Светлана Гладыш __ ДЕТИ БОЛЬШОЙ БЕДЫ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Гладыш
ДЕТИ БОЛЬШОЙ БЕДЫ

     
     Имя Дзержинского — личности выдающейся и неоднозначной — прежде всего слито с ВЧК — чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. Но не только жесткой и беспощадной к противнику политической борьбой был озабочен Председатель ВЧК — именно этот орган имеет полное право поставить себе в заслугу спасение миллионов беспризорных и голодающих детей России — национального достояния Отечества.
     
     
     Наш век пройдет. Откроются архивы
     И все, что было скрыто до сих пор,
     Все тайные истории извивы
     Покажут миру славу и позор.
     Богов иных тогда померкнут лики,
     И обнажится всякая беда,
     Но то, что было истинно великим,
     Останется великим навсегда.
     Николай Тихонов

     
     
     "Приказ Всероссийской
     Чрезвычайной Комиссии № 23…"

     
     У моего отца нет детских фотографий. В 1918 году вся его семья — родители, две сестры — умерли от испанки. В пустом московском доме его нашел "дяденька в шинели". Мальчика определили в детскую колонию. Там его выучили французскому языку, бальным танцам и дали прекрасное образование. Фамильный альбом моей мамы полон роскошных фотографий: мужчины в погонах и эполетах, дамы, сестры милосердия в белых передниках, прелестные маленькие девочки с распущенными волосами, мальчики в форме тенишевского училища. Однако, среди этих детей нет моей мамы — самого младшего ребенка в многодетной семье полковника Императорской армии. С 1918 года "золотопогонная сволочь" — офицеры, те, что предпочли остаться в России и еще оставались живыми, — получали статус "лишенца" — лица "с поражением в правах". Запрет на работу и отсутствие продовольственной карточки обрекали "лишенцев" на голодную смерть. Статус распространялся и на членов их семей. Мама, как и тысячи детей "бывших", выжила благодаря Дзержинскому. Доклад председателя ВЧК (а не наркома здравоохранения Семашко) 4 мая 1919 года на пленуме ЦК РКП (б) "О питании детей", утвержденный как директива, а 17 мая Декрет "О бесплатном детском питании" был уже подписан Лениным. Дзержинский настоял, чтобы Декрет обеспечивал продуктами питания детей вне зависимости от их классового происхождения. По его инициативе вводится детская карточка на получение обеда из двух блюд, кроме того — 30 хлебных и 30 продуктовых талонов в месяц. Паек рабочего или даже красноармейца был значительно меньше. Мама выжила, а в конце двадцатых познакомились и полюбили друг друга мои будущие родители. Признаюсь честно — если бы не эти обстоятельства, мой интерес к личности Председателя ВЧК-ОГПУ, — Феликса Эдмундовича Дзержинского, ограничивался бы общеизвестной информацией.
      Но обстоятельства имели место, и когда появилась возможность подступиться к тому, "что было скрыто до сих пор", я занялась поиском документов — неподкупных свидетелей эпохи — прежде всего в Центральном Архиве ФСБ России и Государственном Архиве РФ.
     Уже с августа тысяча девятьсот четырнадцатого малолетки и подростки отбивались от дома, убегая "от немцев" из западных губерний России. События семнадцатого года и Гражданская война выплеснули в море скитальчества миллионы детей. Надежда Константиновна Крупская призналась, что "детская беспризорность — одна из издержек революции". "Издержки" — семь миллионов детей, кочующих в ящиках под товарными вагонами, умирающих от голода и тифа на улицах городов и вокзальных площадях, теряющих человеческий облик! Советская власть приняла на себя ответственность за судьбу обездоленных детей. С февраля 1919 заработал Совет защиты детей при Наркомпросе, состоявший из представителей наркоматов: здравоохранения, просвещения, внутренних дел, социального обеспечения, и ВЧК. Руководил Советом Луначарский, но огромную долю работы берут на себя Дзержинский и органы ВЧК на местах. По указанию Дзержинского в каждом губернском городе и городском ЧК организованы группы содействия детским учреждениям. В конце 1920 года он отправляет Асю Давыдовну Калинину — уполномоченную Моссовета — в юго-восточные районы Европейской России. Вернувшись, она вручила Дзержинскому красноречивый отчет: "Количество сирот и беспризорных детей растет с ужасающей быстротой. Дети, как это наблюдается во всех не только голодающих, но и производящих губерниях... десятками ходят голодные, холодные по миру за подаяниями, научаются разврату, обворовывают и наводят панику и ужас на села и деревни"... Это о них рвущий душу "Перекоп" Николая Тихонова: "За нами ведь дети без глаз, без рук, Дети большой беды".*
     Дзержинский принимает решение: "Я хочу бросить некоторую часть моих личных сил, а главное сил ВЧК, на борьбу с детской беспризорностью. Я пришел к этому выводу, исходя из двух соображений. Во-первых, это же ужасное бедствие! Ведь когда смотришь на детей, так не можешь не думать — все для них! Плоды революции — не нам, а им! А между тем, сколько их искалечено борьбой и нуждой. Тут надо прямо-таки броситься на помощь, как если бы мы видели утопающих детей".
     
     "ПРИКАЗ
     Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.
     №23
     Москва, 27 января 1921 г.
     Всем органам на местах (ЧК, 00 и ТЧК).
     Президиум ВЦИК на заседании от 27/1 1921 года постановил организовать при ВЦИК Комиссию по улучшению жизни детей. Положение детей, особенно беспризорных, тяжелое, несмотря на то, что Советская Власть не щадила для этого ни средств, ни сил.
     …И Чрезвычайные Комиссии как органы диктатуры пролетариата не могут остаться в стороне от этой заботы и они должны помочь всем, чем могут Советской власти, ее работе по охране и снабжению детей. Для этой цели, чтобы втянуть аппараты ЧК, Президиум ВЦИК назначил меня председателем упомянутой Комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей. …
     …Чрезвычайные Комиссии в этом деле должны себе поставить задачей:
     1. Тщательное и объективное обследование и информирование местных Исполкомов и соответственных их Отделов, а также ВЧК о фактическом положении детей на местах, о состоянии детских домов, приютов, детских садов, яслей, детских больниц, санаториев, о положении и количестве беспризорных детей, нуждающихся в помещении в детских домах и т. д.
     2. Наблюдение, выполняются ли декреты о детском питании и снабжении, и изыскание мер и способов к их выполнению.
     3. Постоянная всемерная помощь местным Наробразам, Губздравотде-лам и продовольственным органам в деле питания и снабжения детей.
     4. Строгое наблюдение за тем, чтобы здания под детские дома никем не занимались и не отбирались (вариант: незаконно не отбирались) и содействие в подыскании лучших зданий.
     5. Помощь в скорейшем проведении ремонта детских домов и в снабжении их достаточным количеством топлива и предметов их оборудования.
     6. Р-и Ортечека обязаны взять под свою защиту беспризорных детей на вокзалах и в поездах; помочь Отделам Наробраза в организации распределителей и домов для этих детей; в случае невозможности принять детей Отнаробразом, изыскать иные способы снабжения их помещением и продовольствием.
     …В двухнедельный со дня получения сего срок Чрезвычайные Комиссии должны сообщить ВЧК, что по этому вопросу сделано, а также план предстоящей работы в этом направлении.
     Председатель ВЧК Ф. Дзержинский".

     
     Председателем комиссии стал Дзержинский.
     Деткомиссия состояла из 7 человек: представителей народных комиссариатов снабжения, здравоохранения и просвещения, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСПС и ВЧК. От ВЧК в Деткомиссию в качестве заместителя Дзержинского вошел Василий Иванович Корнев. Президиум Деткомиссии собирался раз в неделю на оперативные совещания. Вопросы — конкретны, решения — эффективны.
     
     "Протокол № 2
     Заседания Президиума Комиссии ВЦИК
     по улучшению жизни детей
     от 12/IX — 21 года.
     Присутствовали: тт. Корнев, Вышинский, Невский, Хазанов.
     Председатель — Корнев.
     "...Вопрос 5, пункт Г. Предложить Нкпроду подтвердить, что все продукты диетического питания есть достояние детей и больных. Указать Губуполномоченным в случаях невыполнения настоящего распоряжения обращаться за содействием к органам ЧК" .
     "Слушали
     Постановили
     п. 18. Об организации средствами НКЗД санатория на 30 больных детей.
     Обязать Наркомпрос срочно выделить НКЗД 30 больных детей из голодающих губерний для санаторного лечения, т. Иванову договориться по данному вопросу с Наркомпросом".

     
     Весной 1921 года в России заработали 26 школ-санаториев, а летом в детские лагеря приняли вчетверо больше ребят, чем годом раньше.
     
     "Приказываю всем органам ВЧК на местах оказывать содействие местным уполномоченным
     по улучшению жизни детей"

     
     П
     о поручению Дзержинского в Москве освободили много особняков под детские дома. Он лично следил за их устройством и оборудованием за снабжением всем необходимым, постоянно бывал в детских, садиках и приютах. Посетив Успенский приют, записал в своем блокноте:
     "...Вобла, рыба — гнилые. Сливочное масло — испорчено. Жалоб в центр не имеют права (подавать). Хлеба и продуктов меньше (чем полагается) выделяют".
     В другой записке: "Ясли Басм (анный) район.
     Приют на Покровке. Не хватает кроватей. Холодно. 25 грудных детей — одна няня".
     Или: "120 тысяч кружек, нужно сшить 32 тыс. ватных пальто, нужен материал на 40 тыс. детских платьев и костюмов, нет кожи для подошв к 10 тыс. пар обуви".
     Огромную массу осиротевших, голодающих и беспризорных детей, приняла Москва; она нуждалась в помощи, и по всей России рассылается обращение:
      "Во время голода Москва настежь распахнула двери детских домов для детей голодавшего Поволжья. Только через один Московский центральный приёмник прошло 17 566 детей. Всех их Москва сберегла, полуживых выходила.
     В период ликвидации голодной компании только 12,7% общего числа голодавших детей Москва отправила на родину по желанию родителей.
     Целую армию детей-сирот Москва оставила у себя, продолжает воспитание и образование их, невзирая на свои хозяйственные недостатки.
      …Трудно найти во всей республике город или селение, откуда бы не было паломничества в Москву выброшенного за борт ребёнка.
     Всероссийская задача может быть выполнена только всей страной, а не губернией. Одной Москве она не под силу.
      …Присоединяясь к её голосу, Деткомиссии ВЦИК со своей стороны призывает все живые организации прийти на помощь в борьбе с общероссийским несчастьем — детской беспризорностью.
     Председатель Деткомиссии ВЦИК
     Ф. Дзержинский"
     

     Узнав, что Особый отдел Тамбовской ЧК занял только что отремонтированный дом, а помещения для детской больницы не нашлось, Дзержинский 14 апреля 1921 года отправляет председателю Тамбовской губчека телеграмму: "Немедленно примите меры к полному оказанию содействия и изысканию средств для помощи губуполномоченному по улучшению жизни детей. Занятый особотделом отремонтированный дом передать под детскую больницу, а также отведённые огороды. … Пред. ВЧК Дзержинский".
     Деткомиссия создаёт целую систему лечебно-профилактических медпунктов и специальных поездов. Чудесные составы с неуклюжим названием — "лечебно-питательные поезда" — означали жизнь везде, где они останавливались. Их ждали на вокзалах крупных городов, узловых станциях и разъездах, вокруг которых прятались в глубинке многочисленные деревни. В скромно, обустроенных вагонах каждый день кормились 25.000 голодных ребятишек. Хлеб выпекали тут же в поездах. Эти поезда-спасители были одной из первых мер помощи голодающим России вообще.
     
     
      "Не стесняйтесь ни формой ни размером вашей помощи"

     
     В Деткомиссии не сидели подставив ладошки, рассчитывая исключительно на помощь государства. Дзержинский предложил организовать какое-либо "акционерное товарищество, как источник помощи детям. Так появилось товарищество "Ларёк", занимавшееся розничной продажей "табачных изделий и спичек". Идею предложил Госбанк. Со временем образовалась целая система производственных и торговых предприятий при ВЦИК с отделениями в нескольких городах республики. Приносили неплохой доход фабрика металлической арматуры им. Скворцова-Степанова, фабрики "Утильбюро" и "Арматуркровать", Ватно-обтирочная фабрика им. Сакко и Ванцетти и Кистевязальная. Эти предприятия обеспечивали работой более тысячи людей, и — что просто замечательно — приглашали в ученики подростков из детских домов и трудовых коммун. Сотни ребят получили специальность, не говоря уже о том, что неплохо зарабатывали.
     Но оставалась проблема круглых сирот, которых было в Советском государстве к началу 1923 года около 4 миллионов. 3 миллиона ребятишек находились на иждивении государства или получали помощь от общественных организаций. Сотни тысяч детей оставались ещё вне заботы и внимания государства и общества.
     
      "ВСЕ НА ПОМОЩЬ ДЕТЯМ
     Обращение комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей.
     Ко всем трудящимся СССР, Исполкому Коминтерна, Профинтерну,
     Коминтерну молодёжи, Межрабпрому
     Товарищи!
     Наша молодая рабочая Республика вышла победительницей из ожесточённой кровавой борьбы с её заклятыми врагами — внутренней и внешней контрреволюцией …Но эта великая победа трудящихся досталась не даром. В результате титанической борьбы на организме страны остались глубокие раны, для окончательного излечения которых ещё долгое время будут требоваться громадные усилия со стороны рабочих и крестьян Советской России. Одной из этих ран является далеко ещё не полная обеспеченность детского населения страны.
     …Детская беспризорность, часто выявляющаяся в самых уродливых, ужасающих формах — как детская преступность, проституция — угрожает подрастающему поколению самыми тяжёлыми последствиями и заставляет бить тревогу.
     Существующая сеть детских учреждений не в силах вместить всей армии беспризорных детей, для открытия же новых не хватает средств.
     Более того: и существующие учреждения, дающие приют более чем миллиону детей-сирот, недостаточно обеспечены самым необходимым — как диетпитание, бельё, обувь, оборудование и т. п.
     Кроме указанного кадра беспризорных детей, имеется ещё большой контингент нуждающихся в помощи детей, имеющих родителей или родственников, действительная …Учитывая это тяжёлое положение громадного числа детей и все грозные последствия его, Деткомиссия ВЦИК, организуя совместно с Наркомпросом и Наркомздравом, при деятельном участии партийных и профессиональных организаций, с 30 апреля по 6 мая с. г. "Неделю беспризорного и больного ребёнка", обращается ко всем рабочим и крестьянам и всем трудящимся Советской республики с горячим призывам прийти во время её на помощь детям.
     Не стесняйтесь ни формой, ни размером вашей помощи. помните, что только общими объединёнными усилиями широких рабоче-крестьянских масс мы можем выйти с честью из борьбы на этом тяжёлом фронте детской беспризорности.
      …Деткомиссия надеется, что трудящиеся за границей откликнуться на её призыв своею материально-финансовой помощью и помогут ей в борьбе с детской беспризорностью в России…
     Все на помощь детям!
     
     Председатель комиссии ВЦИК
     по улучшению жизни детей
     "Известия" 31 марта 1923г.
     Ф. Дзержинский"

     
     
     "Пусть будут счастливее нас и дождутся торжества свободы"
     
     "Помимо справедливости, ничто на определяло моих действий", — этому принципу он оставался верен до последней минуты. "Пусть будут счастливее нас, — мечтал он, говоря о детях, — и дождутся торжества свободы".
     Дождались. Автору "Перекопа", отвечающему за детей "большой беды", казалось: "если сто лет прожить — того не увидят глаза". Столетия не понадобилось. Безбрежное море детского скитальчества вновь заполнило Россию, но ни президент Ельцин ни правительство "свободной" России не пожелали принять на себя ответственность за беспризорное детство конца ХХ века. Правами ребенка, хотя и подписана Международная Конвенция, власть не озабочена. Дети голодают и умирают на улицах. Но никто не зовет: "Все на детский фронт!". Передовой отряд "демократической интеллигенции", где оказались и те, кто вчера "с кожей срывал погоны", а сегодня "выжигает звезду на лбу", в 1997 году — пик детского несчастья! — выцарапывает у Ельцина 1 миллиард рублей из резервного (!) фонда России на "частичное покрытие расходов по проведению Конгресса Интеллигенции". Тем временем собирает обездоленных детей с улиц, из подвалов и создает приюты Православная Церковь, а ночной автобус "Милосердие" в лютый мороз и жару помогает бездомным. Сменивший Ельцина новый Президент распорядился принять срочные меры к преодолению проблемы детской беспризорности. Сделано немало — построены приюты и реабилитационные центры. Но процесс зашел слишком далеко. Безнадзорных детей больше, чем беспризорных. Около 17000 детей и подростков — девочек и мальчиков — эксплуатируются взрослыми в бизнесе проституции (данные приблизительные и преуменьшенные — нет закона, нет и статистики. Требуется воля государства — иначе ситуацию не преломить).
     Когда толпа осаждала здание КГБ, был снесен памятник Дзержинскому. По поводу памятника Феликс Эдмундович вряд ли стал бы сокрушаться — не любил почестей.
     Но того, что детская беспризорность стала "платой за демократию", не простил бы — ни правительству, ни обществу.
     И самый строгий и беспощадный спрос был бы с чекистов.