Юрий Богданов __ ДРУЖИТЬ С НЕБОМ
Московский литератор
 Номер 5, март, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Богданов
ДРУЖИТЬ С НЕБОМ

     
     Г.Б. Мирзоев. "Презумпция справедливости". Издание II. Переработанное и дополненное. — М.: Издательство "Academia", 2008.— 496 с.
     В аннотации к всеобъемлющему труду известного всей стране и далеко за её пределами адвоката, общественного деятеля, отмеченного многими правительственными наградами, Г.Б. Мирзоева "Презумпция справедливости" коротко сказано, что это "многоплановый художественно-публицистический роман". Однако, на мой взгляд, книга "Презумпция справедливости" широко раздвигает рамки жанра и далеко выходит за его пределы: становится философско-поэтической поэмой жизни.
     Чёткое, выверенное, может быть даже "запрограммированное" построение произведения, казалось, должно было создать "неподвижный каркас", в котором сложно отразить живое поэтическое движение нашей современной жизни. Но Г. Б. Мирзоеву удалось сделать это.
     Три больших раздела "Презумпции справедливости" — "Дорога к дому", "Исповедь защиты", "Слово адвоката" — определяют векторы тематики. В них почти одинаковое количество глав, каждая из которых предваряется народной мудростью: "В дом, где нет мира, счастье не заглянет", "У богатого — деньги, у бедняка — дети", "Сила птицы — в крыльях, а человека — в дружбе", "Бесчестный доброту не поймёт", "Открывай уста свои для правосудия и суди по правде бедного и нищего". Уже названия глав становится камертоном ко всему произведению.
     Рассказ о своей жизни, жизни предков, родных, близких, окружающих людях поэт ведёт от первого лица, так как он является главным героем произведения. Его непростой "путь наверх" — обычного паренька, выросшего в небогатой трудолюбивой советской семье, выстраивается в необычном поэтическом повествовании без определённого сюжета. Казалось бы, простой автобиографический рассказ перемежается философскими отступлениями, размышлениями о своём древне роде. Маленький мальчик чувствует неразрывную связь с народом в древней легенде, рассказанной бабушкой: "… Я ещё сплю своим младенческим сном, сознание спит. Но в мозгу уже созревает ощущение этого мощного, напирающего огромной высокой волной слова: народ". Это истоки, без которых не только творческая личность, сознающая ответственность перед своей семьёй, но Человек с большой буквы со всеми его высокими нравственными критериями, необходимыми для служения своему государству, Отчизне, народу…
     В главе с подзаголовком "Есть слова, которые поражают сильнее пули" речь идёт о "расстрельном "Деле", где были вскрыты крупные аферы в "трикотажном производстве". Автор, как скальпелем снимает слой отживших клановых понятий, для которых законы не существуют. И то, что одного из подзащитных (Саакова) удалось "вывести" из-под "расстрельной статьи" -— полная заслуга автора "Презумпции справедливости".
     Здесь необходимо сказать, что описывая, на первый взгляд, простые житейские истории, Г.Б. Мирзоев придёт им глубину мысли, душевного сочувствия обычному человеку. Эти истории проникнуты тёплым чувством сострадания и поэзии, которая витает над этими повествованиями.
     В книге сегодняшние события тесно переплетаются с детскими воспоминаниями, становлением характера молодого человека, вхождением его в такую неоднозначную и полную различных экстремальных ситуаций жизнь, раннее осознание ответственности адвокатской профессии перед обществом и людьми.
     А принципиальность и честность будущего адвоката Г.Б. Мирзоева формировались и закалялись в оперативной работе в милиции, во время службы в армии, где он не только "проходил службу", но тушил лесные пожары, торфяники — познавал реальные трудности бытия, закалял и воспитывал в себе принципиальные черты мужского характера.
     Широкие, иногда по сюжету похожие на детективные, картины жизни поэтичны и не лишены философии и мудрости, основанной на глубоком знании истории народа.
      "Прислушайся к словам мудреца" — это фантастическая глава, где автор как будто встречается с прапрадедом Евдо и в реальном времени мысленно беседует со старцами: "Вокруг меня витали тени родового тухума, здесь были все старейшины рода…". И дальше всего один абзац поэтической поэмы об огне: "Этот огонь первым внесли в дом, когда его построили, этот огонь брали горцы, мои предки из дома своих родителей, дабы был наш род "джугури" — кругом лиц, от одного огня разошедшихся. Этот огонь поддерживался вечно".
     Глубокое знание истории своего народа создаёт впечатление прочности всех дел автора, так как — это фундамент, на котором строится не только книга Г.Б. Мирзоева, но та реальная жизнь, которую он сам творит на вечных непоколебимых устоях человеческого бытия…
     А вот рассказ о сватовстве отца к матери — и вновь детализированная картина определённого этапа жизни, не констатация эпизода, а глубокое проникновение в суть взаимоотношений будущих родственников, которых свяжет общая судьба и воспитание будущих детей. И уже прорезающийся голос родившегося человека: "Эй, где вы там, братья по разуму! Смотрите ли вы на меня, маленького жителя Земли, своими огромными — в полнеба — глазами Ночи? Знаете ли вы мою судьбу? Можете ли понять, как в растущем человеческом теле возникает ощущение земного притяжения, чувство радости пребывания на этой, пахнущей травами и цветущими деревьями, планете?"
     Или вот одна строфа из стихотворения сестры об отце, отдавшего почти всю свою жизнь железной дороге — ёмко, лаконично, образно:
     
     …Как кометы, движутся составы,
     Свист и пламя, снова тишина..
     И отец, простой и величавый,
     Всё бредёт по краю полотна.
     
     И почти как о родном человеке тепло и проникновенно звучат слова о первой учительнице Анне Ильиничне, той легенде о Святом озере и Китеже-граде, что навсегда врезалась в детскую память автора.
     Первый этап жизни в книге как бы закончен. Во втором разделе книги "Исповедь защиты" ненавязчиво и естественно отображено развитие общественного таланта Г.Б. Мирзоева, и опять же на тех принципах: честности, справедливости, служению на благо общества.
     Описывая в главе "Правду даже сабля не разрубит" судебный процесс и переживания отца одного из подсудимых, участие в преступлении которого было сфабриковано, Г.Б. Мирзоев добивается высокой художественной правды в описании всей остроты переживаний человека. Создаётся впечатление, что читатель сам присутствует в суде и переживает всё, что здесь происходит. Это уже не документальное, обыденное повествование, а поэтическое произведение.
     В книге интересно описано создание Гильдии адвокатов, её задачи, трудности, свалившиеся на плечи её создателя, о возрождении журнала "Российский адвокат". И вот в развитии "производственной" темы в главе "Каково дерево — таковы и плоды интересно написаны беседы, словно с живыми, известными русскими адвокатами Кони и Плевако, размышления о совести человеческой; оказывается, что "Совесть — это голос Божий внутри нас".
     Следующую главу Г.Б. Мирзоев посвящает воспоминаниям о переезде мамы в Москву, о начале работы в столице и её дальнейших результатах своей деятельности: "Так исторически сложилось, что на острие решения адвокатских проблем оказался человек, еще десять лет назад мало кому известный в Москве, не говоря о России. Он и принял на себя удар вольных или невольных противников перемен, выстоял, заставил себя уважать. И доказал, что в его борьбе не было места личной корысти или амбициям", — писал о Г.Б. Мирзоеве журналист Игорь Маймистов. И это была правда.
     В главе "Текущая вода дорогу найдёт", занявшей всего одну страницу в книге, сконцентрированы боль и обида на несправедливость людей, взрывная сила протеста против человеческой слабости и решимость эту слабость преодолеть: "Я, ваш сын, тот мальчик, родившийся в разорённом и гонимом татском семействе в суровые послевоенные годы, тот подросток, протягивающий худой рукой заявление мастеру цеха, только что закончивший восьмилетку, тот вежливый и честный нештатный опер, которого уважали даже местные бакинские воры и хулиганы, тот несправедливо оговоренный студент юрфака, отвергнутый коррумпированной властью партократов и изгнанный из университета, тот адвокат, получивший в подчинение юридическую консультацию, ещё не существовавшую в реальности и поднятую до одной из первых в стране, — вечно ратующий за людей, не умеющий отказывать взывающему о помощи, — я оказался в столице государства, занимающего целый континент, чтобы мой род гордился мной! Чтобы мои способности пригодились простым и зачастую несчастным людям, облегчили им жизнь. Сколько этих жизней прошло перед моими глазами, скольким возрождениям души человеческой стал я свидетелем и помощником.
     Только врачи роддомов могут сказать о себе то же.
     Это я, ваш сын, смог доказать столице мира, что на труде и таланте зиждется истинный успех, истинное признание".
     Самые светлые страницы воспоминаний в романе посвящены маме. В них отражается глубокая трепетная любовь сына, которую не могут омрачить ни семейные конфликты, ни усталость, ни трудности на службе. Для сына — она свет в окне, единственный святой человек на земле.
     Откровенно и без купюр написано о разводе и его причины с первой женой. Автор честен во всём, о чём бы ни писал, поэтому читатель ему верит до конца. Доверительность тона даёт возможность не искать в повествовании искажений в угоду обстановки и обстоятельствам.
     О своих победах на адвокатском поприще автор рассказывает нехотя, может быть, не из-за скромности, но, видимо, считает "победу" в суде законом для адвоката обычной работой, особенно для себя…
     Не оставляет ощущение "второго плана" поэтического в размышлениях, в "подходе" к прозаическим, бытовым проблемам, вывод их на иной патетико-поэтичный уровень. И вот какие тёплые, проникновенные слова о доме: "…где уют и полная безопасность, где мама и жена, две любящих тебя женщины, ждут тебя любого, усталого, раздражённого, победителя или побеждённого, удачливого или неудачливого, любимого и нужного в любых ипостасях, — ждут в доме, где сухо и тепло, где кухня пахнет жареным мясом или пирогами, а постель чистым глаженым бельём".
     Из глубины сердца обласканного любовью мамы и жены и рождаются слова о друзьях и недругах. "…Друзей выбирают по принципу содуховности. А враги появляются, когда тебя возмущает в другом безнравственность, бездуховность, когда, опираясь на свои представления о правде, ты видишь, что человек нарушает нравственный принцип.".
     "Слово адвоката" — третий и последний раздел книги, в котором удивительным образом рождается связь поколений через маленькую дочь Полину, детство самого автора и, естественно, через образы справедливого и строгого отца и доброй с лучистыми глазами мамы, которая объединяет всех своей любовью и присутствием в этом мире.
     Одна из самых проникновенных глав "Путь в одиночестве кажется длинным: "Мама, мамочка. Повернись ко мне, дай я прижмусь к тебе, как в детстве, уткнусь в твой живот, сотру с лица пыль дорог и невидимые слёзы мои. Иногда я просыпаюсь в холодном поту, вскакиваю с раскрытыми глазами: и мне продолжает сниться, что тебя больше нет. Не просто нет в квартире, в городе, на Земле. Тебя вообще нет. И я рычу в безудержной горечи, и скорби моей нет конца…". В этом весь Г.Б. Мирзоев. Каждая глава книги, как самостоятельная поэмы, составляющие мозаичное полотно жизни не только героя, но и времени в котором он живёт. Откровенность автора поражает и подкупает. Он мог бы "пропустить" в книге эпизод мимолётной любви, от которой у него родилась дочь и которую он признал. Она выросла без отца и встретилась с ним спустя многие годы.
     Умерла тётя Цива… Это ещё одна потрясающая история из реальной жизни сестры мамы в главе "Да не убудет из рода твоего ни один человек". В 17 лет она стала инвалидом — трамвай отрезал ей обе ноги: "…И всю свою жизнь долгую и тяжёлую она была обречена просидеть в инвалидном кресле. Тётя Цива стала для маленького Гасана второй матерью, источавшей добро и тепло в окружающий мир. И мальчик после очередной сказки или легенды, рассказанной тётей Цивой: "…начинал засыпать под её скорбным всемилосердным взглядом…".
     Прослеживая в книге связь поколений, их жизненные позиции, принципы, мораль Г.Б. Мирзоев подводит основной итог, в котором концентрируется её основная мысль: "Дорогие дети мои, для вас пишу я эту книгу. Пусть её прочтут мои знакомые, коллеги, друзья, пусть прочтёт её моя любимая жена, мои родные брат и сестра. Но вам продолжать меня, мою кровь, мой род в веках. Вы, внуки и правнуки мои, знайте и любите то, что я любил в своей жизни. Помните и поминайте добрыми словами тех людей, которые своим Добром осветили мою, а значит, и вашу жизнь. Боритесь с тем, с чем я боролся, продолжайте моё дело и помните: больше жизни я люблю вас, мои милые добрые дети. Всё, что я делал на этом свете, делалось ради вас, ради того, чтобы вы жили в радостном цветущем мире, без войн, беззакония и страданий…".
     Хочется цитировать и одну, и другую, и третью главы книг. Но чтобы в полном объёме почувствовать, по-настоящему понять "Презумпцию справедливости" надо её читать не на ходу, не поверхностно, а медленно, размышляя о большой судьбе талантливого адвоката, поэта и Человека, возвращаясь ещё и ещё раз к тексту, от которого получаешь чувственное и эстетическое наслаждение.
     Мы не претендуем на всеобъемлющий взгляд на творчество Г.Б. Мирзоева. Это всего лишь эпизодическая попытка раскрыть отдельные грани талантливой книги. Думается, что "Презумпция справедливости" — источник для глубокого литературоведческого исследования, так как таит в себе ещё не открытые загадки этого масштабного полотна.