Александр Алиев __ В ГОСТЯХ У ПИКОВОЙ ДАМЫ
Московский литератор
 Номер 10, май, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
В ГОСТЯХ У ПИКОВОЙ ДАМЫ

     
     "…очутился он в одной из главных улиц Петербурга,
     перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена
      экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду.
     Из карет поминутно вытягивались то стройная нога
     молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый
     чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали
      мимо величавого швейцара. Германн остановился.
     — Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
     — Графини***, — ответил будочник.
     Германн затрепетал".

     
     МНОГИМ, НАВЕРНОЕ, знакомы эти строки из знаменитой пушкинской повести "Пиковая дама". До сих пор будоражит воображение образ зловещей старухи, собиравшейся унести с собою в могилу тайну трех карт. Однако далеко не все задаются вопросом — а где, собственно, проживала с литературной пропиской Александра Сергеевича "осьмидесятилетняя" графиня? Петербуржцы полагают, что возможных адресов два. Но первый из них — на Литейном проспекте — после тщательного изучения архивных данных отпадает. А вот другой…
     Во время своего последнего визита в Северную столицу я вновь пришел на Малую Морскую улицу, что пролегла между Невским и Вознесенским проспектами. Дело клонилось к вечеру. Раскачивались на холодном сентябрьском ветру уличные фонари, проносились по мостовой легковые автомобили. Троллейбус неторопливо переваливал через перекресток. Совсем стемнело, и в старинном трехэтажном особняке с фронтоном погасли огни. Дом стал немного угрюмым и таинственным.
     Когда-то, давным-давно, здесь обитала княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышева. Эта дама и в юности не отличалась привлекательностью, а с возрастом у нее и вовсе появились усики, из-за чего в обществе она получила прозвище la princesse moustachue, то есть усатая княгиня. К моменту появления "Пиковой дамы" (март 1834 года) Голицыной исполнилось уже 95 лет, но она по-прежнему сохраняла острый ум, властный характер и царственную надменность. Пушкин в те дни записал в своем дневнике: "При Дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…". Действительно, общих черт у обеих женщин (реальной и вымышленной) предостаточно.
     Так, Пушкин отмечает, что графиня "скупа". Эту черту современники знали и за Голицыной: на званных вечерах в ее доме никогда не предлагалось ужина или основательных закусок, слуги разносили гостям только лимонад и конфеты. Для тех же, кто гостил в ее имениях, никогда не покупали к столу вина, вынуждая довольствоваться домашним пивом и квасом.
     К слову сказать, поэт мог знать о характере привычках Натальи Петровны задолго до того, как ее внук поведал историю трех карт. Захарово — подмосковное имение бабки Пушкина М. А. Ганнибал — располагалось недалеко от Больших Вязем, где в усадьбе проживал старший сын княгини, Б. В. Голицын. Семьи были хорошо знакомы. В конце 1820-х годов Александр Сергеевич бывал в доме другого княгининого сына — Д. В. Голицына, назначенного московским генерал-губернатором. Общественное положение обязывало его жить на широкую ногу, заниматься благотворительностью, и он очень страдал, что прижимистая мамаша выделяла ему из доходов по имениям весьма скромную сумму. Наконец, в дело вмешался сам император Николай I, он убедил Голицыну сделать для Дмитрия Владимировича существенную прибавку, дабы тот не накопил долгов, которые скомпрометировали бы их фамилию и его самого как должностное лицо. Пушкин же в своем произведении указывает, что графиня часто недоплачивала своей воспитаннице Лизе причитающиеся ей деньги, "а между тем требовали от нее, чтоб она одета была, как и все, то есть как очень немногие". Характерный эпизод. Графиня Анна Федотовна вместе с Лизой выходит из дому в ужасную зимнюю погоду, дабы ехать на праздничный бал. При этом старуха закутана в соболью шубу, а девушка спешит в карете "в холодном плаще", с непокрытой головой, но зато волосы ее украшены живыми цветами, что в такое время года было безумно дорого. На верхней одежде Лизы явно экономили, однако в бальный зал она войдет наряженной, "как очень немногие".
     Двигаемся дальше. Графиня "участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде <…>, к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду". А вот что вспоминает о Голицыной граф Ф. М. Толстой: "В Петербурге <…> к ней ездил на поклоненье в известные дни весь город, а в день ее именин ее удостаивала посещением вся царская фамилия. Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Возле ее кресел стоял кто-нибудь из близких родственников и называл гостей, так как в последнее время княгиня плохо видела. Смотря по чину и знатности гостя, княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько менее или более приветливых слов". Власти всячески угождали Наталье Петровне. Зная про ее сохранившееся до глубокой старости пристрастие к карточной игре, чему препятствовало лишь слабеющее зрение, для женщины силами питомцев Воспитательного дома изготовили специальные колоды карт увеличенного формата.
     
     "БЫВАЮТ СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНЬЯ". Эта фраза Пушкина стала афористичной. За несколько месяцев до создания своей повести Александр Сергеевич жил совсем близко от особняка Голицыной. Его квартира находилась в доме Жадимировского на углу Гороховой и Малой Морской. Поэт отлично знал расположение покоев в княжеском обиталище, поскольку неоднократно посещал устраиваемые тут балы, и один и с супругой. Соответственно неоднократно проходил мимо полицейской будки. И не к этой ли будке приблизится вскоре пушкинский Германн?
     А в октябре 1893 года, в последний приезд в Петербург, в доме № 13 по Малой Морской улице поселился Петр Ильич Чайковский, автор оперы "Пиковая дама". "Особняк старинной архитектуры" стоял практически напротив квартиры композитора. Однако прожил здесь он, к сожалению, недолго. Нелепо подхваченный вирус холеры в несколько дней свела этого замечательного человека в могилу. За сутки до кончины Чайковский периодически впадал в забытье, и лечивший его врач вспоминал позднее, что больной поминал какого-то черного офицера, который все стучит и стучит в двери дома напротив, и не получив ответа, заглядывает в окна самому Петру Ильичу и пытается что-то сообщить, "а потом, сообразив, что его не слышат, пугающе улыбается и грозит пальцем". Дело в том, что композитору не раз приходилось слышать рассказ о черном офицере, который так напугал старуху Голицыну, что она вскоре отдала Богу душу. Наталья Петровна считала этого человека ангелом смерти, посланным ей в наказание за грехи молодости.
     Но все обстояло гораздо прозаичнее. Вместе с княгиней проживала одно время ее воспитанница — прототип пушкинской Лизы. В нее был страстно влюблен некий гвардейский офицер, и вот этот юный красавец частенько появлялся на Малой Морской и подолгу стоял, устремив наверх полный тоски взгляд. Неудивительно поэтому, что две женщины не раз и не два наблюдали молодого человека из своих окон.
     
     НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА ГОЛИЦЫНА умерла в глубокой старости в 1837 году, ненадолго, но все-таки пережив увековечившего ее Пушкина. Тело княгини перевезли в Москву и захоронили в церкви Михаила Архангела — фамильной усыпальнице Голицыных — в Донском монастыре. На металлической надгробной плите, вмонтированной прямо в пол, надпись выпуклыми буквами: "Под сим камнем погребено тело супруги бригадира, статс-дамы и ордена святой Екатерины кавалерственной княгини Наталии Петровны Голицыной, урожденной Чернышевой, скончавшейся в 1837 — декабря 20 дня в 11 часов пополудни на 98 году от рождения, родилась января 17 дня 1739…". Она была современницей шестерых российских императоров.
     И пора теперь, я думаю, сказать несколько слов о принадлежавшем ей петербургском доме. Сие здание выстроено, вероятнее всего, в 1760-х годах, почти сразу же по кончине Натальи Петровны оно было откуплено в казну и передано военному министру графу А. И. Чернышеву. Знаменитый архитектор К. А. Тон произвел частичную переделку особняка: первый этаж оставил таким же, однако увеличил окна бельэтажа и все здание сделал выше, дабы сохранить пропорции. Была изменена форма наличников, на фасаде появился скульптурный пояс и чугунная позолоченная решетка. Совершенно изменились планировка и отделка интерьеров. В 1852 году, когда отмечалось 25-летие пребывания Чернышева на своем посту, казенный дом был передан ему в вечное и потомственное владение. При этом лепной герб рода Голицыных на фронтоне заменили гербом рода Чернышевых.
     А что теперь? А теперь старинный особняк занимает ведомственная поликлиника ГУВД. Анфилады помещений разгорожены на небольшие кабинеты, в холле на огромном дубовом столе стоят фикусы в кадках. Но еще сохранились входные двери, остатки лепнины в вестибюле, люстра, круглый плафон-розетка, зеркало над камином и с часами наверху… В коридорах, выкрашенной масляной краской, среди рекламы патентованных лекарств и стенгазеты "История МВД России" вам может вдруг попасться изумительно красивое зеркало на консолях, и что самое поразительное — действительно существует чугунная лестница, якобы по которой Германн тайком покинул спальню графини.
     
     СТЕМНЕЛО. В ЗДАНИИ ПОД НОМЕРОМ 10 на Малой Морской улице погасли огни. Кажется, что вот-вот к этому дому подкатит карета. Слуги вынесут из подъезда нарумяненную и напудренную немощную графиню, как не раз выносили они бережно завернутую в шубу княгиню Голицыну. Через несколько минут Германн решительно шагнет к парадному входу в особняк и с запиской Лизы в руке поднимется по широкой мраморной лестнице. Стрелки круглых каминных часов Leroy Paris вздрогнут на половине двенадцатого и начнут отсчитывать время действия пушкинской повести.
     Кстати, помните, выше я упоминал о втором петербургском адресе (Литейный проспект, 42), который связывают с Пиковой дамой. Однако сей дом, принадлежавший княгине З. И. Юсуповой, был возведен только через четверть века после смерти Пушкина. А прежде — в 1820-х — 1830-х годах — тут находилось совсем иное учреждение, "заведение для делания карет… известное по изящнейшей, прочнейшей и в новейшем вкусе отделке оных…". Тем не менее, жители Северной Пальмиры считают: если долго смотреть в окна второго этажа бывшего юсуповского особняка, то можно заметить сквозь стекла лицо графини. А кое-кто даже уверяет, будто эта почтенная дама грозила им пальцем. "Бывают странные сближенья".