Александр Трапезников __ СТЕРЕОТИП ФРАЗ КАК ДЕВАЛЬВАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Трапезников
СТЕРЕОТИП ФРАЗ КАК ДЕВАЛЬВАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

     
     СТОЯЛ Я КАК-ТО В ОЧЕРЕДИ ЗА ХЛЕБОМ. Дело было в 93-м году, когда противостояние двух ветвей власти достигло предела, а позже вылилось в кровавую бойню. Тут даже не власти боролись между собой, а две идеологии — не новая и старая, как пытались внушить в СМИ, а коррумпированно-олигархическая, несправедливая — и это уже стало ясно потом, и всё еще пытающаяся опираться на народное, общинное сознание, понятия нравственные. Конечно, победи другая сторона, и там к власти пришли бы, скорее всего, такие же духовные оборотни и самохваты, но это уже иной вопрос, в котором видится вся горькая и трагическая судьба и история России. Сейчас речь о стереотипе фраз, разрушающих моральные стержни в человеке и девальвирующих его базисные представления о чести, честности, справедливости, любви, вере, дружбе и прочих не сдающихся “в багаж” императивах.
     Так вот, передо мной в очереди стояли две пожилые женщины. Они спорили, обсуждая противостояние во власти двух бывших дружков, но каждая их них то и дело повторяла, словно соглашаясь с другой: “Ладно, лишь бы не было войны”. На первый взгляд — фраза вполне разумная. Миролюбивая. Устоявшаяся и закостенелая. Так говорили и в советско-брежневские времена, охотно повторяют и теперь. Она несет в себе проверенную печать пацифизма. “Комитет солдатских матерей” должен взять ее девизом к своим документам. Но если вдуматься, смысл этой фразы гораздо глубже, а точнее — потаённо-коварнее. Это, если хотите, лозунг трусов и дезертиров, пораженцев. Конечно, политикам и дипломатам необходимо делать всё, чтобы избежать конфронтации, не доводить дело до кровопролития и, тем паче, войны. Но история учит нас, что политика уступок (“мюнхенский сговор”, поддержка или непротивление агрессии США в Югославии и Ираке) как раз и ведет к развязыванию военных действий.
     С другой стороны — война в настоящее время давно уже не ведется только с помощью оружия. Существуют и пропагандистские способы, и психотропные, и нейролингвистические, и биологические, и даже с использованием генетически мутированных продуктов. Манипуляция словами, фразами, символами, их влияние на психику и психологию индивидуума, массовое внушение — это и есть тот тип войны, который невидим. Любопытно, что сам термин “пропаганда” впервые появился в ходе Общеевропейской “Тридцатилетней войны” (1618-1648гг.), когда римский папа основал Конгрегацию Веры, а достижения граверного искусства позволили широко применять иллюстрированные листовки, выпускавшиеся значительными для того времени тиражами. Эти “информационные листки” положили начало сегодняшней массовой пропаганде безумия и растления, хотя, разумеется, внушение на психику шло всегда — с библейских времен.
     
     Советский Союз был разрушен в ходе именно информационной войны (парадокс: отечественные СМИ в тот период стали активно работать на уничтожение собственного государства и продолжают этим заниматься до сих пор, особенно, в части культуры, нравственности). Страшная, гибельная война на исчезновение России никогда не затухала, приобретает всё новые формы, о которых мы даже можем не знать и не догадываться. Некоторые западные политики, правда, проговариваются (Тэтчер толкует о сокращении населения России до 30 миллионов человек, Олбрайт — об отделении Сибири, Бжезинский — о том, что остается еще один главный враг — Православие и т.д.). Надо признать, что “новый мировой порядок” маячит уже не за горами, а прямо перед носом обывателя. О будущем, по страусиному мнению, можно и не думать, но оно неизбежно смешает все карты и неотвратимо придет само. Враг будет сидеть в твоем доме и спать в твоей кровати (хорошо еще, если спихнет тебя на собачий коврик), а ты всё будешь твердить как баран: “Главное, чтобы не было войны”.
     За свое Отечество, за свою духовную свободу и нравственные позиции нужно сражаться. Только так ты останешься Человеком, а не, в конце концов, виртуальным винтиком в глобализированном мире. Необходимо постоянное “умное делание”, духотворчество, богопознание. Нужно уметь анализировать тенденции, статистику, учитывать всевозможные факторы, создавать рациональные карты грядущих процессов, то есть проводить ту мыслительную работу, которая по определению вызывает безотчетный страх у впавшего в интеллектуальную анестезию “среднего россиянина”, так и застывшего в очереди за хлебом и зрелищами. Его намеренно погружают в споры о прошлом, которое теперь стало еще большим миражом, чем будущее. Словно водят по историческим лабиринтам и тупикам. Но еще Черчилль говорил: “Если мы будем сражаться с прошлым, то потеряем будущее”.
     Кто-то, наверное, думает, что всё уже предопределено и расписано, поражения не избежать, пусть всё идет своим чередом. Если в мире устанавливается диктат Америки, то так тому и быть
     Но, во-первых, по мнению самих же американских политологов (профессора Йельского университета Майкла Паренти или журналиста Валлерстейна,например), суть этого глобального контроля на земле — самый настоящий “демократический фашизм”. А один фашизм мы уже победили. И историческая справедливость на стороне России. Во-вторых, все страны стараются иметь свои нравственные, ценностные основы, кто их не имеет или же они слишком размыты, тот обречен жить на лакейской стороне Дома. Но иногда и ценностные основы ведут к раздвоению государственной психики, к шизофрении Так было с нацистской Германией, так, очевидно, происходит и с США. Для Америки сейчас наступил или близится “момент истины”. По мере прохождения XXI века Соединенные Штаты будут во всё более возрастающей степени окружены конфликтами, страхом, смятением, отчаянными попытками “остановить время”. Их мировая либеральная утопия, желание создать новое общество, где все “поют в лад”, а вернее, “подпевают Америке”, может осуществиться лишь в отдельно взятом сумасшедшем доме.
     
     Приведу еще два высказывания американских же, чтобы быть объективным, видных политических деятелей. С.Хантингтон: “Соединенные Штаты и Советский Союз напоминают друг друга в том, что не являются нацией-государством в классическом смысле этого слова. Обе страны в значительной мере определяли себя в терминах идеологии, которая, как показывает советский пример, является более хрупким основанием единства, чем единая национальная культура, базирующаяся на общей истории (выделено мной — А.Т.). Если мультикультурализм возобладает и если консенсунс в отношении либеральной демократии ослабнет, Соединенные Штаты присоединятся к Советскому Союзу в груде исторического пепла”. И второе, принадлежащее политологу М.Мандельбауму: “США представляют из себя, образно говоря, 400-килограммовую гориллу, думающую лишь о своих бананах, а все вокруг смотрят на нее”. Действительно, пора бы перестать смотреть и опасаться, поскольку горилла эта, похоже, так ничему и не научится. Хотя бы как “собака Павлова”.
     Пора перестать твердить заученные фразы-слоганы, которые подавляют волю к сопротивлению, гасят дух, расщепляют здоровое нравственное сознание, ведут в стойло для скота. Включите телевизор и вы наслушаетесь подобных фраз едва ли не каждую минуту: “Бери от жизни всё!”, “Не дай себе засохнуть”, “Беги за “Клинским”!” и так далее. Не хочется даже повторять. Читатель и сам знает. Разве есть в них хоть какая-то доля высшей справедливости? Есть хотя бы частица Истины? Порою и смысла-то никакого нет.
     Я вел речь только об одном стереотипе, но их множество. Думать об этом и противостоять в горении — задача не из легких, но она одна из главных для Человека.