__ ВЕЧЕР НАТАЛЬИ ЧИСТЯКОВОЙ
Московский литератор
 Номер 14, июль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ВЕЧЕР НАТАЛЬИ ЧИСТЯКОВОЙ

     
     В Представительстве Вологодской области при Президенте РФ и Правительств е РФ недавно прошло чествование юбилея члена МГО СП России, члена Международной Ассоциации писателей и публицистов (МАПП), поэтессы, секретаря Вологодского землячества Чистяковой Натальи Дмитриевны.
     Наталья родилась в Вологде и тема Вологодчины является одним из основных лейтмотивов её творчества. Ведущая вечера, известная поэтесса Полина Рожнова отметила, что Наталье Чистяковой удаётся создавать яркие запоминающиеся образы, передавать эмоциональное состояние человека. Далее заместитель руководителя Представительства М.Е. Барышева отметила, что воззрение на мир, на окружающую действительность Натальи Чистяковой не просто светлы и полны любви, они естественно сближают нас с собственной жизнью, наполняя ее воспоминаниями о Вологодском крае. Об этом же говорила и Ангелина Мефодиевна Балуевская, признаваясь, что часто перечитывает поэтический сборник Натальи Чистяковой "Кружевница" и наизусть повторяет, к примеру, такие строки:
     
     "Вологодские земли старинные,
     Где, как волны поля, да стога.
     Проросли вы в сказанья былинные
     Сквозь эпохи, дожди и снега".
     
     Ангелину Мефодьевну поддержал Генерал Армии, Юрий Николаевич Балуевский, он сказал, что Вологодская литература, в частности поэзия, остается для него как лучом света в жизни, так и неисчерпаемым родником, из которого он черпает мудрость, силу, доброту. Писательница, журналист Наталья Бачурина в своем поздравлении сказала о Наталье Чистяковой, как о поэтессе, которая продолжает самые главные традиции в русской литературе. В ней — мы находим глубокие душевные переживания, одухотворенность, она смотрит на мир чистыми глазами.
     В своем приветственном слове Л.Н. Вологдин — заместитель председателя Правления Землячества и исполнительный директор Землячества В.Г. Ентяков говорили о тёплой доверительной обстановке в Землячестве, которая во многом складывается благодаря доброжелательности Натальи Чистяковой. Немало настоящего вологодского оптимизма внес в тональность вечера генерал Е.П. Маслин, который может прочитать наизусть немало страниц из русской поэзии и вдохновенно, с любовью рассказывать о судьбах поэтов. Он отметил, что судьба и стихи Натальи Чистяковой, связаны неразрывно с Вологодчиной, и это понятно, но также ее поэзия крепко связана с самыми высокими образцами женской любовной лирики в русской поэзии, а это и поэзия Анны Ахматовой, и Марины Цветаевой.
     Директор Фонда поддержки проектов и программ Вологодской области А.С. Мешалин и его сотрудники преподнесли в дар поэтессе альбом "Сквозь пелену веков", посвященный истории и фрескам Ферапонтова монастыря с напутствием, что художественное письмо Дионисия не раз послужит вдохновению поэтессы.
     Много прекрасных слов сказано было в адрес Натальи Чистяковой присутствующими на встрече земляками Н.А. Шахиной, начальником отдела Министерства здравоохранения, Е.А..Карасёвой, профессором МГУ геодезии и картографии, Н.А. Шемякиной главным специалистом Московского департамента образования, И.П. Улановым, директором института РАН ЕЭС и еще многими друзьями. Поэтессу пришли поприветствовать известный художник Мансур Сатаров, историк-славист А.С. Плевако-Верещагин, Татьяна Федяева — корреспондент "Народного радио", секретари Союза писателей России А.А.Бобров и Н.Ф.Иванов и многие другие. Все они отметили жизнелюбие и оптимизм её поэзии.
     Сама же поэтесса в заключительном слове, которое назвала "Моя Вологда" (а оно и стало ее откровением, ее поэтическим признанием в адрес собственной судьбе, родной Вологодской стороне) сказала так:
     "На тихой, милой улочке для меня начиналась жизнь, начинался мир.
     Под покровом вологодского неба впервые мои лёгкие, как крылья птицы, наполнились воздухом отечества.
     В отчем краю я впервые ощутила тёплое дыхание моей мамы, уткнулась лицом в её шершавые ладони — труженицы, познала отцовскую заботу. И мой первый детский шажок сделан по вологодской земле, земле, возделывая которую на протяжении почти трёхсот лет, (а может быть и более) потом и кровью поливали мои предки. И в ратных сражениях бились за неё, вспоминая запахи её медвяных трав, синеву её рек и озёр.Вологодчина заботливо взрастила моё раскидистое родословное древо, семьи в основном были многодетные.
     Здесь всё было впервые: и сказка, и книжка, и река… всё. Я впервые почувствовала, что моё сердце может биться неровно, — влюбилась. Белое подвенечное платье — Вологда.
     Под улыбчивым весенним вологодским небом я поняла вселенскую радость материнства, дав жизнь двум дочерям.
     Вологда и моя безысходная боль — я впервые надела печальное платье. Как — будто вторично оборвалась моя пуповина. Ушли в иной мир мои родители: отец — Мазалецкий Дмитрий Иванович и мама — Антонина Ивановна, ушли менее чем через год друг за другом.
     Папа родом из деревни Полянка, а мама из примыкающей к ней деревни Горка Вологодского района. Сейчас обе деревеньки влились в состав города.
     Мой родной дом, с которым связаны все мои воспоминания и где я прожила 21 год, находился на улице Кузнецкой, ныне Авксентьевской. Это примерно место, где сейчас торец гостиницы "Спасская". Дом был старый, одноэтажный, с трёхоконным мезонином по боковому фасаду и облупившейся штукатуркой на наружных стенах. Прикрою глаза и явно вижу и широкую лестницу, ведущую наверх, и сени со щелями и добротные, отполированные годами перила с красивыми пилястрами. Помнится и большая кухня, где мы проводили время с соседскими детьми. Разве можно забыть огромную русскую печь, в которой по праздникам выпекались необыкновенные пироги с картошкой, с вареньем, с грибами, рыбники, плюшки. Ах! Мне кажется, что я помню каждую половичку на этой кухне, каждую щербинку. А комната, где мы жили, смотрела на мир большим окном, и ещё были замечательно-высокие двери, в углу висела чёрная тарелка-радио. Всё как у большинства людей того времени. Одни воспоминания тянут за собой другие…Когда я впервые увидела, что дом снесли, то ощутила поистине душевное сиротство.
     Муж проходил действительную военную службу и в 22 года, сразу после окончания Вологодского политехнического института, я уехала к месту его службы, на Украину. Далее служили в Костроме и в Калужской области (г.Балабаново), Одинцове Московской области. В Вологду приезжали только в отпуск, каждый год. Другие варианты проведения отпуска как-то и не рассматривались.
     Но где бы я ни жила, в земных ветрах, я всегда ощущаю дыхание моей Вологодской земли, земли моих предков, моей благословенной Вологодчины".
     
Наш корр.