Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 1, январь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Новогодние праздники в преддверии надвигающегося со всех сторон экономического кризиса прошли в ставшей уже привычной атмосфере неуверенного оптимизма, по крайней мере, в электронных средствах массовой информации. С одной стороны, праздник вроде бы однозначно обязывает к этому самому оптимизму, с другой стороны — перспективы мировой экономической ситуации столь расплывчаты и неопределённы (со знаком минус), что удержаться в рамках даже казённого оптимизма бывает чрезвычайно трудно. Тем более, что "бегущая строка" в новостных передачах продолжает, невзирая на праздничные установки, "нагнетать социальную напряжённость"… Только праздничные телевизионные концерты продолжают излучать витальную энергию, хотя зачастую в этой энергии отчётливо просматривается не совсем естественное происхождение. Отечественные "звёзды" шоу-бизнеса в очередной раз "осчастливили" российского обывателя своим "творчеством". Всё это выглядит весьма однообразно, из года в год. Большое распространение получила патологическая тенденция брать старые, всенародно любимые песни, и, сознательно или по бездарности (иногда и то и другое) искажать их похабными голосами и ужимками. На этом подлом приёмчике "сделало карьеру" уже как минимум одно поколение отечественных артистов. Всё это вызывает естественное возмущение и раздражение народа. Всё чаще звучит вопрос: для кого создаётся подавляющая часть телевизионных концертов, "юмористических", пропитанных пошлостью, а то и прямым похабством, передач, разного рода "ток-шоу", методично и последовательно разрушающих остатки здорового советского менталитета в нашем народе? Тот аргумент, что вся эта камарилья содержится на народные деньги, уже даже всерьёз не рассматривается, поскольку большинство вроде бы как уже и смирилось с тем, что эту публику потеснить будет уже невозможно — по крайней мере, в условиях "демократии". Но в святые дни общенародных праздников всё чаще прорывается боль, вызванная тем, что с ним, народом, уже совсем перестали считаться… Почему в новогодних концертах не принимают участие носители национальных культур, и в первую очередь — русской культуры? Почему с телеэкрана практически исчезла русская песня, оказавшаяся загнанной на обочину магистральных направлений современной российской культуры? Почему русский классический театр, воспитывающий человека в духе традиционной морали и подлинной нравственности, оказался практически изгнанным с телеэкрана, а следовательно — произвольно отнят у миллионов россиян, вынужденных (именно вынужденных!) смотреть "мыльные оперы" и сериалы про бандитов? Скажут — неактуальный жанр… Только вот степень актуальности того или иного жанра, того или иного направления в культуре сегодня зачастую определяют персоналии, бесконечно далёкие от интересов народных масс, и в своих действиях эти персоналии, как правило, руководствуются побудительными мотивациями, неприменимыми к духовным ценностям как таковым. Кадровые коррективы, предпринятые руководством страны в культурной сфере, к сожалению, не изменили принципиально внутреннюю культурную политику России. Особенно болезненно, повторюсь, это ощущается простыми людьми именно в дни общенародных праздников, когда народ всё ещё, по инерции, рассчитывает на некое снисхождение, что ли, и признание в себе права на что-то настоящее, человеческое и органично присущее ему…
     Газовая ситуация с Украиной убедительно и красноречиво показала, что международная политика постепенно возвращается к исконным принципам. "Цивилизованное партнёрство" естественным образом, в русле всего предыдущего развития ситуации, выродилось в откровенное, исполненное искреннего презрения, пренебрежение к нашим государственным (отчасти) интересам со стороны Украины. "Мировое сообщество" в очередной раз показало, что принципы абстрактной справедливости ему чужды и оно последовательно только в защите своих собственных интересов в их диалектическом развитии. Оно искренне презирает слабость, но очень чувствительно к малейшему проявлению грубой мужской силы. Пора это понять…