Александр Алиев __ «Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ И БОЛЬШЕ МНОГИХ…»
Московский литератор
 Номер 06, март, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«Я РОДИНУ ЛЮБЛЮ И БОЛЬШЕ МНОГИХ…»

     
     В НЕ СТОЛЬ ДАЛЕКОМ РАССТОЯНИИ от столицы, как раз по левую сторону Петербургско-Московского (Ленинградского) шоссе расположен замечательный архитектурно-парковый ансамбль Подмосковья — усадьба Середниково. Нам она особенно дорога тем, что здесь четыре года подряд проводил летние месяцы Михаил Юрьевич Лермонтов — яркое светило русской литературы, краса и гордость нашей нации, как необычайно точно написано в одной из дореволюционных его биографий.
     Может возникнуть законный вопрос: а почему, собственно, поэт стал завсегдатаем этих мест? Все просто. С начала XIX столетия усадьба, названная по соседнему селу Московского уезда, принадлежала Дмитрию Алексеевичу Столыпину, родному брату бабушки Лермонтова — Елизаветы Алексеевны.
     Усадебный комплекс в том виде, в каком мы знаем его сейчас, получил свое начало в 1775 году при одном из прежних владельцев этих мест — богатом вельможе, действительном статском советнике и камергере В. Всеволожском, который "превыше всего ценил удобство и уют". Кого из архитекторов он привлек к работе доподлинно не известно, но не исключено, что уже знаменитого на ту пору И. Старова. Двухэтажный барский дом, увенчанный открытой башенкой-бельведером, соединен колоннадой с четырьмя двухэтажными же флигелями. От заднего фасада дома эффектная лестница-пандус ведет в парк. Здешняя сильно изрезанная оврагами местность была использована опытным садовником для устройства прудов, расположенных террасами у речки Горетовки. Не лишним будет отметить, что В. Всеволожский создал на середниковских землях обширное, хорошо налаженное хозяйство (конный завод, мастерские краснодеревщиков, полотняная и жестяная фабрики и др.), приносившее усадьбе немалый доход.
     ... Лермонтов впервые приехал в Середниково в июне 1829 года. Четырнадцатилетний отрок обучался тогда в Благородном пансионе при Московском университете. Позднее Михаил Юрьевич бывал здесь уже студентом самого университета в 1830, 1831 и, по всей вероятности, в 1832 годах. Хозяйкой имения на тот момент была вдова Столыпина — Екатерина Аркадьевна.
     Раньше считалось, что поэт вместе с бабушкой жил в главном корпусе, и с той поры, как ярко заблистала звезда лермонтовской славы, гостям Середникова долгое время показывали "соответствующие" комнаты. Однако последние исследования выявили, что в этом корпусе вообще не было жилых помещений. Таковые имелись во флигелях. Скорее всего, Лермонтов и Елизавета Алексеевна обитали на втором этаже северного флигеля. А в главном корпусе, кстати, до сих пор сохранилось немало подлинных элементов оформления — тяжелые дубовые двери, стенные панели, лестница изящной резьбы на второй этаж...
     Усадьба летом становилась весьма оживленным местом. Сюда из Москвы и соседних имений наезжали почти все знакомцы поэта — Верещагины, Бахметьевы, Лопухины. Бывал здесь и предмет тогдашних воздыханий Михаила Юрьевича — Катя Сушкова. Молодежь чрезвычайно весело проводила дни: устраивала пикники, конные прогулки, различные игры, бродила по окрестностям.
     Лермонтов интересовался середниковскими "достопамятностями" — церковью Святителя Алексия, построенной в 1693 году, и огромным старым вязом с дуплом посередине (он жив и сейчас, ему более трехсот лет). Особенно же занимали его воображение развалины старой бани и так называемый Чертов мост в глубине парка. Вообще-то, официальное название моста — Большой Белокаменный. Трехарочное сооружение с колоннами входа было переброшено в конце XVIII столетия над оврагом, где находится чистейший родник. Однако известная отдаленность этого места, соседство его с мрачными руинами способствовали тому, что среди середниковских крестьян оно стало слыть прибежищем нечистой силы. Миша Лермонтов тоже отдал дань этим преданиям, несколько раз он со своим родственником Аркашей Столыпиным — сыном тогдашней хозяйки усадьбы — бегал ночью к Банному оврагу воевать с воображаемыми духами. В рано созревшем уме Миши еще оставалось много детского…
     Но в основном, когда опускались сумерки, и вокруг все смолкало, для юноши наступала пора творчества и напряженных философских размышлений. Насколько та вечерняя усадебная атмосфера была созвучна его поэтическому настрою, свидетельствуют приписки к некоторым стихотворениям, например, "Середниково: ночью у окна" или "Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля".
     
     Все тихо — полная луна
     Блестит меж ветел над прудом,
     И возле берега волна
     С холодным резвится лучом...
     

     Кроме того, Лермонтов продолжал здесь работу над драмами "Странный человек" и "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти"). Отсюда, как считается, поэт в начале августа 1832-го уехал в Петербург, где началась новая страница его биографии.
     На исходе позапрошлого века имение перешло от Столыпиных к московским купцам и промышленникам Фирсановым. Последнюю владелицу Середникова Веру Ивановну Фирсанову до сих пор вспоминают с уважением и благодарностью. На ее средства реставрировалась церковь, построены школа в деревне Лигачево, мост через Горетовку, открыта новая платформа на Николаевской железной дороге — Фирсановка. Кроме всего прочего, Вера Ивановна была страстной поклонницей лермонтовского гения. По ее инициативе в 1914 году — к столетию со дня рождения поэта — соорудили памятный обелиск "Певцу любви и печали" перед предполагаемыми окнами комнаты Михаила Юрьевича, а известному скульптору А. Голубкиной несколькими годами ранее был заказан бронзовый бюст Лермонтова. Скульптура эта создана под несомненным влиянием импрессионизма. Поэт изображен здесь уже взрослым человеком, с длинными усами и в военной форме. Во всем его облике чувствуется внутреннее беспокойство, что-то от той "тревоги духа", о которой писал А. Блок.
     Приблизительно в то же время потолок Овального зала украсил плафон работы художника В. Штембера "Демон и Ангел, уносящий душу Тамары". Именно в этом зале регулярно устраивались литературные и музыкальные вечера, несколько раз выступали Ф. Шаляпин и С. Рахманинов.
     При советской власти в усадьбе располагалась сначала здравница "Тишина" для членов ВЦИК, а потом противотуберкулезный санаторий "Мцыри". Осенью 41-го местность эта стала тем рубежом, где было остановлено немецкое наступление на Москву. Говорят, что прямо у ворот санатория наши артиллеристы подбили вражеский танк с изображением Мефистофеля. А с 1992 года большую часть усадьбы арендует Национальный Лермонтовский Центр в Середникове, учрежденный ассоциацией "Лермонтовское наследие", в которую входят потомки Михаила Юрьевича (в России их около 30 человек, за рубежом около 170-и). Генеральный директор Центра, он же президент ассоциации — правнучатый племянник и полный тезка великого поэта — М. Ю. Лермонтов. Сейчас закончена реставрация комплекса главного дома и флигелей. На очереди — парк. В этом последнем есть немало 150-летних деревьев, уцелело и несколько таких, что помнят самого Мишу Лермонтова.
     …В прежние годы мне неоднократно доводилось посещать Середниково — это овеянное лермонтовским духом место очень хорошо подходило для полноценного отдыха в какой-нибудь из летних выходных. Дорога от города на машине занимала не больше часа (пробок на шоссе тогда еще не существовало). В парадный дворик-курдонер и в бывший барский дом, правда, не пускали: нельзя, дескать, тревожить покой отдыхающих в санатории. Зато обширный парк был в полном распоряжении экскурсантов. Да и к обелиску в память Лермонтова можно было подойти, и на лестнице-пандусе постоять никому не возбранялось. А что сейчас? Пошел ли на пользу старой столыпинской вотчине ее нынешний статус? С точки зрения обеспечения сохранности этого уникального памятника архитектуры XVIII века — да, несомненно, на пользу. Потому как доступ сюда "простым" людям теперь вовсе закрыт — кругом особняка установлена ограда из сетки-рабицы. Местные жители, мягко говоря, обескуражены: они ведь привыкли за долгие десятилетия ходить через усадебную территорию на пруд, и под предлогом рыбалки выпивать там и закусывать да еще разводить костерки. Не говоря уж о том, что повадились они кататься по пандусу на велосипедах и мотоциклах. Можете себе представить, каких трудов стоило новым хозяевам Середникова вычистить тот же пруд, привести в более-менее сносный вид парк. Кстати, когда в 2004 году, 30 апреля, в имении проводился субботник, никто из сельчан его своим присутствием не удостоил. А ведь так нужна посильная помощь в продолжение дела восстановления середниковского ансамбля! Еще стоят, например, в полуразрушенном виде три каменных корпуса: конюшня, скотный двор, заросшая бурьяном гигантская оранжерея с теплицей. Стоит чуть поодаль круглое здание манежа. Да и Чертов мост тоже требует реставрации…
     В принципе, уже можно говорить о готовой концепции использования усадьбы. Здесь возрождается насколько возможно культурная жизнь: и изысканные салоны (включая поэтические и музыкальные вечера), и народные гуляния, и свадьбы. Середниково открыто также для проведения конференций и семинаров, творческих и деловых встреч. Регулярно организуются экскурсии, два раза в месяц благотворительные. Основные посетители пока — школьники и пенсионеры.
     Тем же, кто приехал сюда "диким" образом, только и остается, что "полюбоваться" на руины бывших хозяйственных построек, погулять по неогороженной части парка, да пройти — коли есть желание — через Чертов мост и далее по старой въездной дороге в усадьбу к одноименному селу с его упоминавшимися выше церковью Святителя Алексия и трехсотлетним вязом. Кстати, церковь совершенно уникальна. Помимо того, что это один из старейших храмов Подмосковья, его прихожанами были и Миша Лермонтов, и мальчик Петя Столыпин (троюродный брат поэта и будущий реформатор России), эти стены слышали Федора Шаляпина, певшего здесь однажды с церковным хором.
     Признаюсь, читатель: я был пару раз в середниковском доме по договоренности с администрацией Национального Лермонтовского Центра. Стоял июль 1999 года, и реставрационные работы в интерьерах особняка были в самом разгаре. Я видел, как великолепно смотрятся уже воссозданные элементы декора. Даже прикасался к тому самому бронзовому бюсту Михаила Юрьевича (скульптуру сняли с полностью развалившегося постамента, и на тот момент она находилась в одном из помещений первого этажа; для запечатлевания голубкинского творения на пленку, нам позволили вынести его на время во двор, что мы вдвоем с фотографом и сделали). К слову сказать, изваяние оказалось не таким уж тяжелым… А сейчас его можно увидеть на втором этаже, в "лермонтовской" комнате.
     В последние десятилетия Середниково прославилось "участием" в съемке многих отечественных фильмов, отражающих различные эпохи и различных по тематике. Так, в еще неотреставрированной усадьбе снимался эпизод прощания Михаила Лермонтова и Вареньки Лопухиной из фильма "Лермонтов" (режиссер и исполнитель главной роли Н. Бурляев). В наиболее масштабном российско-американском кинопроекте "Бедная Настя" Середниково изображало имение князей Долгоруких. Режиссер М. Туманишвили снимал здесь 8-серийный мистический триллер "Темный инстинкт", где в одной из центральных ролей выступает знаменитая певица Любовь Казарновская. По сценарию основное действие фильма происходит в Карелии, в загородном доме оперной примадонны Марины Зверевой. Съемочной площадкой для этих сцен и стало, повторим, Середниково. Наконец, в прошедшем году в старинное поместье вновь понаведались кинематографисты — съемочная группа ленты "Слуга государев", историко-приключенческого произведения на фоне русско-шведской кампании 1709 года. В отдельных эпизодах тут "засветился" середниковский парк.
     Нетрудно заметить, что лишь в картине "Лермонтов" имение выступило под своим подлинным именем (не считая пары-тройки отличных документальных фильмов, посвященных здешней истории). Но в любом случае, волшебная красота пейзажей, великолепный архитектурно-парковый комплекс стиля высокого классицизма создают идеальный антураж для воссоздания картин прошедших времен.