Константин Ерофеев __ ПОКАЯНИЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Московский литератор
 Номер 06, март, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
ПОКАЯНИЕ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

     
     Наши западные "партнеры" и их отечественные подпевалы из либерального лагеря битых двадцать лет не устают твердить нам о необходимости покаяния. Покаяния за "оккупацию" Литвы и Грузии, за "сто десять миллионов" умученных от большевиков, за исторически недоказанные Катынь и "Голодомор", за "травлю" Пастернака и Бродского, за не всегда проявленную "милость к падшим" на территории Третьего Рейха в 45-ом…
     Что ж, покаяние вещь сама по себе неплохая. Правда, понятие сие по преимущество богословское. Ведь именно перед Богом приносит покаяние человек. Покаяние в собственных грехах и проступках. И по христианскому учению покаяние однократно за каждый грех. Иначе, беспрестанно каясь в давно отмоленном грехе, нетрудно впасть в уныние — еще более тяжкий грех! Да и беспрестанным кликушеством и юродством мы оскорбляем Творца, не веря в его милосердие. А то ведь как бывает… Посмотрели мы двадцать лет назад кинофильм "Покаяние" о рефлексирующей немолодой женщине, которая выкопала из земли труп врага. Вот с тех пор и занимаемся гробокопательством: то из Америки двух "белых" генералов привезем и с почестями закопаем, то в Таллине десяток "красных" солдат без всяких почестей переселим. То будем годами дискутировать, кого с Красной площади выкопать или хотя бы как склеп порушить. А пока не решили — устроим танцплощадку и каток.
     Кроме того, покаяние сугубо лично. Абсурдно каяться в грехах соседа, правителя или далеких предков. Не может быть покаяние коллективным, общенародным или вселенским.
     А еще стало мне ясно, что покаяние сугубо русское понятие. Ведь не каются же поляки за Менжинского и Домбровского, прибалты за Лациса и Берзиня, грузины за Берию и Гоглидзе. А ведь именно они создавали пресловутый ГУЛАГ, попирали все нормы закона и морали. А ведь были еще бендеровцы и оуновцы, бойцы прибалтийских и украинских дивизий СС, полицаи и "лесные братья", "горские" повстанцы и басмачи. Но здесь все объяснено. Они народы малые, а жертвами стали большой-пребольшой оккупации. Всегда были цивилизованными европейцами, а обороняться пришлось от варваров. И вообще: так надо. И каяться им не в чем. Отметим, объяснения-оправдания они для себя нашли. А нам объяснять необходимость "покаяния" не столь важно.
     Но не все безнадежно. Наши либералы взвалили на себя неподъемный груз растолковать нам, в чем же наша вина. Оказывается, все дело в "наследии советского режима". Ставшие в одночасье свободными бывшие союзные республики, а уж тем более страны социалистического лагеря, просто по определению не могут отвечать за советское прошлое. А у нас тоталитарное сознание аж со времен мамаева нашествия.
     Но "общенародного покаяния" либералы не дождались. Нашлось новое слово — "раскаяние". Так-так, сие мне как правоведу ближе и понятнее. Чистосердечное раскаяние, искреннее раскаяние, явка с повинной… Тут речь уже не столь о морали и нравственности, "исторической памяти" и "попранной справедливости". Здесь маячит фигура строгого полицейского, к которому нужно на коленях приползти. Быть может, наши читатели и догадываются, кто сей строгий "мировой" жандарм, а мне все еще не ясно.
     Ругают и наших либералов-правозащитников. Что, мол, опять начудили. Плохо указания с англицкого перевели. И появилось на страницах "демократической" прессы слово "ответственность". Столь удачный термин стали употреблять направо и налево: "историческая ответственность", "ответственность тоталитарного режима", "Россия несет ответственность", "народ ответственен" и т.д. Теперь мне все понятно, все это термины юридические, судебные, процессуальные: "привлечь к ответственности", "наложить ответственность", "ответственность за неисполнение", "ответственность за действия". Здесь все будет серьезно, как в настоящем суде, а не как в телешоу "из зала суда". Все будет жестко, строго, безапелляционно. С "преступниками" все ясно. Мы названы таковыми априори, о "презумпции невиновности" не вспоминают. Приговор суда давно отпечатан, черносписочнику-судье остается лишь вписать название ответчика — Вьетнам, Чили, Сербия, Ирак, Белоруссия, Россия… Если будет необходимо уточнить слова приговора — обратятся в "кодексам" и "конституциям" — сочинениям Бжезинского и Суворова (Резуна), Рейгана и Троцкого. В потерпевших тоже недостатка нет. Они явятся в полуистлевших мундирах дивизии "Галичина" и польских контушах, притащат бесчисленные вещественные доказательства — гулаговский ватник и пожелтевший листки "самиздата", оранжевую ленточку с Майдана и увядшую розу из Тбилиси. Тяжелее всего будет с доказательствами, но такими мелочами "высокий суд" не будет озабочен.
     Будет осужден как преступная идеология и признан тождественным нацизму коммунизм, развенчан русский и советский патриотизм и отменен российский суверенитет. Впрочем, прошу публику в зале не падать в обморок. Никаких "казней египетских" не будет, не будет и отравлений как в гаагской тюрьме и виселиц как в Багдаде, расстрелов как в Цхинвале и Тирасполе, Приштине и Газе. Приговор будет мягким — штраф. Например, в пользу Литвы — 20 миллиардов долларов за "оккупацию", в пользу Грузии — 20 миллиардов долларов "недополученной прибыли" за "отторжение" Абхазии. Эти цифры, кстати, уже озвучены в СМИ. Остальные "потерпевшие" все еще не справились с подсчетами. Вот, например, полякам как баланс подвести — двадцать тысяч расстрелянных пленных красноармейцев в 20-ом минус две тысячи офицеров в Катыни в (условно) 40-ом. Или вот латышам как арифметику осилить: сто тысяч пленных советских солдат и евреев вырезано в Румбуле и рижском гетто местными полицаями минус двадцать тысяч "лесных братьев" уничтожено НКВД. Нелегко вписываются кровавыми чернилами цифры в протоколы "судебных заседаний". Немудрено, ведь "все оттенки смысла мудрое число передает".
     Впрочем, сутяжникам дается процессуальное право отказаться от требований и добровольно прекратить процесс. Так вернее, а то ведь можно и встречного иска дождаться…