Иван Голубничий __ «РОССИЯ ПАХНЕТ ЗЕМЛЯНИКОЙ»
Московский литератор
 Номер 10, май, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«РОССИЯ ПАХНЕТ ЗЕМЛЯНИКОЙ»

     
     Алла КОРОБОВА, "Ясеневый сад" — М., МГО СП России, 2008.
     ПоэзиЯ сегоднЯ, к сожалению, не занимает такого места в жизни русского народа, какое она занимала по праву, скажем, в начале XX-го века, да и, будем откровенны, на всём его протяжении, вплоть до драматического распада нашей многонациональной Родины — Советского Союза. Сегодня о советском времени говорится и пишется много всякого разного, и, поскольку это благословенное время отдаляется всё дальше и дальше, многим, особенно молодым поколениям, трудно получить подлинное представление о том, сколь полноценна и в полном смысле гармонична и высокодуховна была жизнь людей. Не говоря уж о том, какое место в деятельности государства занимало образование и просвещение народа, скажем только, что все творческие порывы и дерзания были востребованы на самом разном уровне, и всячески стимулировались. Литературный процесс был, с одной стороны, делом государственным, поскольку обеспечивал формирование духовного стержня и эстетического мироощущения народа, а с другой стороны, давал возможность раскрыться человеческому дарованию на любой возрастной ступени и органично влиться в многоголосье национального литературного творчества. Сегодня единое российское литературное пространство разорвано на множество региональных фрагментов, литературный процесс "отпущен на свободу", система критериев и оценок естественным образом оказалась размытой, и общий уровень литературы сегодня отличает неровность, зачастую граничащая с дилетантизмом. И тем радостнее бывает, когда вдруг открывается новое поэтическое имя, сформировавшееся в смутной атмосфере начала XXI-го века, но сохранившее в строгой и аскетичной стройности как систему поэтического мышления, так и светлый духовный стержень, вынесенный из советской эпохи. Русский поэт Алла Коробова является для меня одним из тех счастливых открытий, которые заставляют с оптимизмом и верой смотреть на будущее русской литературы, и, если смотреть глубже, на будущее нашей Родины и русского народа.
     Алла Коробова, являясь поэтом глубоко русским, национальным как по духу, так и по поэтической школе, в то же время органично и преемственно выходит из советского времени, с его подлинным братским отношением ко всему миру, ко всем людям честного труда и доброй воли. В её стихах находят отражение чувства и мысли, присущие всему человеческому роду, но в неповторимом русском национальном своеобразии. В её стихах нет того ложного пафоса, который свойственен многим современным стихотворцам, старательно следующим конъюнктуре и, в конечном итоге, в ущерб дарованию скатывающимся на позиции сервильного суесловия. Алла Коробова бережно несёт свой поэтический дар, сдержанно и разборчиво открывая тайны своей души взыскательному читателю. Её стихи содержат в себе и мудрость познавшего жизнь человека, и в то же время непосредственность молодости, обусловленную неизбывностью душевных сил и любовью к жизни:
     
     Я брызги солнца по утрам ловлю,
     Кораллы для тебя у моря отнимаю,
     Ночную осыпь звёзд в созвездья завиваю,
     Узорами подлунными дивлю…
     
     ("Свирель")
     
     Существенно и убедительно обрамляет лирику Аллы Коробовой неподдельное чувство любви к родной русской природе, делающее автора близким одной из самых глубоких, можно сказать, основополагающих традиций русской литературы. Казалось бы — ну что можно нового сказать о прелестях и красотах русской земли, не рискуя скатиться в подражательство, общие места и риторику?! Тем не менее, Алла Коробова находит свои, только ей присущие слова и образы, удивляющие сдержанной свежестью и чёткостью поэтических формулировок. Пребывая в состоянии поэтического вдохновения, она при этом смотрит на мир глазами человека, который, тем не менее, полностью отсюда, от исконной русской почвы, и в этом сочетании земного и поэтического заключается, на мой взгляд, то самое "золотое сечение", которое утверждает поэтический дар на его законном месте в незримой творческой иерархии.
     Для того, чтобы выразить своё трепетное отношение к России, к родной земле, с которой Алла Коробова связана неразрывными узами рождения и духовной причастности, у неё находятся самые, казалось бы, обыкновенные слова, которые, тем не менее, проникают глубоко а душу читателя, задевая самые сокровенные струны в ней и отзываясь пронзительным отзвуком:
     
     Россия пахнет земляникой
     И розовым дождём,
     Черникой, мятой, голубикой,
     Пластинчатым груздём.
     Одну серебряную речку
     Питают сотни ручейков,
     А по жнивью горят сердечки
     Весёлых васильков.
     
     ("Мой край")
     
     Её музе не чужды и философские искания, рассуждения о высоких материях в её устах отображаются цельными, не приукрашенными дешёвой мишурой праздного суесловия, наполненными живым диалектическим поиском истины и высшего смысла жизни:
     
     Душа должна в бессмертие поверить,
     Перечеркнув сомнения и смех,
     На прочность искушение проверить,
     Настроить стойкость на успех…
     
     ("О душе")
     В поисках своего собственного пути в литературе Алла Коробова, с одной стороны, придерживается собственной интуиции, собственного поэтического чутья, но, в то же время, она твёрдо и последовательно исповедует ту систему духовных и эстетических ценностей, которая нам завещана всей русской традицией и в соответствии с которой все русские поэты сверяли, как по камертону, живые движения своей души. Я полагаю, что её поэтическая лира, вдохновляемая национальным самосознанием и принадлежностью к великому древу русской литературы, исполнит свой путь с достоинством и найдёт своё место в иерархии русской поэзии XXI-го столетия. Её новая книга "Ясеневый сад", я уверен, станет заметным событием в литературной жизни, столь динамичной сегодня, сколь, к сожалению, зачастую и суетной. Такие поэты, как Алла Коробова, надёжно защищены от суеты современности, поскольку их творческие мотивации всегда исходят из подлинной народной жизни, из чувства Родины и неизбывного долга перед ней каждого из нас, особенно поэтов, как носителей народной души:
     
     Я от него не отрекусь,
     Пусть камнем обернутся слёзы.
     Я аистом весной вернусь,
     Чтоб свить гнездо у той берёзы,
     Что позабыта, но срослась,
     Навек срослась со старым дубом,
     Косой зелёной обвилась
     Над полуспиленным зарубом…
     
     ("Не отрекусь")
     Алла Коробова живёт в поэтическом слове, которое является для неё одновременно и суровым послушанием, и, в то же время, желанным и радостным призванием, следовать которому для неё есть высшая награда. Поэтический строй её стиха совершенно органичен в рамках русской традиции; её рифмы точны, как это завещано нам великими классиками. Её сравнительно поздний приход в литературу с лихвой искупается добросовестным владением поэтическим материалом, духовной зрелостью и ответственностью за написанное слово.
     Излишне напоминать о тех стихотворцах, коим ныне нет числа, и которые видят главный смысл своего дела в том, чтобы утолять своё тщеславие псевдопатриотической риторикой, но при этом не гнушаются тем, чтобы, в угоду поэтической конъюнктуре, бросить камень в непростую и драматическую историю нашей многострадальной Родины.
     Алла Коробова своим творчеством полностью противостоит этим тлетворным тенденциям, замутняющим исконную чистоту традиционного русского миросозерцания. В её стихах отражаются и общественные противоречия современного русского мира, и субъективные ощущения, но все эти категории, будучи предметом поэтического осмысление, обеспечены, большим запасом гражданской совести и человеческого такта.
     И в этом состоит сильная сторона её творчества, и это выделяет её в современном литературном процессе, лишённом сегодня надёжных нравственных и эстетических ориентиров.
     Особое место в творчестве Аллы Коробовой занимают рассказы, которые являются естественным и органичным продолжением её творческой ипостаси.
     Проза её очень лирична, наполнена непосредственным переживанием, читается на одном дыхании, оставляя после прочтения ощущение свежего и очень яркого художественного впечатления:
     
     "…Каким образом из духовного мира истекает энергия? Как вечная гармония мира согласуется с красотой Вселенной? Как проявляется огненная энергия? Образ Прометея, дерзнувшего бросить вызов Богам, всё чаще встаёт перед ним, преобразуясь в творческую силу проявленной вселенной, разрушающей и созидающей огонь".
     
     ("Прикосновение")
     
     Есть все основания видеть в этих коротких рассказах возможность раскрытия прозаического дара Аллы Коробовой, есть основания ожидать от неё новых интересных открытий. Но не будем заглядывать вдаль, просто порадуемся многогранности её дарования и будем внимательно следить за тем, как будет складываться судьба её произведений в современном литературном процессе.
     Представляется, что период отрицания традиционных ценностей в России неизбежно приближается к концу.
     Народ взыскует истинных ориентиров в сфере духа, и этот запрос времени должен быть удовлетворён, в первую очередь, современной плеядой русских писателей и поэтов. Алла Коробова стоит в ряду этих поэтов.