Виктор Крамаренко __ ПРЕДВКУШАЯ РАЗГОВОР
Московский литератор
 Номер 2, январь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
ПРЕДВКУШАЯ РАЗГОВОР

     
     Леонид СЕРГЕЕВ. Рассказы. — М., Международный институт гуманизации экономики, 2008.
     Есть писатели, которым веришь, которых хочется читать ещё и ещё. И не важно фантасты они или публицисты, раскрученные издательствами или известные только узкому кругу читателей, ценителей настоящей литературы. Они с тобой говорят по-человечески, без выпендрёжа и лукавства, без заумного пафоса и крайностей в ту или иную сторону. Прочёл и будто посидел с товарищем на завалинке или на кухне, проникся беседой, разломив при этом не одну краюху хлеба и не одну пачку сигарет. И не замечаешь, что не только он говорит, но и ты с ним делишься своей, чем-то похожей, историей. Слушаешь, рассказываешь, опять слушаешь, рассказываешь… и не можешь остановиться.
     Таким писателем для меня был покойный Юрий Казаков, таким писателем для меня есть ныне здравствующий Леонид Сергеев, правдивый, непревзойдённый рассказчик, ненавязчиво, как бы извиняясь, раскрывающий перед тобой душу. Извиняясь, что не так изысканный, высокопарный слог, что не затронул высокие материи общества. И понимаешь: тебе незачем в эту душу заглядывать, докапываться, спорить. Она вот, перед тобой, ранимая, обнажённая, защищённая только правдой. Ну как не поверишь, как прервёшь беседу, если с тобой говорят, как с другом?!
     У Леонида Сергеева особый дар рассказчика. И истории-то обыденные, и случаются вроде сплошь и рядом — возьми любую газету, что-то похожее обязательно найдёшь. Но в том и талант писателя, чтоб в простых вещах видеть незаурядное, в незамысловатых взаимоотношениях находить то зерно вечного, без которого жизнь теряет смысл и нарушается духовная связь поколений. Кто-то из великих сказал, что самое трудное — писать о простых людях, ничем на первый взгляд не примечательных судьбах, мелькающих тут и там по соседству или на работе. Конечно, можно всунуть в кулак герою пистолет или со смаком описать мордобой, бытовуху. Это легче, и сюжет покатится сам собой, и ненормативную лексику в диалогах не остановишь, только успевай время от времени подбрасывать трупы или (тут уж как карта ляжет) замурованные в стены царские монеты. А увидеть глубину характеров, трагедию или величие рядом живущих людей, тихих и незаметных, дано не каждому. Это и есть призвание, мастерство.
     Проза Леонида Сергеева подкупает какой-то, я бы сказал, неряшливой наивностью. В хорошем смысле слова. Юношеской, впечатлительной, щедрой, не ведающей подтекста. Он не просто с избытком роняет на страницы, как бы между прочим, подмеченные черты характеров, уточняющие и ещё больше раскрывающие сущность героев, но и незаметно, чтоб не оказаться циником, вкрапливает свои впечатления, мол, решай сам, читатель, каков на самом деле мир, куда я тебя поместил.
     Вот и сейчас, держа в руках очередную книгу рассказов Леонида Сергеева, я предвкушаю ни с чем не сравнимое чувство сопричастности, которое неизменно возникает при встрече друзей, единомышленников, с трепетом ожидаю неторопливый, даже интимный, разговор, не знающий ни лукавства, ни выгоды. Разговор давних знакомых, так мечтавших об этой встрече. И он состоится, я уверен, он облагородит дальнейшую нашу жизнь — и мою, и его — оградит от будущих ошибок и неудач, поможет раскрыться тем неведомым чертам, что сидят ещё в нас невостребованными, поднимет мир чуть ближе к высотам совершенства и духовности, где немыслима жизнь без любви и сопереживания.
     Прочтите новую книгу Леонида Сергеева, поддержите беседу, и вы поймёте, какое счастье иметь такого друга, щедро делящегося с тобой самым сокровенным.