Виктор Крамаренко __ КТО ОН – ВЕЩИЙ ОЛЕГ?
Московский литератор
 Номер 15, июль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
КТО ОН – ВЕЩИЙ ОЛЕГ?

     
     Древнерусский летописец Нестор из глубины веков доносит до нас сведения о приходе Рюриков на Русь, о его деяниях с братьями в Новгороде. Но сведения охватывают лишь 2-3 года, а далее — летописец молчит. Как известно, Рюрики пришли из "земли варяжской", хотя некоторыми историками это подвергается сомнению. Но кто был Олег и почему он Вещий?
     КАК ТРАКТУЕТ Н.М. КАРАМЗИН: "Нестор молчит о дальнейших предприятиях Рюрика в Новогороде за недостатком современных известий, а не для того, чтобы сей князь отважный, пожертвовав Отечеством властолюбию, провёл остаток жизни в бездействии; действовать же значило тогда воевать, и государи скандинавские, единоземцы Рюриковы, принимая власть от народа, обыденно клялись именем Одиновым быть завоевателями... Рюрик княжил единовластно по смерти Синеуса и Трувора 15 лет в Новогороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу".
     Учёных до сих пор приводит в недоумение исключительное и в то же время неопредёленное положение Олега среди первых русских князей. Он — князь-регент, по какой-то линии родственник Рюрика и Игоря... По одной версии, Олег — всего лишь полководец Игоря, взявший бразды правления в годы княжеского малолетства; по другой — сам правитель, и только после его смерти престол в Киеве достался Игорю; по третьей — Рюрик и Олег были свояками, т. е. были женаты на родственницах — на родных или двоюродных сёстрах.
     Знатоки скандинавских героических саг всегда удивляются содержанию "Одд-саги", повествующей об Одде-Стреле, или Одде со стрелами, так по-разному переводят его имя. Герой её удивительно напоминает "вещего Олега" нашей летописи. До сих пор исследователи гадают: то ли Одд-Стрела был "вещим Олегом", то ли сказание о нём попало в руки одного из летописцев. Сравнивая с этой сагой сообщение "Повести временных лет" по 912 году, можно предположить, что имело место и то, и другое.
     Ещё в ранней юности, когда Одду исполнилось двенадцать лет, он услышал предсказание вещуньи о себе. В пророчестве говорилось, что проживёт он много больше других людей (по одним вариантам — сто, по другим — триста лет), совершит великие подвиги на морях и на суше, слава его пройдёт по всем странам, но умереть ему суждено будет здесь, на родине, в Беруриоде, погибнув от головы коня Факси, который сейчас в конюшне. Услышав такое предсказание, Одд со своим другом, у отца которого гостил, на следующий день вывел Факси, убил и зарыл его глубоко в землю. После этого Одд уехал.
     Сага рассказывает о его подвигах в разных странах, в том числе и на севере. Однако большую и главную часть подвигов Одд совершает где-то на юге. Возвращаясь из Святой Земли, он попадает в страну гуннов, как именуют саги Южную Русь. Там после нескольких победоносных походов против внешних врагов Одд женится на дочери короля, которую зовут Силькисиф, и становится правителем этого народа. Правит долго и успешно, а под старость, невзирая на предсказание, его одолевает желание съездить в Норвегию, чтобы узнать, кто теперь владеет его родным островом Рафниста. Пробыв на острове некоторое время, Одд отправляется в обратный путь. Корабль проходит мимо Беруриода, и он захотел взглянуть на дом своего приёмного отца. Теперь дом был брошенным, в нём никто не жил. Одд ходит по пустынному Беруриоду, рассказывая спутникам, где какие строения стояли в годы его юности, как ушёл он от своей предсказанной трагичной судьбы. Затем повелел всем вернуться на корабль.
     На песчаном откосе, по которому они спускались, случилось непредвиденное: Одд задевает ногой лошадиный череп, торчащий из песка, оттуда выползает змея и кусает его за ногу. Моментально распухли нога и бедро, но Одд сразу не умирает, видимо, могучий организм боролся с ядом. Предчувствуя скорую развязку и поняв, что от судьбы в этот раз ему не уйти, он приказал вырубить для него гробницу в скале на берегу и, пока не наступила смерть, слагал песнь о своей жизни и своих подвигах.
     
     ЭПОХА ВИКИНГОВ, ВАРЯГОВ, странствующих рыцарей — это эпоха молодой Европы, эпоха, зовущая героев в никем не измерянные морские просторы, полных опасностей и приключений походов, дворцовых интриг и разброда на Руси. И мир саги — необозримый, ждущий смелых и отважных, — замешан на железе и крови, на богатстве, за которым отправляются в дальние походы, растрачиваемом так же легко, как и приобретённом. За золото можно купить всё — дружбу, жизнь, любовь, власть... А славу несли скальды-поэты. "Волки моря" больше всего на свете ценили славу, полагая, что только хвалебное слово сказателя остаётся бессмертным, перенося из уст в уста имя героя, годами вкованное в ритм и звук народной песни. За строку висы, или драпы, как называлась славящая героя песнь, странствующий воин готов был отправиться на край света, в ледяную пустыню океана, в незнакомые, дикие края, в царство мёртвых, наконец, — только б это принесло ему славу. Чем больше подвигов он совершал, чем больше сокровищ привозил и щедро одаривал своих друзей, слуг, дружину, а главное, скальдов, тем выше поднималась слава воина, тем шире распространялась она по земле. Щедрость, великодушие, смелость славят скальды, но не только героев, — невелика заслуга победить подлого, трусливого и скупого противника. Потому и противники в сказаниях были достойны славы. Даже королевское достоинство не спасало воина от презрения окружающих, если он был жадным и расчётливым скупцом.
     Можно только догадываться, как слагал сагу о своих подвигах Одд.
     Был ли Одд тем князем, которого на Руси знали как "Олега вещего", т.е. знающего, предсказывающего, пророчащего, знающего своё будущее? По-видимому, да. Можно предположить, что летописец знал сагу, но как объяснить соответствие содержания саги общей биографии Олега? Сага, по мнению историков, вносит определённую ясность и в вопрос родства Рюрика и Олега, в то, что они были женаты на родственницах — на родных или двоюродных сёстрах. Вот почему, женившись на дочери короля, из-за малолетства законного наследника он был только временным правителем
     Олег-Одд в ожидании неминуемой смерти слагал песню о своей жизни и своих подвигах. Это дает нам право предполагать, что Олег-Одд не только был отменным воином-полководцем, даже авантюристом-политиком, но и замечательным скальдом.
     Попробуем, используя информацию об Олеге-Одде, содержащуюся в Одд-саге и русских летописях, определить степень родства Олега с Рюриком. Одд-сага и летописи не говорят, в каком году и как попал Одд-Олег в Новгород, но то, что знаменитые воины-варяги были желанны при дворе любого князя, это известно доподлинно.
     Прошло три года после смерти Рюрика в 882 году, Олег выступает из Новгорода с большим войском. Взят Смоленск, город вольных кривичей, взят Любеч, впереди был древний Киев. Казалось, веди огромное войско и покоряй, но Олег-Одд, оставив позади войско, с юным Игорем и с немногими людьми приплыл в древний Киев, скрыл вооруженных людей в ладьях и велел оповестить князей киевских, что варяжские (запомним это) купцы, отправленные князем новгородским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественников. Князья киевские, Аскольд и Дир, не подозревая обмана, пришли на берег: "Воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель (Олег) сказал: "Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, — и, показав Игоря, примолвил: — Вот сын Рюриков!" Сим словом осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мёртвые к ногам Олеговым..."
     Понятно, что это злодейское убийство, но не понятно, почему воины Аскольда и Дира не изрубили Олега-Одда и его немногочисленных воинов? Этому есть только одно объяснение — убийство Аскольда и Дира было кровной местью. Как известно, через два года после прихода Рюрика в Новгород два его брата, Синеус и Трувор, умирают. В это же время часть дружины под предводительством Аскольда и Дира уходит из Новгорода, предварительно убив братьев Рюрика. И потому убийство князей киевских, как ни странно, даёт нам повод утверждать, что в 882 году Олег-Одд не состоял в родстве с Рюриком, а доводом "законности" убийства Аскольда и Дира послужил показ им Игоря — сына Рюрика. Если бы Олег-Одд приходился каким-либо родственником Рюриковичам, то такой показ, как вы понимаете, был бы просто ни к чему, он сам бы правил. Здесь Олег-Одд выступает в роли "карающего меча" малолетнего Игоря, мстящего за смерть родных дядей — Трувора и Синеуса. Отсюда следует, что в 882 году Олег-Одд был всего лишь военачальником Игоря.
     После покорения Киева Опег-Одд совершает ряд походов: покоряет древлян, радимичей, дулебов, тиверцев и хорватов и, как гласит сага, "в результате нескольких победоносных походов против врагов Одд женился на дочери короля — Силькисиф".
     
     ЕСТЬ ВЕРСИЯ, ЧТО ОЛЕГ-ОДД женился на дочери Рюрика, сестре Игоря. А была ли у Рюрика дочь? Была, и этому есть подтверждение. В договоре Игоря с Византией в 944 году среди русских послов упоминаются и два нетия Игоревых, то есть племянника, детей сестры или сестёр, Улеб и Акун. Так что вполне вероятно, что Олег-Одд женился на сестре Игоря и что Улеб и Акун являются сыновьями Олега. В таком случае просматривается полная законность правления Олега-зятя во время малолетства Игоря-деверя.
     Вещий Олег, как известно, правил 33 года, и, естественно, Игорь, давно достигший возраста, который позволял ему править единолично, продолжал быть на вторых ролях в управлении делами государства. В чём же тут дело? Узурпация власти Олегом или ещё что-нибудь?
     По летописи, в 903 году Олег-Одд избрал для 27-летнего князя Игоря супругу Ольгу. Родом, как пишет Нестор, она была из Плескова, нынешнего Пскова. Преславная в русской истории Ольга была простого варяжского роду, и странным на первый взгляд кажется то, что Олег-Одд избрал (именно избрал) её в жёны Игорю. Отсюда следует версия, что Ольга была родной дочерью Олега-Одда, но, как говорится, на стороне. На это указывает ещё и то, что имя Ольга в нашем понимании можно перевести как женщина (мать, дочь, сестра) Олегова. Этот факт объясняется в летописях таким образом: "Имя своё приняла она, кажется, от имени Олега в знак дружбы его к сей достойной княгине или в знак Игоревой к нему любви". Думается, что это не так, её нарекли Ольгой, чтобы подчеркнуть родство с Олегом-Оддом.
     Таким образом, Олег-Одд, будучи не только зятем Игоря, но ещё и тестем, имел уже более весомые аргументы своему законному правлению, по праву старшего в роду Рюриковичей и роду Олега-Одда. Подтверждением данной версии могут служить и более поздние исторические данные. Летописные известия о деяниях Владимира Великого гласят, что "...Владимир вернул Галицкую Русь от поляков, потому что ещё дед его, Олег, владел ею, а поляки её перехватили у русских". Ну если не дед, то, по нашей версии, как раз прадед по женской линии.
     Хотя и эта версия не окончательная, о тех далёких временах трудно что-либо утверждать.