Ким Иванцов __ КРАСНОДОН
Московский литератор
 Номер 19, сентябрь-октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Ким Иванцов
КРАСНОДОН

     
     ДЛЯ МЕНЯ КРАСНОДОН — не просто точка на географической карте. На первой улице рудника Сорокино (так прежде именовался город) под названием Деревянная я родился. В Сорокино-Краснодоне познал первые радости и огорчения, учился в одном классе, в одной школе, отдыхал в одном пионерском лагере со многими будущими молодогвардейцами. В подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" боролись с немецко-фашистскими захватчиками мои сестры Нина и Ольга Иванцовы. Первого ноября 1941 года в Краснодоне я принял клятву партизана (мне тогда не было 16 лет) и в конце декабря того же 41-го ушел из родного города на фронт в составе Краснодонского партизанского отряда. В Краснодоне в марте 1942 года стал комсомольцем. Как это произошло, рассказал 31 год тому назад в коллективном сборнике "Повесть о комсомольском билете" (издательство "Правда", Москва, 1976).
     До и после партизанского отряда был бойцом Краснодонского истребительного батальона. С этой добровольческой воинской частью летом 1942 года отступил из родного города за сутки до его оккупации фашистами. После ранения, двух контузий и лечения в госпитале мне установили на шесть месяцев вторую группу инвалидности.
     И в марте 1943 года я возвратился в недавно освобожденный Краснодон. По настоянию райкома комсомола стал работать военруком в Первомайской СШ №6. Через месяц снова ушел на фронт. Вот почему я боготворю Краснодон. Вот почему всегда радовался успехам родного города и страшно огорчался, когда ему в чем-то не везло. И сегодня с тревогой и болью слежу за его жизнью, особенно мероприятиями по увековечению памяти отважных подпольщиков.
     Снова хочется увидеть полнометражную художественно-публицистическую киноленту Ренаты и Юрия Григорьевых "По следам фильма "Молодая гвардия" (производство Киностудии имени М. Горького, Москва), так незаслуженно забытую с "легкой руки" краснодонского музея "Молодая гвардия". Ведь это не просто фильм о фильме. Автор сценария и постановщики хотели донести до зрителя (и им это удалось), что будущие молодогвардейцы мечтали пройти по жизни красиво и дружно. А подпольщиками они стали, прежде всего, потому, что надо было защищать Родину. Сказалось, конечно, присущее молодежи желание новизны и приключений. Эта кинолента была вызвана к жизни желанием ее создателей ответить на всевозможные вымыслы разномастных хулителей юных подпольщиков. Они во что бы то ни стало стремились опорочить и принизить подвиг молодогвардейцев.
     В 1987 году мне довелось участвовать в съемках этого фильма в качестве консультанта и "артиста". Незабываемы встречи и беседы с последними оставшимися в живых молодогвардейцами: Валерией Борц, сестрой Ольгой Иванцовой, Василием Левашовым, Анатолием Лопуховым. А также с артистами, исполнителями в фильме "Молодая гвардия" ролей Олега Кошевого — Владимиром Ивановым, Любы Шевцовой — Инной Макаровой.
     Третьего октября того памятного года Краснодон отмечал 45-ю годовщину создания "Молодой гвардии". Выступая на городском митинге-реквиеме, Инна Владимировна Макарова сказала, что все эти годы молодогвардейцы были вместе с артистами, что при встречах люди называют ее Любой Шевцовой. И она счастлива тем, что "Молодую гвардию" нельзя вычеркнуть из жизни, что она вошла в интернациональную память поколений.
     А через год в краснодонском кинотеатре "Юбилейный" состоялась презентация киноленты "По следам фильма "Молодая гвардия". На просмотре присутствовали исполнители ролей в экранизации Герасимова Инна Макарова, Людмила Шагалова, Олеся Иванова, Владимир Иванов, Борис Битюков.
     Через сорок лет они снова шли по улицам и пригородам Краснодона, вспоминали съемки "Молодой гвардии", встречи с родителями и родственниками молодогвардейцев, другими горожанами, многие из которых стали для них не только близкими, но даже родными. Они вместе перебирали в памяти экранизацию Сергея Герасимова, сообща вздыхали о так страшно оборвавшейся молодости подпольщиков, подчас вместе плакали.
     Режиссер-постановщик Юрий Григорьев и автор сценария Рената Григорьева благодарили краснодонцев за их доброе отношение к самой идее картины, а также за помощь в ее создании. Участники просмотра высказывали уверенность, что фильм послужит не только увековечению памяти о молодогвардейцах, но и самому делу нравственного воспитания молодого поколения. Об этом говорил и я в своем коротеньком выступлении. Кратким оно было не только потому, что всегда ценил и берег свое и чужое время, но и оттого, что увиденное на экране настолько взволновало меня, что потребовался некоторый период, чтобы все улеглось. Да и как не могла взять за душу, скажем, Каменка с излюбленным местом нашего купания Бездонкой?! Или такие дорогие сердцу уголки природы с зарослями терна и шиповника. Или высокие, развесистые вербы, с которых мы прыгали в реку. Когда мы с Владимиром Ивановым вышагивали к Бездонке, мне казалось, что рядом с нами топают и Сергей Тюленин, и Люба Шевцова, и Анатолий Ковалев, и Али Дадашев. И многие другие друзья-товарищи незабываемого детства и юности.
     Но больше всего потрясли отдельные эпизоды из фильма "Молодая гвардия". Скажем, сцена казни у шурфа шахты №5. Она не просто удачно вписалась в новую картину, а была снабжена дополнительными сведениями о том злодеянии фашистов — воспоминаниями отца Лиды Андросовой, который пытался сам отыскать тело дочери. Однако сил его хватило спуститься только до половины ствола шахты — и тут потерял сознание.
     А рассказ Анатолия Лопухова о том, как, приняв клятву, молодогвардейцы расписывались под ее текстом своей кровью. "Разрезали палец и расписывались". Это что, романтика, жажда новизны и приключений вчерашних школьников? Может быть, и это. Однако подпись кровью, прежде всего, свидетельствовала о непременном решении исполнить клятву во что бы то ни стало. Да, здесь преданность и любовь к своему Отечеству сочетались с юношеской запальчивостью. Однако патриотизм стоял на переднем плане. Молодогвардейцы доказали это, когда настала пора суровых испытаний.
     С неослабевающим интересом слушали присутствующие в кинозале также В. Борц, О. Иванцову, В. Левашова. Чувствительные, подчас тревожные, а то и горестные голоса живых молодогвардейцев передавали внутреннее содержание их слов, становились достоянием зрителей. Они облагораживали человека, заставляли его думать. Это намного важнее и интереснее выступлений мальчишек и девчонок в фильме Анатолия Никитенко "И не в шурф их бросали, а в наши сердца".
      В этом произведении директора краснодонского музея "Молодая гвардия", специально созданном к 65-летию подпольной комсомольской организации, нынешние сверстники молодогвардейцев поют песни и декламируют стихи о подвиге Краснодона с такими безучастными лицами и настолько наигранными голосами, что сразу ощущаешь: содержание слов не прошло через их сердца и души. Все это игрище ради пресловутой "галочки". И, видимо, неспроста журналист Вячеслав Гусаков счел в своей рецензии уместным заметить:
     "Если говорить о фильме в целом, его можно назвать добротной агиткой, бесспорное достоинство которой — обращение к теме". И далее: "Время от времени появляющийся в кадре Анатолий Никитенко уж очень напоминал лектора общества "Знание", а порой чрезмерно патетичное декламирование юношами и девушками стихов и затянутое пребывание чтецов в кадре почему-то не располагало к катарсису, а даже вызывало некоторое сомнение в искренности молодых людей".
     Юрий и Рената Григорьевы — истинные мастера кино. Именно потому они отыскали в поселке Краснодон забытую всеми Александру Павловну Павлову, которая готовила в последний путь погибших в шурфе шахты №5 молодогвардейцев. Всех до единого. Она не только одевала, но нередко и собирала фрагменты тел, составляя из них целые трупы. Подчас было невыносимо тяжело. Но Александра Павловна не жаловалась — она ведь добровольно взвалила на себя этот, скажем прямо, каторжный труд. Однажды Павлова не выдержала, когда поняла, что Ивану Земнухову приладила не его голову. Она тут же упала в обморок. Придя в себя, продолжила работу. Я, видевший в годы войны немало подобного, слушал рассказ Александры Павловны с содроганием.
     Казалось, фильму обеспечена долгая и счастливая жизнь. Но это только казалось. В Луганске его показали всего один раз в кинотеатре "Мир", и то после моих настойчивых звонков во все инстанции. Однажды демонстрировался по Центральному украинскому телевидению. После этого фильм исчез бесследно, даже не сохранился экземпляр, который москвичи подарили музею "Молодая гвардия". И вот уже 18 (восемнадцать) лет ни слуху, ни духу. Обо всем этом рассказал и в книге "Гордость и боль моя — "Молодая гвардия". Ну и что? Да ничего!
     Не могу не сказать еще об одной пропаже — премии имени "Молодой гвардии". В советское время таких премий было две: республиканская и областная. Обе комсомольские. С развалом СССР канули в Лету и те премии. Правда, есть литературная премия имени "Молодой гвардии" Межрегионального союза писателей Украины (и это, конечно, хорошо). Но она у нас в стране не считается официальной. Жаль.
     Как-то, после очередного визита в "высокие" кабинеты, выйдя на улицу, посмотрел на небо и решил обратиться к Всевышнему с просьбой наделить киноленту "По следам фильма "Молодая гвардия" и премию имени "Молодой гвардии" свойствами живых существ. Считал, Бог тут же откликнется и исполнит мою просьбу. Потому, не раздумывая долго, воскликнул:
     — Где же вы, куда девались?
     Ответа пока не последовало. Но я терпеливый. Буду ждать и надеяться.