на разрушении зла; её цель — созидание добра, осуществление нравственного идеала, иначе эта работа бесплодна" (статья "Работа совести").
     А в другой статье "Больная воля" Михаил Осипович пишет с надеждой, любовью и верой в то, что в России всё-таки когда-нибудь наступит духовно-нравственное обновление: "О, если бы совесть русского человека пробудилась! Если бы он, спящий с открытыми глазами, увидел всё нравственное безобразие своей жизни, всю ложь и грязь, скопившуюся веками!".
     За какую бы тему он не брался, о чём бы он ни писал, всегда это было сделано талантливо, искренне, убедительно.
     Думаю, что такую публицистику можно считать настоящей классикой!
     
     И ЕЩЁ ОДНА ТЕМА, которая мне близка в творчестве М.Меньшикова — это тема Государственной Думы. В силу того, что сам я журналист и 15 лет работаю в Государственной Думе с парламентскими журналистами.
     Хочу только привести несколько примеров, которые свидетельствуют о том, что между Государственной Думой и М.Меньшиковым существовала определённая связь.
     Во-первых, те, кто интересуется творчеством М.Меньшикова, знает, что он был одним из организаторов создания Всероссийского Национального Союза (ВНС). Именно под влиянием национальной публицистики М.Меньшикова (по заверением Князя А.П.Урусова) сложилась национальная группа в Государственной Думе.
     Во-вторых, имеются данные о том, что он выражал сочувствие первой Государственной Думе, но, по мере успокоения обстановки в стране, стал поносить "освободителей и революционеров". Такая непоследовательность взглядов была присуще М.Меньшикову.
     И хотя я не нашёл пока данных о том, что М.Меньшиков был парламентским корреспондентом и освещал регулярно депутатскую деятельность, но во всех своих публикациях он практически всегда поднимал те же острые вопросы, которые звучали в Таврическом дворце. Думаю, что он был тем публицистом, который помог становлению парламентской журналистики в России.
     Личность Михаила Осиповича Меньшикова — писателя, публициста, философа, литературного критика, блестящего полемиста, военно-морского гидрографа, общественного деятеля — заслуживает того, что бы о нём более широко узнала наша общественность, ибо сегодня мы убеждаемся в том, что его философская публицистика поражает смелостью, многообразием тем и пророчеством. "Не раз великая империя наша приближалась к краю гибели, но спасало её не богатство, которого не было, не вооружение, которым мы всегда хромали, а железное мужество её сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия", — писал М.Меньшиков. Под его словами, я думаю, готовы подписаться миллионы наших соотечественников.
     Сегодняшние очередные меньшиковские чтения, обращение к его творчеству, лишний раз говорит о том, что он — наш современник, и его имя не должно быть забыто.