Виктор Крамаренко __ «ЖИЛИ-БЫЛИ...»
Московский литератор
 Номер 09, май, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
«ЖИЛИ-БЫЛИ...»

     
     Руслана ЛЯШЕВА, "На тихой улочке", повести и рассказы. — М., МГО СП России, 2008.
     В новую книгу замечательного литературного критика и прозаика Русланы Ляшевой, выпущенной Московской городской организацией Союза писателей России, вошли две повести и рассказы.
     В первой повести "Петрушка-пиарщик", написанной в стиле гротеска, автор в присущей ей ироничной манере, ведёт рассказ о жизни простых людей, их бедах и радостях, стремлениях и падениях. Начинается всё с театра и заканчивается им же. Театра самодеятельного, в котором ставится новый спектакль. А между ними — такой же театр, только под названием — жизнь. "Жили-были в славном городе Заторгуеве обыватель Петров и свояк Сидоров; когда-то хорошо жили; у Петрова тарахтел у крыльца "Запорожец", у Сидорова бешено рычал во дворе мотоцикл "Иж"; богачи — не богачи, а все же не хухры-мухры; крепкие, самостоятельные мужики, на каких спокон веков Русь держится…"
     В провинции всё на виду, и театр, порой абсурдный и жестокий, не просто стирает грань между настоящим и вымышленным, подменяя лицедейством житьё-бытьё, но и стремится вершить судьбы героев. Руслана Ляшева перенесла подмостки сцены в дома и улицы, в поезда и автомобили, в различные социальные конторы и учебные заведения. Ряженых приодела в цивильные костюмы, а обывателей — наоборот, облачила в одежды актёров, ежедневно доказывающих своей игрой принадлежность к той или иной труппе общества.
     На протяжении всего повествования не отпускает читателя мысль, что театр — не в театре, а за окном собственной квартиры, что зрители-актёры, заплатившие непомерную цену за билеты, а может, и пролезшие "зайцами", не испытывают желания лицезреть в новом своём качестве действие до конца, вот только выхода нет.
     Переплетение картин-событий, игра актёров-героев в конце концов заканчивается кульминацией. Невеста (а вроде не невеста) спасла от петли жениха (а вроде и не жениха), избитого приятелями за воровство. Парализованная мать, противница девушки, вызвала-таки её на помощь. Девушка, участница спектакля того самого самодеятельного театра, конечно же, не задумываясь, прилетела, не оставшись на милые сердцу овации. Главным действующим лицом спектакля являлся Петрушка, сумевший околпачить не только воодушевлённых игрой граждан, но и спонсоров, бывших бандитов, а ныне кандидатов в мэры и местную думу.
     Театр — он и есть театр. Петрушки-пиарщики пиарят не в меру, навешивая лапшу на приклеенные уши зрителей, пиарят, не зная, чем закончится спектакль, на ком остановится взгляд электората. Но остановится не могут, потому что жизнь бесконечна, как бесконечен в ней театр.
     Не буду лукавить, вторая повесть "Кладбищенская сирень" мне понравилась больше. Написанная в жанре мистики, она держит в напряжении до последней страницы. Само название уже предвосхищает трепет в душе при чтении. Но Руслана Ляшева добилась того, что, прочитывая её (даже несколько раз), не становится страшно. Ну что здесь такого: ну заснул парень на кладбищенской скамейке то ли после пьянки, то ли от усталости (работяга ведь — рано просыпается, всю смену корячится у станка), ну послышались голоса из могил — со всяким может случиться. Но появление того самого пришельца-распорядителя, кто под землёй ещё до Божьего суда распределяет участь каждого вновь прибывшего, повергло его в шок. И не потому, что тот усмиряет перебранку граждан на "собрании", что и там каждый норовит застолбить себе местечко поудобнее (свобода ведь, демократия, блин), что выстраивает тот очередь не по рангу, а по справедливости. Это парня совсем не удивило, если только чуть-чуть, самую малость. Его, простую наивную душу, потрясла, просто сразила наповал та разительная разница в поведении близких ему людей, знакомых и не очень. Они предстали перед ним совсем другими. Те, чистые и надёжные, которыми он гордился, оказывались пронырами, а те, которыми пренебрегал за ненадобностью и отторгал за лицемерие и стяжательство, становились благородными.
     Мистика и философия, мне кажется, излюбленная тема Русланы Ляшевой. Жизнь в её произведениях, будь то повесть-феерия или криминальный роман, неразрывна с мистикой, философия жизни всегда превыше философии академической, и правда неведомого, открытая автором, заставляет смотреть на всё другими глазами.
     Заканчивают книгу рассказы о Казахстане, о русском, Северном Казахстане. Они во многом автобиографические. Видно, с каким трепетом писатель притрагивается к своему детству, вспоминает родных и друзей, рассуждает о времени и людях, живших в некогда великой и славной стране. Мы живы не только стремлением в будущее, но и прошлым, хорошим и плохим, разным. Мы не станем луше, мудрее и счастливее, если забудем свои истоки, если вычеркнем из памяти тех, кому обязаны жизнью.
     Прочтите книгу Русланы Ляшевой "На тихой улочке".