Максим Замшев __ ИНТЕРЕСЫ ОТЕЧЕСТВА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Максим Замшев
ИНТЕРЕСЫ ОТЕЧЕСТВА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

     
     Мы ждали этого давно. Мы — это друзья и почитатели таланта писателя Валерия Иванова-Таганского. Ведь телевизионный, да ещё четырёхсерийный фильм "Репортёры", снятый режиссёром Юрием Карой по его роману "Семя Отечества" — большое событие в творческой судьбе, обретение новой константы позиционирования. Здесь есть и риск, и драматизм, и некоторая борьба замыслов режиссёра и писателя. В нашем случае интрига ожидания зиждилась ещё и на том, что фильм закончен давно, и уже прошёл стадию полутайного, с замиранием простора на квартирах, почти как в давние времена. Каждый, кто видел фильм до его выхода по каналу ТВЦ, спрашивал себя: не слишком ли остро, дойдёт ли это до широкого зрителя в наше время, обречённое на политкорректность? Не повторится ли парадоксальным образом в жизни финальная сцена фильма, когда герой ждёт и не дожидается показа своих острых материалов по центральному телевидению? Но, слава Богу, этого не произошло. Фильм вышел…. И сразу получил огромный общественный резонанс. Смело можно говорить об успехе едва ли не триумфальном, что дорогого стоит в нашем весьма плотном эфирном кинематографическом пространстве. Это успех и режиссерской группы, и продюсеров, и актёров. И, конечно, романа "Семя Отечества", послужившего основой.
     Следует выделить несколько составляющих этой творческой удачи.
     И в первую очередь здесь следует говорить о теме. Тема эта очень остра, актуальна и пронзительно болезненна для русского сердца. Это тема соотечественника, тема нашей общей русской Атлантиды, суть которой язык и высокие духовные ценности братства. Валерий Иванов-Таганский испытал давление этой проблемы на своей биографии. Прожив много лет вне пределов России, он вкушал и горький хлеб изгнанничества и в то же время испытал радости возвращении я на Родину. Эта нота есть и в романе, и в фильме, и она звучит как лейтмотив, создавая композиционную и эстетическую целостность. Русские в Прибалтике, русские на Украине, сложные проблемы существования в границах бывшего СССР решены в "Репортерах" не в лобовом публицистическом ключе, а через коллизии сюжета, через семейные драмы, высвечены сквозь призму человеческих отношений.
     Второй по значимости составляющей успеха фильма я бы назвал сюжет. Он по-хорошему динамичен, в монтаже нет ни одной лишней сцены, внимание постоянно подогревается. Главный герой, — тележурналист Марков, и скрывается от погони, и решает следственные ребусы не хуже любого прокурора, и влюбляется, и ищет своих разлетевшихся по миру сыновей, — и всё в рамках одной сюжетной идеи, идеи почти гомеровской, где странствия укладываются куда в более меньший временной промежуток, но не менее насыщены переживаниями.
     Завершает триаду успеха — актерский ансамбль. Ни для кого не секрет, что актеры — ныне эта проблема. Даже талантливые. Время халтуры, сериального низкопробного беспредела с нерусским замесом, привело к тому, что Иисус Христос, Сергей Есенин и бандит из "бригады" исполнены одним актером, и мы, переключая, каналы обязаны видеть его постоянно в этих взаимоисключающих обличиях. "Репортёры" — счастливое исключение. Здесь все артисты, что называется, на месте, и исполнитель главной роли Борис Шербаков, и открывшийся несколько в отличном от привычного брутального амплуа, Сергей Степанченко, и блистательный Армен Джигарханян, и Жана Эппле ,и Галина Беляева, — все подчинены жёсткому замыслу, общей художественной стратегии.
     Отдельно хочется сказать о политике в фильме. По жанру "Репортёры" — политический детектив, причём детектив основный на реальной политике, действительных событиях. Авторы не боятся вслух говорить о трагических просчетах Федеральной власти в конфликте в Сербии, о пораженческой доктрине, которая на корню уничтожала всю доблесть честных добровольцев. До сих пор правда о войне в Югославии не явлена миру. Роман Иванова-Таганского "Семя Отечества" и снятый по нему фильм "Репортёры" — первый шаг по пути обнародования и закрепления в умах этой правды. По контрасту с неумелыми политиканами рельефно, как позитивная контроверза, в событийной канве выделяется фигура русского дипломата Радова, тонкого, умного продолжателя традиции дипломатии Горчакова и других русских патриотов, когда интересы Отечества превыше всего.
     Хорошо, что фильм "Репортёры" снят. Хорошо, что он продемонстрирован. Но ещё лучше, что в Росси есть ещё настоящие, не карикатурные патриоты. Они и среди авторов, и среди героев.