Виктор Крамаренко
ДУША ОТКРЫТА...
|
Лидия МНАЦАКАНОВА. "Знаки любви": стихотворения, рассказы. — М., МИЭМП, 2008.
По-разному рождаются книги, по-разному звучат их голоса. Трепетным шорохом или радостным криком они оглашают своё появление на свет Божий, вливаясь в поэтический мир с тайной надеждой завоевать души читателей и избежать забвения. Одни поют в унисон многоголосому хору, другие одиноко, приглушённо-застенчиво, делятся сокровенным. И те, и другие имеют право на жизнь, на поиск удачи и выбор судьбы. И те, и другие, если несут настоящее слово, достойны внимания.
Мне ближе книги, звучащие в неповторимом одиночестве, озарённые божественной искрой и несущие свет любви каждому, кто к ним прикоснётся. Этих книг намного меньше — одухотворённых, кристально-чистых, жизнеутверждающих, созданных истинными поэтами. Обнажая перед тобой душу, они проникают в сознание, очищают его и исцеляют по мере возможности твой, прогнивший в лицемерии и ханжестве, мир. Может быть, сказано высокопарно, но это так. Зачем тогда нужна литература, поэзия, искусство, если они не делает мир и тебя в этом мире лучше? Открываясь читателю, поэт обнажает свою суть, выносит на пока ещё земной суд свои чувства и помыслы, свои скрытые, неразгаданные обыденностью, откровения.
Таким откровением для меня явилась книга Лидии Мнацакановой "Знаки любви". Исповедальная, предельно искренняя, написанная чувствами любящей женщины.
Москва не верила слезам,
А я в слезах тебя ласкала.
Москва не верила словам,
А я по-бабьи причитала.
Какие простые, берущие за душу строчки! Какая в них глубина и жертвенность! Неподдельная, настоящая, заставляющая прочувствовать вместе с автором боль.
Говорят, нынешним поэтессам достичь высот Ахматовой и Цветаевой невозможно, они, мол, помимо мастерства, обладали непревзойдённой чувствительностью и проникновенностью слога. Но настоящий поэт, я уверен, и не помышляет об этом. Он открывает душу и творит, как ему предначертано свыше, настолько позволяет талант и трудолюбие. Смог он поделиться той самой искрой Божьей или нет? Да и не нам, живущим, решать, кто останется в литературе, кто — нет. Любовь читателей — штука непредсказуемая, ей недостаточны глянцевые обложки и мельканье на телеэкране. Её дешёвой популярностью не возьмёшь, она в большей степени формируется не настоящим, а будущим поколением. И чтоб донести в грядущее свои мысли, нужно писать максимально честно. Тогда и там, в грядущем, и Там, на скрижалях вечности, тебя поймут и отнесутся благосклонно.
Распутье. Две дороги в поле.
Какую мне из них избрать?
Зачем противиться мне воле
Небес, дающих благодать?
Мне кажется, Лидия Мнацаканова поняла своё предназначение — писать о любви. И хранит его как зеницу ока. О любви земной, любви возвышенной, любви женщины, боготворящей и страдающей, приносящей себя в жертву и рождающей новую жизнь. И хотя о любви написано множество томов (ибо всё в мире есть Любовь), она прониклась этой тайной до такой степени, что уверена в непогрешимости своего выбора. Что может быть выше любви? А ничего.
Любовь терять — что песню хоронить.
Как без тебя мне день, как ночь прожить?!
Вчера был дом, сегодня — склеп.
А на столе вода и хлеб.
Лидия Мнацаканова пришла в поэзию в девять лет. Об этом сказано в предисловии. Кстати, его прекрасно написал сын поэтессы, Александр Сапронов, а иллюстрации к книге подготовила его жена Снежана Капитанская. Это говорит о душевном отношении в семье, о понимании и поддержке близких людей. По нынешним временам это редкость. Обычно (особенно у поэтов) такой гармонии не наблюдается... Девятилетняя девочка написала:
Так долго-долго дождь идёт,
Кругом вода, вода, вода…
Раскинул крылья самолёт.
С пропеллера стекает пот,
Как после тяжкого труда.
Ещё тогда Господь избрал её, поцеловав в темечко, ещё тогда, заметьте, в глухой украинской глубинке вдали от культурных центров страны, провидение отыскало её и наделило талантом. Но крестьянская действительность не предполагает девочке развивать талант стихотворчества. Если он и развивался, то тут же попадал под пресс ежедневного "рабского" труда. Сейчас на вскидку и не назовёшь ни одно имя значимой поэтессы, проживавшей в деревне и достигшей чего-либо в литературе. Изнурительная работа от зари до зари, неустроенный быт, хозяйство, к сожалению, хоронят зарождающуюся звёздочку, перефразируя Олешу, в навозе. Мать сразу это поняла и запретила девочке писать стихи. Своим крестьянским умом она сообразила и отвела дочь от самых тяжких грехов — уныния и разочарования. Права ли она? Что было бы с юной поэтессой, когда ещё в детстве поэзия стала бы не только увлечением, но и смыслом жизни?
Но творческий человек, хоть раз испытавший это божественное состояние, всегда остаётся творческой личностью. Невзирая ни на какие повороты и каверзы судьбы. Он с творчеством живёт даже в самых что ни на есть не располагающих к нему обстоятельствах. Волею судьбы Лидия Мнацаканова оказалась в милиции, работником инспекции по делам несовершеннолетних. Трудные подростки, ожесточённые, прибитые жизнью дети, обделённые материнской теплотой сердца. Невозможно представить творческий подход в этих условиях, но Лидия Мнацаканова именно его и применила в работе с детьми. Потому и дослужила до майора милиции. Можно говорить о спасённых судьбах, о частичке души, отданной каждому попавшему в беду ребёнку, о благодарных письмах… Но то, что почти все в этих письмах зовут её мамой, говорит о многом.
Я в мир пришла отдать, не взять.
Присядь у моего костра.
Кто шёл и не дошёл,
Устал, застыл…
Может быть, видя столько страданий в глазах ребят, и пришло то понимание, о котором я говорил, писать о любви. По любви должно всё зарождаться, любовь должна править людьми, а не зависть и ненависть, только она исцеляет души и вытаскивает из пропасти отчуждения искорёженные наркоманией судьбы.
И нечего стесняться святой любви женщины к мужчине. Это основа жизни, и дети это знают лучше, чем мы.
Как птицу спящую,
беру твою ладонь
и подношу к губам…
Ладони — один из знаков любви в книге Лидии Мнацакановой. Ладонью можно сказать многое. Художник и дизайнер Снежана Капитанская верно передала состояние поэтессы. Они изображены и прикосновением, и пожиманием, переплетением и соитием. Графические рисунки предвосхищают каждую главу (раздел) и гармонично дополняют целостность книги как единого организма.
В любви за всё благодарите,
За всё, что посылает Бог.
Не отдавайте, а дарите
Себя, как жизненный итог.
Удивительное дело: уж сколько о любви сказано, сколько прекрасных образов подарила миру литература, сколько ей, любви, посвящается строк, слагается гимнов, но не иссякает она в творчестве поэтов. Она вечна, как вечна нашей земле жизнь.
Особо хочу отметить короткие рассказы в книге. Они по-юношески наивны, по-взрослому мудры, чисты и откровенны. В них запечатлены события, которые всколыхнули когда-то ранимую детскую душу и заставили переосмыслить мировоззрение уже взрослого человека.
Первый опыт прозаика Лидии Мнацакановой получился удачным. В 2007 году вышла её книга "Золотое сечение" из цикла "Жизнь замечательной семьи". Удивительно чистая и доброжелательная, без модных ныне выкрутасов и завихрений. Именно семейная, показывающая любовь, дружелюбие и уважение — незыблемые ценности общества, дающая читателям надежду на лучшее. Герои рассказов — сестра, странница, рецидивист, милиционер и другие, но в каждом из них с любовью и доброжелательностью показаны человеческие качества, присущие хорошим людям.
Прочтите книгу Лидии Мнацакановой "Знаки любви" и вы поймёте, в чём сила слова и сила любви.
За книгу "Знаки любви"
поэт Лидия МНАЦКАНОВА
удостоена звания Лауреата Премии им.А.П.Чехова
|
|