Борис Виленский __ УВИДЕТЬ БЕЛЫЙ СВЕТ
Московский литератор
 Номер 1, январь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Борис Виленский
УВИДЕТЬ БЕЛЫЙ СВЕТ

     
     Среди ныне живущих женщин-прозаиков я не могу вспомнить более яркую творческую личность, чем Ирина Ракша. Ещё в молодости я зачитывался её рассказами, следил за её новыми публикациями и даже представить себе не мог, что когда-нибудь с ней познакомлюсь. Тогда мне, молодому поэту, она казалась небожителем. Впрочем, её творчество прочно стоит ногами на этой земле. И это русская земля — земля, подарившая миру столько талантов, что ни одному народу такое и не снилось. Слово "юбилей" как-то неприменимо к Ирине Ракше, хотя бы потому, что слово это мужского рода и к этой женщине не относится. Хотя сама она не делает из своего возраста никакой тайны и избегает обычного женского кокетства. Её творческий багаж — полвека в литературе, сотни публикаций рассказов, сценариев, переводов, статей. Духовный мир, в котором она обитает, открыт читателю настежь, как степь открыта всем ветрам. В ней много степного, порывистого, природного. Многие известные поэты второй половины ХХ века несли к её ногам свои посвящения. Но она была музой только одного человека — талантливого русского художника Юрия Ракши. Господь щедро одарил Ирину Ракшу и красотой, и умом, и талантом, и… друзьями. В её гостеприимный, по тем временам небогатый, дом были вхожи люди, являвшие собой лучшее из советской эпохи: Шукшин и Светлов, Носов и Астафьев, Лихоносов и Казаков, Воробьёв и Симонов, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Мустай Карим. И ещё большой ряд известных имён, в том числе, Высоцкий, Соломин, Акира Куросава.
     Творчество Ирины Ракши не случайно было отмечено Российской Академией наук — в её честь одна из малых планет Солнечной системы (№5083) получила имя "Иринара" (Ирина Ракша). А начиналась её трудовая биография на целинных землях, в бескрайних и безводных степях, где она… работала на тракторе. Сейчас в порядке вещей искажать всё советское прошлое. Но куда девать наших фронтовиков, которые вынесли на своих плечах страшную войну и вернулись с Победой, или тружеников тыла, которые работали не за скудный паёк, а за своих сыновей, мужей, отцов, а куда девать тот молодой задор целинников, строителей городов, плотин, заводов? Или это всё тоже можно списать и вычеркнуть из русской истории? За свой труд Ирина Ракша в 1956 году была награждена медалью "За освоение целинных земель", её фотография даже попала на обложку элитного тогда журнала "Советский Союз". Ей довелось работать в Туве, Хакассии, Красноярске. Она скакала на лошадях, ездила по пыльным дорогам в грузовиках, тряслась на грузовых платформах по железной дороге. Обширная география нашей страны хорошо прослеживается в её рассказах, а люди, с которыми её свела судьба, стали навек героями этих произведений. Кто-то сказал, что жизнь всегда богаче авторских вымыслов. Это правда. Вот только не каждому дано подмечать в жизни всё интересное, да ещё талантливо поведать об этом читателю. Наиболее ценное в писательском труде то, что он расширяет горизонты читателя, формирует его мировоззрение и приводит его в духовный мир. Это для писателя выше правительственных наград и литературных премий, потому что духовный багаж не имеет цены — он бесценен, это то, с чем мы приходим к Создателю в конце жизни.
     Яркий талант Ирины Ракши на протяжении многих лет находился в соседстве с другим талантом — это русский художник и муж Юрий Ракша. Они не подавляли друг друга, не затеняли, а, скорее, дополняли. Это ли не редкость? Она была его музой, женой, матерью его дочери. Многие исторические образы в его картинах были списаны именно с жены — глубоко, проникновенно.
     Обширная география нашей страны хорошо прослеживается в её рассказах, а люди, с которыми её свела судьба, стали навек героями этих произведений. Жизнь её удивительно насыщена с молодости и поныне. В 1960г. она заканчивает агрофак Тимирязевской с/х академии, в 1967г. сценарный факультет ВГИК, 1975г. Высшие литературные курсы Литинститута им. Горького. В начале 60-х годов у Ирины Ракши вышла первая книга "Почему опоздал маневровый", затем "Скатилось колечко". Она печатается в наиболее популярных журналах "Смена", "Молодая гвардия", "Юность", "Огонёк", "Работница". По её сценариям в 60-е были сняты фильмы "Арбузный рейс", Бабье лето", "Веришь — не веришь", "Ждите писем". Множество статей и монографий она посвятила русским художникам как М. Греков, А. Пластов, Левитан, Ю. Ракша. Художественный талант её мужа, Юрия, также оставил след в русской художественной культуре. Его триптих "Поле Куликово" был забран в Третьяковскую галерею, когда ещё и краски-то не успели высохнуть. Именно в честь Юрия ещё одна планета обрела имя "Ракша". Вот так и вращаются две планеты в Солнечной системе — Иринара и Ракша. Удивительно, что два таких таланта долгое время находились рядом, не только не затеняя друг друга, но, скорее, дополняя. Для Юрия Ирина была не только женой или матерью его дочери, она была его музой. Многие исторические образы в его картинах были списаны именно с жены — глубоко, проникновенно, с истинно русской сутью. В память мужа Ирина Ракша выпустила монографию с репродукциями картин, рисунков, набросков. Её творческому темпераменту могут позавидовать молодые. Ей удаётся подмечать не только самое интересное в жизни, но и талантливо поведать об этом читателю. Наиболее ценное в писательском труде то, что он расширяет горизонты читателя, формирует его мировоззрение и приводит его в духовный мир. Это для писателя выше правительственных наград и литературных премий, потому что духовный багаж не имеет цены — он бесценен, это то, с чем мы приходим к Создателю в конце жизни, это оправдание нашего существования в земной ипостаси.
     Ирина Ракша не только блестящий прозаик, она двигатель всего, организатор, неуёмная натура — может щедро похвалить понравившееся стихотворение или разругать. Она очень тонко чувствует слово, прекрасно владеет языком прозы, избегая слишком сложных и запутанных построений при повествовании. Поэтому читать её легко, даже радостно, словно встретил друга. Её творчество было отмечено различными литературными премиями: Есенина, Шукшина, Золотое перо; её имя вошло во многие литературные энциклопедии.
     И ещё. Юбилей — не подведение итогов, не почивание на лаврах, а новая ступень для творческой личности. Пока человек творит, он продлевает свой век. Не так давно Ирина Ракша была награждена "Орденом Дружбы". Хочу поздравить Ирину Евгеньевну с этим событием и пожелать ей творческого долголетия.