Николай Соляник
"ПРОЙДУТ ГОДА И РУСЬ ОКРЕПНЕТ…"
|
Дмитрий Окунев. “Китеж-град”. — Столичная финансово-гуманитарная академия. — М. 2008
Судьба Дмитрия Васильевича Окунева — типичная судьба советского человека, — родившегося в стране, где, как пели тогда, молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет. Сегодня эти понятия звучат как анахронизм: всякая жизненная дорога — за денежки, а стариков вообще — как нет. Оттого-то в его стихах — неутихающая боль об утраченной духовности, о порушенной жизни, о сиротинушке-земле:
Возрождение России с деревни пойдет.
Там России душа и народа.
Да, он родился в стране, где по-настоящему можно было мечтать. А мечтал он стать военным летчиком. Не получилось. Стал ракетчиком, о чем потом нисколько не сожалел. Напротив — даже гордился. Еще бы! Ракетно-стратегические войска, главный щит Родины.
И куда только не забрасывала его гарнизонная судьба: Николаев, Новосибирск, Махачкала, Тбилиси…Но всегда тянуло в родные места, в любимую Урень, что в нынешней Нижегородской области:
Ах, Урень, моя Родина малая!
Но не быть без тебя и — большой.
И это — "малая-большая Родина" — стало лейтмотивом его поэтического творчества, о чем говорят уже названия стихов: "Китеж-град", "Русь великая", "Князь киевский Сварог", "Русичи", "Смутное время"…
Он не случайно обращается к теме Древней Руси. Именно там, на земле далеких пращуров, в песнях и мечтаниях, в любви и страданиях, в походах и борениях, формировался русский характер, вызревала русская душа. И об этом автор считает нелишним напомнить. Слог его — широкий, былинный. И пусть порой несколько пафосный и высокопарный, в любом случае — это слово русского человека и, добавлю, русского офицера, о России.
Понято — в книге стихи о воинском братстве, об истинных офицерах, которых к генеральским лампасам ведут не ковровые дорожки, а "пыль обстрелянных дорог":
Они скромны и незаметны,
Но держится на них страна.
Пройдут года, и Русь окрепнет,
Озолотив их имена.
Стихи о природе, о любви, о радостях и бренности жизни и просто — по случаю, по поводу. Судя по всему, автор пишет много. Понять его можно: душе не терпится высказаться, а чувства настолько переполняют, что, как говорится, недостает слов. К сожалению, это "недостает слов" нередко приводит к многословию — однообразному, монотонному. Тогда как для создания поэтического образа всего-то требуется одного-двух точных слов. Ну, например:
Я хочу потрогать лето,
Убежать от толкотни.
Или:
Словно прячась в сонных травах,
Волма-речка залегла.
Чьи эти строчки? Того же Окунева. Значит, умеет работать со словом, вслушиваться в слово. Совершенствования этого умения ему и хотелось бы пожелать.
|
|