Виктор Крамаренко __ ЗОЛОТАЯ ПЕЧАЛЬ
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
ЗОЛОТАЯ ПЕЧАЛЬ

     
     Сергей МИНАСЯНЦ. "Золотая печаль". Стихи. — М., Академия поэзии, 2009.
     Когда Читаешь Сергея Минасянца, на душе становится светлее. Его стихи имеют неповторимую особенность — дарить людям надежду. Обогащённые духовным словом, пронизанные молитвами и песнопениями, они удивительным образом озаряют твоё сознание мудростью и добротой. Открываешь книгу — и попадаешь в храм. Не в древний, срубленный одним лишь топором безымянным русским зодчим в Кижах, не в парящий над Красной площадью великолепный храм Василия Блаженного… А в сегодняшний, нынешний, живущий бок о бок с мирянами, надолго отлучёнными от Церкви и только сейчас нашедшими свою дорогу к ней. От осознания чуда забываешь, что перед тобой книга, бумага, выстроенные в ряд строки, — растворяешься в храме, и печаль, светлая печаль, окрыляет твою душу позолотою.
     
     Наши Ангелы сверху
     Приближаются к нам.
     Нет дороги без веры,
     Наша Родина — Храм.
     
     Эти строчки из только что вышедшей, пятой по счёту, книги Сергея Минасянца "Золотая печаль" превосходно характеризуют душевное состояние поэта, его отношение к великой своей многонациональной и многоконфессиональной Родине. Родине — Храму. Сын армянского и русского народов, родившийся перед Великой отечественной войной в Баку, много лет проработавший в геологических экспедициях, закончивший аспирантуру Института философии (!) Академии наук СССР, всю жизнь пронёс в сердце любовь к православию. Отражённые в стихах "молитвы" захлёбываются от боли, благодарят за радость и просят о спасении.
     
     Что во мне от былого останется,
     Когда с миром расстанусь земным?
     Я пред Господом должен покаяться,
     Чтоб сложить мои годы и дни.
     
     Поэзия Сергея Минасянца глубоко духовна. В "светских", приземлённых на первый взгляд сюжетах, простых, незатейливых фразах, ставятся истинно православные вопросы: что я сделал для сохранения в себе веры, какой увидят мою жизнь на Суде? И это не за текстом, как модно ныне, а открыто и ясно — что думается, то и пишется. А как по-другому может творить истинный поэт?! Тем более что тебя ведёт само провидение. Православная вера тем и отличается от других религий (не менее нравственных и почитаемых), что совесть не подменяет боязнь перед Всевышним, что покаяние, когда б оно ни случилось, не будет искренним, если в сердце отсутствует Бог. Что лицемерное, фальшивое раскаянье — тот же грех, что главное не Голгофа, а Чистилище, что….
     
     В этом мире земной путь Отчизны
     Предсказать, изменить невозможно.
     Чтоб прожить вместе с ней годы жизни,
     Надо помнить о промысле Божьем.
     
     А промысел Божий — в тебе. В твоих поступках и стремлениях. В твоей жизни праведной. Если забудешь об этом, если искушения даже самые невинные поборют твоё божественное начало, созданное по образу и подобию, то уже не промысел Божий будет тебя вести, а служение совсем другому существу.
     Стихи Сергея Минасянца — симбиоз духовной поэзии и лирики. Поэт не делает различия между ними, да это ему и не нужно. Лирический герой, попадая в храм, прикасаясь к святыне, уже становится частью этого Храма, с самого начала книги названного Родиной. Он не мыслит себя без неё и всё, что с ней происходит, пропускает сквозь сердце.
     
     Пожелтели вокруг луга
     На холмах
     и на склонах долины.
     Стала уже и тише река.
     Над рекой тихой
     крик журавлиный.
     
     Истинно русская картина. Печаль — та самая, золотая, — покрывающая, как итог, золочёным покровом уставшую землю, светлая и благостная, потому что исполнила своё предназначение, и журавлиный крик над застывшими водами как прощание и надежда на возвращение. Тишина и крик — прощание и надежда.
     
     Русь — земля, что до края светла,
     В годы грозные, годы слепые,
     Через ночи к рассвету вела,
     И над ней были лики святые.
     
     Что говорить, лихолетий на Руси нашей хватало. То мор истреблял, то сатана войско басурманов направлял, то князья похуже татар топили в крови русский люд. Но она всегда оставалась светлой и приветливой. Её до сих пор оберегает Богородица и оберегать будет до скончания века. Нужно только помогать ей своими делами и помыслами, своей любовью и верой. Любовью к Родине, верой в себя.
     
     Трудно, мой друг, прожить без веры,
     Без неё не зовёт горизонт.
     Каждый день в этой жизни серой
     Ветер времени в бездну несёт.
     Как и всё, эта жизнь проходит,
     Дней ушедших теряется след.
     Но душа словно ищет в природе
     Своё солнце потерянных лет.
     
     Как настоящий поэт Сергей Минасянц обрёл своё поэтическое лицо, его стихи узнаваемы, и слог с каждой книгой становится увереннее и увереннее. Его манера письма доверительна и неназидательна, что и привлекает современного читателя. Тот уже устал от крайностей, ему не хватает душевного собеседника.
     Таким вот собеседником мне и показался Сергей Минасянц — русский поэт с кавказскими корнями, несущий, как может, православное слово в души читателей.