Варвара Жданова __ "РЫЦАРЬ ЭТОТ КОГДА-ТО НЕУДАЧНО ПОШУТИЛ…"
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Варвара Жданова
"РЫЦАРЬ ЭТОТ КОГДА-ТО НЕУДАЧНО ПОШУТИЛ…"

     
     Коровьев и Бегемот в образной структуре "Мастера и Маргариты" М. А. Булгакова
     "Бедный человек, — Коровьев подпустил дрожи в свой голос и указал на Бегемота, немедленно скроившего плаксивую физиономию, — бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался… а откуда же ему взять валюту?"
     В главе "Последние похождения Коровьева и Бегемота" двое жуликов "грабят" валютный магазин. Публика сочувствует лже-правдолюбцу.
     "А когда Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул трагически:
     — Спасибо, верный друг, заступился за пострадавшего! — произошло чудо…Старичок, покупавший три миндальных пирожных в кондитерском отделении, вдруг преобразился… Он … крикнул:
     — Правда! — детским тонким голосом. Затем он… с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове".

     Булгаков очень любил русскую интеллигенцию, но здесь выступил как блестящий сатирик, обличающий ее слабость, "миндальничанье" с чертями, податливость на очевидные провокации. Этот сатирический портрет (эскизный набросок) сделан с мастерством, любовью, болью, стремлением к правде и верой в добрую природу человека.
     Особенное влияние на "Мастера и Маргариту" оказала повесть "Уединенный домик на Васильевском". Повесть — устный рассказ Пушкина, записанный литератором В.П.Титовым (Титом Космократовым). Ироничный мистицизм проявляется здесь во всей полноте и блеске.
     Здесь черт по образу жизни напоминает человека. Он ездит на извозчике (пролетка с номером 666), играет в карты, ссужает деньгами.
     Здесь нечистая сила заметает следы с помощью внезапного пожара (вспомним московские пожары в "Мастере и Маргарите").
     Как известно, романтическая повесть А.В. Чаянова "Венедиктов или достопамятные события жизни моей" (1920-е годы) послужила одним из толчков к началу работы над "Мастером и Маргаритой".
     Главный герой повести Чаянова — Булгаков (совпадение запало в душу М.А. Булгакову) добивается своей возлюбленной Настеньки, которую преследует дьявол в образе человека, как и в устном рассказе А.С. Пушкина.
     Как и в "Уединенном домике на Васильевском", герои играют в карты на души, дьявол ездит в карете по ночному городу...
     Не будем переоценивать писательский талант известного ученого-сельскохозяйственника А.В. Чаянова, но важно то, что его мистико-авантюрная повесть, несомненно, продолжает традицию устного рассказа Пушкина.
     Фильм Я.А. Протазанова "Процесс о трех миллионах" — комедия с авантюрным сюжетом, вышел в 1926 году и Булгаков, думается, смотрел этот фильм как раз в период возникновения первых замыслов "романа о дьяволе". Мемуаристы сообщают, что Булгаков редко бывал в кино. Однако, яркие впечатления от просмотра с определенностью проявились в "Мастере и Маргарите", и говорить о простом совпадении — значит искажать картину преемственных связей булгаковского романа по отношению к литературе и искусству. С исполнителем одной из главных ролей — актером Художественного театра Анатолием Кторовым Булгаков был близко знаком. Булгаков оценил фильм, оценил как благодарный зритель, и — как товарищ-художник.
     Комедия "Процесс о трех миллионах" — экранизация романа итальянского писателя У. Нотари "Три вора". Три вора — это вор-бродяжка Тапиока (Игорь Ильинский), авантюрист Каскарилья (Анатолий Кторов) и "легальный вор" — банкир (Михаил Климов). "Кто и на что готов ради денег?" — такой каверзный вопрос ставится в фильме.
     Кульминация фильма — сцена публичного заседания суда. Ошибочно обвиненного Тапиоку судят за кражу трех миллионов. Внезапно наверху амфитеатра появляется Каскарилья. Держа наготове пистолет, он объявляет, что его товарищ не виновен, а деньги — украл он. " — Вор! Вор!" — кричат добропорядочные граждане, заполнившие круглый амфитеатр. " — Я — вор? — провоцирует Каскарилья, — А вы не воры?!" И начинает кидать сверху денежные бумажки (позже оказывается, что они — фальшивые). Алчные граждане срываются с мест, хватают бумажки, забывают обо всем, кроме денежного дождя.
     Этот эпизод соотносим со сценой "Мастера и Маргариты" — денежный дождь из червонцев (позже они окажутся не настоящими) в театре Варьете, устроенный на сеансе черной магии Коровьевым. Дармовые червонцы — одно из главных искушений, уготованных шайкой Воланда алчным москвичам.
     В "Мастере и Маргарите":
     " — Прошу глядеть вверх!.. Раз! — в руке у него оказался пистолет, он крикнул: — Два! — Пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: — Три! — сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки".
     Вероятно, эпизод протазановского фильма повлиял также на сцену "Мастера и Маргариты", где описывается сон домоуправа Никанора Ивановича Босого. Ему снится тюрьма-театр, его заставляют сдать деньги, а он отказывается, говорит, что денег у него нет. Никанор Иванович, как бы, оказался на месте судимого Тапиоки.
     Одну из тем фильма можно определить — как фальшь общественных репутаций.
     "Вор-джентельмен" Каскарилья бравирует отчужденностью, он — якобы "лишний человек", он принимает романтическую позу отверженного. На самом деле, он — просто жулик. Тапиока стремится подражать буржуа, но нищего воришку в приличное общество, конечно, не пускают. Казалось бы, вот репутация банкира соответствует действительности, но ведь в обществе уважают только его деньги, а не его самого: чем больше денег, тем больше уважения. Снова — обман, подмена.
     Каскарилья — якобы правдоискатель, странствующий рыцарь.
     Высокий, юношески тонкий Каскарилья в господском платье и маленький толстый простолюдин Тапиока и внешне напоминают известную литературную пару: Дон Кихот и его слуга Санчо Панса.
     "И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида…
     … Длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо…"

     Это призрак Коровьева-Фагота появляется перед Берлиозом. Длинный, непомерно худой Коровьев и Бегемот (кот периодически оборачивается толстеньким оборванцем) составляют неразлучную пару.
     В главе "Последние похождения Коровьева и Бегемота" наглец Коровьев будто принимает вид Дон Кихота, борца за правду. Это — якобы правдоискательство, провокация и обман доверчивых граждан.
     Как известно, Булгаковым написана инсценировка "Дон Кихота". В финале пьесы Дон Кихот, вернувшийся домой, говорит о закате своей жизни, уподобляя ее закату солнца. Только солнце вновь появится на небосклоне, а для него скоро наступит вечная тьма.
     Похоже, что идальго не очень верует в вечную жизнь, забывает о бессмертии души.
     Черти, конечно, наготове. Дьявольская бухгалтерия греха, чертом и спровоцированного, и расплаты, точной, до копеечки, выплаты.
     В "Мастере и Маргарите" Воланд, провожая мастера и его любовницу к дому, в ночь превращений говорит о преобразившемся Коровьеве, явно имея ввиду Дон Кихота:
     " — Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, — ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, — его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!"