Александр Алиев __ САРАТОВСКАЯ МОЗАИКА
Московский литератор
 Номер 13, июль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
САРАТОВСКАЯ МОЗАИКА

     
     Вновь писать о Саратове я в ближайшее время как-то не собирался. Однако, роясь в Интернете, наткнулся случайно на небольшую заметку М. Бахаревой "Теткина глушь". Основной смысл сего опуса заключается в том, что Саратов совершенно напрасно возомнил себя "столицей Поволжья", это рядовой провинциальный город с амбициями. Каких-то особо выдающихся памятников архитектуры здесь нет, крупных исторических событий не происходило, а местные знаменитости прошлого при ближайшем рассмотрении оказываются людьми "второго эшелона". Зато "славится" город отвратительными дорогами, почти полным отсутствием освещения на некоторых второстепенных улицах, весьма слабым уровнем газификации и водоснабжения жилого сектора — причем, даже в центре. И как итог: если Саратову и есть чем гордиться, так это лишь Волгой и красивыми женщинами.
     Скажу сразу: доля правды во всем этом присутствует. Я хоть и не саратовец, жизнь этого города знаю не понаслышке. Бываю в нем почти каждый год, здесь у меня много родственников и друзей. А потому, повторю, в целом я с госпожой Бахаревой согласен: к сожалению, слава Саратова как "столицы Поволжья" в значительной мере потускнела. Категорически не соглашусь с автором в одном — будто бы в городе нет архитектурных достопримечательностей. Саратов, конечно, не Рим, не Париж, не Вена, не Петербург, в конце концов, однако весьма и весьма достойные образцы зодчества прошлого здесь имеются. Скажем, Свято-Троицкий кафедральный собор XVII века, церковь-часовня во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали", "готическое" здание Консерватории имени Л. Собинова, бывший особняк купца М. Устинова (ныне Областной музей краеведения)… Перечисленные сооружения давно уже стали "визитной карточкой" города. Не лишним будет отметить, что на рубеже XIX-XX столетий часть здешних зданий возведена по проектам московских и петербургских архитекторов, а саратовские зодчие в юности, как правило, обучались в столицах. Все, посещавшие Саратов в то время, отмечали его "интеллигентный европейский вид", красивую застройку его центральных улиц и площадей. Так что есть, есть тут, о чем рассказать. Например, вот об этом.

     
     "По правую сторону от купеческого, коммерческого Саратова (если стоять лицом к Волге), за Ново-Соборной площадью… была расположена часть города, имевшая колорит, совершенно отличный от старого Саратова. Это Сен-Жермен города Саратова. Здесь по Константиновской, Александровской, Аничковской, Дворянской и другим прилегающим к ним улицам проживало по преимуществу "благородное" сословие, чуждое всяким шумным и хлопотливым торжищам и базарной суете. Здесь проживало местное дворянство и чиновничество, аристократия, свысока… взиравшая на изнывающего в коммерческих хлопотах купца". Так писал в своих мемуарах известный саратовский общественный деятель и юрист И. Славин.
     На углу Константиновской и Никольской (теперь эти улицы именуются, соответственно, Советской и Радищева), недалеко от старинного сада Липки стоит великолепный классицистический особняк. Ему еще в 1880 году газета "Саратовский дневник" посвятила заметку "Диковинка саратовской жизни". Уже в ту пору это здание воспринималось как "преданье старины глубокой". Выглядит оно довольно монументально. Шестиколонный портик коринфского ордера, поднятый на два этажа, покоится на несколько непропорциональном ему цоколе. Тем не менее, он не лишен композиционной сочности. Фасад богат игрой светотени и от колоннады, и от разнообразной лепнины, примененной с большим вкусом. Особенно впечатляет барельеф, украшающий фронтон здания — своим замысловатым рисунком он чем-то напоминает дворянский герб.
     Начальная история особняка известна не слишком хорошо. В "Саратовском дневнике" владельцем "очарованного замка" назван купец П. Аносов, и многие до сих пор считают, что он-то и построил его для себя в середине XIX века. Однако сооружение смотрится совершенно в дворянском стиле, и относится, без сомнения, к более раннему времени. Другой источник указывает, что дом изначально принадлежал В. Беклешову — председателю саратовского отделения Императорского Общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты. Но сие общество было организовано только в 1873 году, а местные отделения созданы и того позднее. Между тем все путеводители по старому городу называют здание владением саратовского вице-губернатора В. Александровского. Что ж, сопоставим архивные данные и попытаемся распутать этот сложный узел.
     Особняк действительно возводился как вице-губернаторская резиденция, автором проекта был, по всей видимости, саратовский губернский архитектор В. Петров. В свое время он служил помощником зодчего В. Суранова, выпускника Императорской Академии художеств, много и плодотворно работавшего в Саратове и уездных городах. От своего учителя Петров усвоил все принципы архитектуры позднего классицизма, успешно воплощал их в 1820-х — 1840-х годах, спроектировав целый ряд жилых и общественных зданий. Например, по чертежам Петрова был выстроен особняк для саратовского губернатора А. Панчулидзева. Примерно в те же годы появился и дом, о котором мы ведем речь.
     Спустя примерно 15 лет он отходит к вышеупомянутому купцу Аносову. Этот человек сколотил огромное состояние на "выработке и продажи соли", деле хлопотном и громоздком, однако чрезвычайно доходном. Став хозяином столь красивого особняка, Петр Васильевич превратил его в настоящую городскую усадьбу с оранжереей и обширным фруктовым садом за высоким каменным забором. Шла здесь настоящая "барская" жизнь с шумными застольями, игрой оркестра, танцами и другими увеселениями. Но вот наследники Аносова, как оказалось, вовсе не обладали коммерческой хваткой, и семейный бизнес постепенно сошел на нет. "Саратовский дневник" в 1887 году сообщил: "Дом покойного Аносова на углу Константиновской и Никольской перешел в собственность саратовского купца И. Г. Кузнецова, который купил его за недорогую цену, а именно, 55 000 рублей со всей обстановкой".
     Потом старому особняку еще дважды пришлось сменить своих хозяев. Сначала это был В. Беклешов, тот самый председатель саратовского отделения Императорского общества… правильной охоты. И уже перед самой революцией здесь обитал — кто бы вы думали? — газетчик. Издатель газет "Почта" и "Саратовская копейка" П. Сибрин. А вот при советской власти здание прочно попало "в руки" медицинских учреждений. До 1937 года тут располагалась поликлиника, затем детский туберкулезный санаторий, а с 1949-го и по сей день — тубдиспансер.
     
     Если мы от бывшего вице-губернаторского дома выйдем на Никольскую (Радищева) улицу и повернем налево, то буквально через несколько минут окажемся на Театральной площади. Это обширное пространство (более 64 га), раскинувшееся на пересечении важнейших улиц, считается центром города. До 1812 года площадь называлась Хлебной, потом Торговой, в советский же период — площадью Революции. Когда-то почти вся территория площади была обстроена двухэтажными торговыми корпусами, нижние помещения которых занимали лавки, а верхние купеческие конторы. Подобное устройство торговых районов было типично для русских городов. В 1815 году в южной части площади был поставлен деревянный театр, замененный впоследствии каменным. Напротив него в 1885 году открылся первый в России общедоступный художественный музей имени А. Радищева. Стояли на площади и культовые сооружения: церковь и две часовни. После прихода к власти коммунистов здешние храмы, естественно, оказались снесенными, а торговые здания отданы под советские, партийные и учебные учреждения. На месте сгоревшего Нового гостиного двора возник пустырь, использовавшийся для демонстраций 1 мая и 7 ноября. Интересно, что благоустройство площади Революции вплоть до конца 1950-х оставалось на крайне низком уровне. В 1992 площадь получила наименование Театральной, что совершенно логично, поскольку теперь доминанта ее — здание Саратовского театра оперы и балета.
     …В 90-х годах прошлого века по всей нашей стране прокатился религиозный "Ренессанс". Каждый градоначальник считал своим долгом восстановить храм, и непременно с нуля. Началось все, как водится, в Москве — с храма Христа Спасителя. В областном городе Саратове таких огромных средств, разумеется, не нашлось, хотя и "замахивались" первоначально на воссоздание больших соборов — Александро-Невского (кафедрального) и Князь-Владимирского. А посему пришли к компромиссному решению: на прежнем месте — между Биржей и Радищевским музеем — была восстановлена церковь-часовня во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник".
     Изначальный храм существовал здесь с 1869 года. Его заложили за несколько лет перед тем в память чудесного избавления императора Александра II от покушения Д. Каракозова. Строительство часовни несколько затянулось, только в августе 1869-го архитектор А. Салько освидетельствовал здание, и оно было освящено владыкой Иоанникием, епископом Саратовским и Царицынским. Богослужения здесь проводились ежедневно причтом Александро-Невского собора (к которому церковь-часовня была приписана), внутри храма находилась большая икона Святого благоверного князя Александра Невского. Саратовское ремесленное общество изготовило две такие иконы: одну отправили в Петербург для подношения государю, другую поместили здесь, в часовне.
     В 1910 году на средства местного купца Егорова к храму (со стороны Биржи) пристраивается алтарь в честь образа "Живоносный источник", после чего часовню переосвятили. А вскоре наступили советские времена. Небольшой храм оказался соседом горисполкома, и видимо, очень уж мозолил глаза чиновникам этого учреждения, поскольку в начале 30-х годов был разрушен.
     Вскоре после тожественного празднования 200-летия Саратовской губернии принимается решение воссоздать церковь-часовню, приурочив ее открытие к Святой Пасхе 1998 года. Проект был составлен конструкторским бюро "АРТ-Дмитрий", возглавляемым архитектором Д. Голубиновым. Любопытно, что все расчеты делались по старым фотографиям из краеведческого музея, ибо подлинных чертежей зодчего Салько не сохранилось. И вот в конце апреля 1998-го храм засиял в прежнем блеске — кирпичные стены покрыла штукатурка белого цвета, появились колонки, лепнина, мраморные детали. Купол, хотя и кажется покрытым сусальным золотом, на самом деле изготовлен по самым современным технологиям: на листы нержавейки нанесен нитрит титана. Первоначально на боковом фасаде сооружения находилась памятная доска, отмечающая "тщание" губернатора Д. Аяцкова (ведь это по его инициативе восстанавливалась часовня), но затем ее сняли. В день праздника Крещения Господня перед храмом выстраивается длинная очередь за святой водой.
     Справедливости ради отметим: "новая" часовня несколько отличается от "старой". Она выглядит крупнее, да и развернута на 90 градусов против часовой стрелки. Последнее сделано из практических соображений: входная дверь обращена к Театральной площади, а не проезжей улице Радищева. Кстати, уже выросло поколение, для которого "римейк" часовни не отличается от "подлинника", как не отличается в глазах многих людей воссозданный храм Христа Спасителя от творения архитектора К. Тона. Совсем недавно рядом с часовней появился мраморный крест — памятник славянским просветителям Мелодию и Кириллу. Уместно ли такое соединение — Бог весть.
     
     Как писал в начале прошлого века один из отечественных публицистов, "Саратов был город с некоторой неповторимостью… имел свою "блесткость". Таковым он, по существу, и остался, несмотря на жесткие реалии современной жизни. Неповторимость и "блесткость" Саратову придают, в том числе, и сохранившиеся здесь памятники старины разных стилей и эпох. А это значит, что насыщенная культурная атмосфера над волжским городом будет витать всегда.