Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Одной из первоначальных целей, которые ставили перед собой "демократы", когда начинали расшатывать государственный строй Советского Союза, было так называемое "раскрепощение общества". Советское общество, стабильно ориентированное на подвергнутый ныне многократному глумлению "моральный кодекс строителя коммунизма", обладало той степенью невинности, которая сделала возможным его стремительное растление. Многие вещи, происходящие сегодня практически неизменно и повсеместно, просто не укладывались в голове у советского человека, воспитанного в духе совершенно определённой системы ценностей. Даже люди не очень хорошие, совершая свои не очень хорошие поступки и деяния, в глубине души отчётливо понимали, что они поступают нехорошо. Добро было добром, а зло — злом, и это никем не оспаривалось, кроме, может быть, комплексующей прослойки, из которой впоследствии рекрутировались защитники молодой "демократии". Сегодня уже никто не станет оспаривать тот факт, что одну из главных ролей в разрушении Советского Союза и всей последующей драматической истории нашей Родины сыграла так называемая "творческая интеллигенция", продавшаяся за те или иные средства зарубежным спецслужбам. Всё начиналось по многим фронтам, всё было так романтично и гуманистично — Арбат, барды, художники, духовность, культура… С другой стороны, "возрождение тысячелетних ценностей", которые якобы жестоко подавлялись советской системой… Рок-музыканты, остро ненавидящие "фальшь" официального искусства, культивирующие наркотики и алкоголь под предлогом того, что это "нормально". (Вы помните этот "демократический" стереотип? "В нормальных странах…" и т.д.). Огромные массы молодых, талантливых, работоспособных людей, не обладая достаточным иммунитетом по отношению к моральному злу, слепо уверовали в культ золотого тельца и принесли свои жизни на его ненасытный алтарь. "Раскрепощение общества" обернулось полной потерей общества нормальных (без кавычек) жизненных ориентиров и повлекло за собой всеобщую деморализацию народа — деморализацию, прикрытую бессмысленной псевдосовременной демагогией… "Раскрепощение общества" дорого стоило нашему народу. Исторические театральные подмостки, символ славы русского театра, осквернённые грязной матерщиной… Кощунственные "интерпретации" святой русской классики в угоду "свободному рынку". Целый фактически народ, принесённый в жертву тёмным страстям, ушедший за годы "демократии" в пустоту, без цели и смысла…
     В последнее время слышатся голоса в пользу возвращения идеологии в жизнь общества, и, в частности, в современную литературу. Разумеется, есть голоса и против. Зачастую каждый вкладывает в это одиозное понятие тот смысл, который ему удобен. Но для того чтобы вернуться в жизнь общества (или, наоборот, не возвращаться), идеология должна появиться, должна быть рождена жизнью и сформулирована в недрах соответствующих государственных инстанций. Идеология — это не набор политических штампов и бюрократических циркуляров. Это, если угодно, возрождённая иерархия ценностей, обретение предметами и понятиями своих изначальных смыслов. На государственном уровне это формулирование общих целей, к которым движется народ и страна. На личном уровне это представление о своём месте в жизни и о своём долге перед Отечеством. И ещё многое другое, более и менее частное. Запрос на идеологию будет исходить из самой глубины жизни народа — народа, уставшего от пустоты потребительства и стяжания, а также и от грёз о воздаянии на том свете. И когда этот запрос прозвучит, очень многое будет зависеть от того, насколько будут готовы к нему те, кто взвалил на себя бремя государственной власти. В настоящее время более актуальным является модель абстрактного патриотизма, и это объективно. Но рано или поздно ситуация изменится, и Россия вспомнит героические образы выдающихся государственных деятелей прошлых веков.
     И всегда перед нами сияющим примером будет стоять образ Государственного Деятеля, принявшего Россию с сохой, а оставившего с атомной бомбой.