__ ВКУС И ЧУВСТВО МЕРЫ
Московский литератор
 Номер 19, cентябрь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ВКУС И ЧУВСТВО МЕРЫ

     
     "Полдень", мытищинский альманах, выпуск восьмой. — Москва — Мытищи, 2009. — 188 с.
     МЫ НЕ БУДЕМ ЛИТЬ СЛЁЗ по поводу кризиса духовности, падения нравов и вырождения Русского Писателя. Довольно слёз пролито! Не пора ли, наконец, перестать жалеть себя и приняться за дело, созиданием способствуя переменам к лучшему? Не пора ли признать, что Русский Писатель и тот сноб-щелкопёр, воспевающий мерзость запустения, тот самый строчила и бумагомаратель, глядящий на нас с рекламных щитов и обложек штабелированных при входе в книжные магазины книг, вовсе не одно и то же лицо. И что бесплодно и нелепо искать Русского Писателя на гламурных тусовках, "ковровых дорожках" и прочих мероприятиях a la Hollywood. Найти его там так же невозможно, как встретить соловья в курятнике.
     Нас могут спросить: что же такое Русский Писатель? О ком сказано столько громких слов, и чего ради сотрясается воздух? Говоря "Русский Писатель", мы имеем в виду продолжателя славных традиций, оставленных нам великими основоположниками нашей словесности. Традиций, выделяющих из ряда подобных такое явление, как Русская Литература. О том, что отличает нашу словесность, было сказано и написано немало, и едва ли на этом поле возможно отрыть новый клад. Но правде не нужен мишурный блеск. Правда всегда самоценна. Правда же Русской Литературы заключается в том, что "задачу свою и смысл существования видела <она> в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих" .
     Сегодня Русский Писатель беден и не в чести. Но он жив и стойко продолжает служение. Он издаёт свои книги смехотворно малыми тиражами, он отдаёт рукописи в журналы и альманахи, не ожидая гонораров. Он гоним из крупных издательств, где смеются над ним, называя несовременным, то есть не желающим, по слову Пушкина, "взять на себя обязанность воспевать одни смертные грехи". Но он пишет. Он плывёт против течения, потому что чутьё Художника подсказывает ему, что за ним правда, и что рано или поздно "верх над конечным возьмёт бесконечное". Он неотступно борется словом против тех, кто "мнит оскорбить нас своею гордынею", из-за кого — как отметил во вступительной статье к восьмому выпуску мытищинского альманаха "Полдень" главный его редактор, русский поэт-патриот Валентин Сорокин — "в литературу хлынула безнравственная "попса" и развращение нрава и вкуса в человеке…"
     Что же предлагает нам редакция "Полдня" в противовес "безнравственной "попсе""? Ведь далеко не все альманахи, ратующие за возрождение русской культуры способны предложить чтение достойное читательского внимания. И, конечно, изгнание Русского Писателя на периферию вовсе не означает, что он, обиженный, спрятался в малотиражных изданиях и глядит оттуда. А потому впервые альманах "Полдень" открывали мы с некоторым трепетом и опасением натолкнуться на "тонны словесной руды", из которой только предстоит отобрать жемчужные зёрна. Случается открыть иной альманах и тут же с головой уйти в половодье без разбора взятых стихов или увязнуть в прозаической тине. Но "Полдень" без преувеличения оказался интересным, разнообразным и многосторонним. Интервью, стихи, художественная проза, критика, мемуаристика — всего понемногу, всё чередуется и ничто не лишено литературных достоинств. И, пожалуй, среди главных плюсов "Полдня" — это вкус и чувство меры.
     За словом главного редактора помещено интервью с профессором МГУ, доктором экономических наук, заместителем главного редактора журнала "Экономист" Сергеем Губановым. Что само по себе уже является серьёзной заявкой на журнальный статус и ставит альманах выше собратьев, формирующихся зачастую по принципу "с миру по нитке — нищему рубаха". Журнальная традиция диктует изданию быть не просто сборником "с произведениями разных писателей", но проводником между обществом, с одной стороны, искусством и наукой, с другой.
     "Неоиндустриализация — формула нашего успеха", — утверждает Сергей Губанов в интервью, посвященном вопросам финансового кризиса, выхода из него и возможных его последствий. Тема интервью, помещённого под рубрикой "Актуально", выбрана неслучайно. Да и прочим материалам, вошедшим в альманах, редакционное предпочтение отдано не вдруг. Ни одна из рубрик не перегружена, в каждой из них ровно столько материалов, сколько необходимо читателю, чтобы лишь захмелеть слегка, ощутив блаженное тепло и приятное послевкусие. Так, например, рубрика "Проза" не просто даёт образцы мужского и женского творчества. Острый, захватывающий, многоходовой сюжет повести "Сын" Елены Пустовойтовой точно противопоставлен размеренности и созерцательности рассказа Юрия Невского "Как дела, чувак?" Если повесть Елены Пустовойтовой можно сравнить с художественным фильмом, то рассказ Юрия Невского — это серия фотоснимков, каждый из которых не просто красивый вид, но символ тех душевных состояний, тех настроений, что калейдоскопом сменяют друг друга от малейшего прикосновения к внутреннему миру человека мира внешнего.
     Поэзия представлена в выпуске четырьмя именами, первое из которых — имя прославленного поэта и бессменного, вот уже на протяжении сорока двух лет, руководителя мытищинского литературного объединения имени Дмитрия Кедрина — Юрия Петрунина. Как отметил депутат Мытищинского районного Совета депутатов Виктор Сошин, статья которого "Объединительная сила слова" дана под рубрикой "Публицистика", "о Юрии Петрунине можно говорить много. Он весь в кедринцах, в своих прекрасных стихах". И творчество кедринцев — Валентины Поповой, Татьяны Собещанской, Александра Назарова, чьи стихи вошли в альманах — служит тому подтверждением.
     Кроме статьи Виктора Сошина, под рубрикой "Публицистика" помещены "Первая четверть моего века" Генриха Ивановского и "Размышления на плато Укок" Геннадия Старостенко. История и современность, ностальгия и думы о грядущем, тоска по стране, которой "…на карте нет, в пространстве нет" и боль за современную нам Россию, гордость за былые свершения и возмущение перед цинизмом сырьевых воротил, не думающих скрывать, что если "…потребуется проложить трубу через Троице-Сергиеву Лавру, мы перед этим не остановимся…" — снова читатель отметит разнообразие материалов альманаха.
     Не возможно не обратить особого внимания на замечательную идею редакции выделить в отдельную рубрику статьи, посвящённые Великой Отечественной войне. Владимир Маковский в "Суровой осени 41-го года" даёт яркую, рельефную картину начала войны. "В Звенигороде остановились на Сенной улице, распрягли лошадь, привязали к изгороди. Кучер задал ей корма, и разошлись, кто куда. Меня с няней отправили гулять в скверик. Через некоторое время мы вышли к универмагу. Справа от него… чернел на столбе… рупор громкоговорителя. Вокруг, насупившись, молча толпились люди... Толпа непрерывно прибывала… Подойдя, спрашивали, кто выступает. Стоявшие оборачивались и шипели:
     — Тс-с. Война началась! Молотов говорит…"
     Вот так коварно и неслышно вошла война в размеренную, неторопливую жизнь. Настоящей одиссеей оборачивается переезд одной маленькой семьи из подмосковного посёлка в закрытую для въезда Москву. Переезд, затеянный не ради прогулки или иных суетных устремлений — многие тогда не хотели оставаться в родных деревнях, городах и посёлках, если узнавали о приближении врага и грозящей оккупации…
     Большое место отведено в альманахе воспоминаниям. Вспоминает Генрих Ивановский довоенное детство, прошедшее в подмосковной Тайнинке, вспоминает о начале войны Владимир Маковский. Художник Алексей Смирнов вспоминает о последних русских поэтах-символистах Данииле Андрееве и Александре Коваленском, которых он не просто знал лично, но с которыми его семья долгие годы была близка и дружна.
     И, конечно, какой литературный альманах без критики! Хотя Александр Тарасов в цикле статей "Призвание поэта" не столько критикует, анализирует или разбирает произведения собратьев по перу, сколько с искренней болью сокрушается о "выдающихся русских лириках-жертвах, кто стоически вынес все тяжелейшие удары судьбы и времени и как должное принял свой неизбежный удел — неимоверно тяжёлый крест истинного поэта-заступника…" Судьба истинного поэта — это страдание, одиночество и непонимание. Потому что истинный поэт сражается "за главные непреходящие ценности: Правду, Честь, Справедливость, Красоту, Доброту…" Увы, сражающийся за эти ценности не всегда выходит из битвы живым и невредимым. Дмитрий Кедрин, Николай Рубцов, Игорь Жданов — на примере этих художников Александр Тарасов показывает, как порою горька бывает участь тех, кто по смерти своей признаётся гордостью народа и лучшими сынами Отечества…
     Мы провели день с альманахом "Полдень", и этот день запомнился нам. Пусть же и читатель запомнит свой день, проведённый с "Полднем", пусть альманах подарит встречу с Русским Писателем, чтобы, улыбнувшись, читатель сказал с лёгким сердцем о Русской Литературе: "Не умерла девица, но спит…"
     
Материалы полосы подготовила Светлана Замлелова