Александр Алиев __ О КНЯЗЬЯХ КУРАКИНЫХ И НЕ ТОЛЬКО
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
О КНЯЗЬЯХ КУРАКИНЫХ И НЕ ТОЛЬКО

     
     "И С ВАМИ СНОВА Я…" Это я о чем? Да о памятниках зодчества бывшей Басманной слободы. Получилось так, что, рассказывая много раз об этом старом московском районе, и, в частности, о Ново-Басманной улице, я как-то упустил из виду самое ее начало (в смысле архитектуры). Теперь вот исправляю свой невольный промах. Ведь стоящие тут строения заслуживают самого пристального внимания. Итак, в путь, читатель.
     Правую сторону Ново-Басманной открывает хорошо известное всем москвичам здание ОАО "Российские железные дороги" (прежде Министерство путей сообщения СССР). Под конструктивистскими одеждами сей постройки практически невозможно различить старинный образец — вполне добропорядочное сооружение позапрошлого века. Именовалось оно тогда "Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II". Надо сказать, государь уделял учреждению института очень большое внимание. "Отцы и матери да потщатся воспитывать детей своих, будущий род Российского дворянства в духе веры, воспитавшей и утвердившей Россию, в правилах чести, в простых обычаях жизни, в неизменной преданности Престолу и истинному благу Отечества", — так определял Александр задачи этого учебного заведения. Дворцовое ведомство предоставило институту старинное здание, которое начало перестраиваться зодчим Ф. Мейснером в 1902 году, а осенью 1906-го занятия там уже начались.
     Планы местности первой половины XVIII столетия ясно указывают, что раньше здесь стояло обширное деревянное здание Житного (Запасного) двора. С 1753 года в нем располагалась Главная Дворцовая канцелярия и там же приготовлялись самые разные припасы — варили мед, делали квас, производилось "сидение" водки и спирта, "дело восковых свеч, факелов и прядей, устройство провесной рыбы, печение хлебов ситных и басманов". Иными словами, это учреждение предназначалось для удовлетворения бытовых потребностей императорского Двора, когда тот пребывал в Первопрестольной столице. Сохранилась акварель мастерской художника Ф. Алексеева, на которой описываемая постройка изображена уже каменной, с двумя башнями по сторонам. Центр протяженного двухэтажного фасада выделялся еще одним — третьим этажом с церковным куполом над ним: в здании Житного двора было даже две церкви — во имя святого мученика Севастиана и дружины его и во имя святого мученика Януария. В первой половине XIX века строение подверглось значительной переделке, подобное произошло и в начале XX столетия. А уж в советское время бывший Запасный двор преобразился до неузнаваемости. Благородным девицам пришлось покинуть их институт, занявшие его чиновники Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) обратились к маститому архитектору И. Фомину с предложением совсем перестроить здание, что он успешно и совершил в 1931-1932 годах. По мысли зодчего сооружение с поставленной на стыке двух фасадов часовой башней должно было отдаленно напоминать паровоз — один из символов индустриализации государства. Ныне тут пребывает, как уже говорилось, ОАО "Российские железные дороги".
     Пройдя немного вперед по Ново-Басманной улице, мы увидим комплекс построек, связанных со славной фамилией князей Куракиных. Потомки Великого князя литовского Гедимина принадлежали к числу крупнейших государственных мужей России. Бок о бок с Запасным двором был расположен ансамбль из двух невысоких корпусов и колокольни церкви, выстроенных посередине обширного двора. Это Куракинская богадельня, первая в ряду многочисленных московских благотворительных учреждений.
     Основана она князем Борисом Ивановичем Куракиным — родственником и близким сподвижником Петра I, выдающимся общественным деятелем, блестящим дипломатом, участником нескольких военных кампаний. Кроме того, он был одним из образованнейших людей петровского царствования и оставил нам весьма любопытное литературное наследство. Будучи послом в Париже, Куракин, конечно же, видел знаменитый Дом инвалидов, созданный по распоряжению короля Людовика XIV еще в 1671 году. Возможно, поэтому князь вознамерился организовать нечто подобное в родной Москве. В завещании Бориса Ивановича есть пункт, согласно которому надлежало выстроить "гошпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию", и церковь при нем с иконой Николая Угодника.
     Осуществить задуманное выпало сыну Б. Куракина — Александру Борисовичу, тоже известному дипломату. По его прошению императрица Анна Иоанновна в 1731 году выделила участок земли близ "Житного двора на Басманной слободе, за Триумфальными воротами", и вслед за тем последовал Высочайший именной указ о "строении гошпиталя" и каменного храма во имя святителя Николая Чудотворца с приделом во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Все работы были проведены за десять лет, на торжественное освящение богадельни и церкви 16 октября 1742 года пожаловала сама государыня Елизавета Петровна. Имя зодчего, спроектировавшего ансамбль, нам, к сожалению, неизвестно, вероятнее всего, проект заказали во Франции.
     Рядом с комплексом "гошпиталя" расположен собственный дом Куракиных — настоящая городская усадьба. В конце XVIII столетия участком владел правнук Б. Куракина — знаменитый "бриллиантовый князь" Александр Борисович Куракин. Он то и замыслил капитально переделать старый деревянный дом своих предков. Однако по роду своей службы князь мало бывал в Москве, поэтому поручил дело брату, Степану Борисовичу. А тот занимал должность начальника экспедиции Кремлевского строения и имел возможность пригласить лучших архитекторов. Но вот парадокс: мы опять-таки не знаем, кто из них возводил куракинский особняк. Одно несомненно — это был чрезвычайно одаренный мастер.
     Спокойные и торжественные формы, удачно найденные пропорции пилястрового портика, легкие кронштейны под небольшими портиками на боковых частях, наконец, скульптурные изображения античных богинь в круглых нишах и затейливые розетки на фасаде — делают здание незаурядным, можно сказать, совершенно петербургским. В тимпане, в окружении воинских атрибутов и геральдических фигур помещен родовой герб Куракиных, составными частями которого служат Новгородский, Польский и Литовский гербы. Позади главного дома сохранились два флигеля, а в нем самом — большой зал с барельефами и лепниной.
     Во время наполеоновского нашествия и пожаров в Москве куракинские дома не пострадали, однако французы устроили в них конюшню и расхитили все внутреннее убранство. После бегства неприятеля "гошпиталь" и храм были отреставрированы, дополнена ограбленная ризница, воссоздана живопись и позолочен иконостас. В 1816 году князь Алексей Борисович Куракин ассигновал 8000 рублей на ремонт Никольской церкви.
     …Куракинская богадельня существовала много лет для того, чтобы "доставить постоянный приют неимущим средств к существованию лицам мужского пола из классных чинов, состоявших на службе по военному или гражданскому ведомствам". В 1820 году "гошпиталь" переименовали в странноприимный дом. Было учреждено, что в дни годовых праздников в честь Николая Угодника (9 мая и 6 декабря) должно совершаться кормление от 200 до 500 человек. Поначалу нищих кормили от трапезы, содержащихся в доме, а затем определили форму кормления: стол состоял из трех блюд и стакана водки, каждому выдавали по 5-10 копеек, опоздавшим к раздаче билетов на обед вручали небольшое денежное вспомоществование. Еще позднее кормление при храме стали заменять выдачей бесплатных билетов в народные столовые.
     Тридцать долгих лет попечителем странноприимного дома был князь Федор Алексеевич Куракин — академик, почетный член Петербургского археологического общества, член Саратовской губернской ученой архивной комиссии. Он не только заботился о сохранности дома и в 1902 году произвел очередной его ремонт, но много сил приложил к тому, чтобы были хоть частично опубликованы бесценные документы, каковые собирали все члены рода Куракиных с XIV века. В результате ремонта было перестроено здание, все поставлено на прочный фундамент, расширены оконные проемы, комнаты стали более светлыми, теплыми, благоустроенными и даже приспособленными для семейной жизни. Правда, уникальные барочные фасады сооружения исчезли, их сменило оформление в стиле неоклассицизма. Уже тогда у любителей старины этот факт вызвал чувство протеста.
     А тем временем грянула революция, наступили советские времена. В главном доме поместилась Центральная научно-техническая библиотека НКПС, помещения богадельни заняли различные хозяйственные службы, наконец, флигели отдали под квартиры некоторым служащим наркомата. В 1935 году была снесена Никольская церковь — по официальной версии, в связи с прокладкой в этой местности первой очереди столичного метрополитена. Но скажите, пожалуйста, каким образом храм этот мог помешать строителям подземки? Почему тогда не помешала им стоящая совсем неподалеку церковь Петра и Павла? А она как раз уцелела. Да и вообще Сокольническая линия метро прошла, как нам известно, в стороне от Ново-Басманной улицы. Причина разрушения храма при Куракинском странноприимном доме кроется в другом: в неистовой антирелигиозной кампании 30-х годов. Народный Комиссариат путей сообщения считался одним из образцово-идейных советских учреждений, а тут на его территории находится церковь, да еще с высокой колокольней. Совершенный непорядок!
     …Мне довольно часто приходится бывать по делам в этом старом московском районе. Проходя по Ново-Басманной улице, я вижу, разумеется, изменения, которые коснулись замечательного по своей красоте и гармонии ансамбля. Еще осенью 1998 года вышло постановление правительства Москвы о создании государственного учреждения "Московский дом национальностей". По замыслу столичных властей, здесь должны свободно реализовывать свои национально-культурные потребности представители всех национальностей нашего города. Новое учреждение разместилось в здании бывшей Куракинской богадельни. Старинные корпуса были капитально отреставрированы, а внутренние помещения вновь основательно переделаны. Что можно сказать по этому поводу? "Московский дом национальностей", безусловно, важная и нужная структура в комплексе общественной жизни столицы. В Доме постоянно проводятся различные культурные мероприятия, ведется активная общественная работа. Все это способствует сближению национальных общин, проживающих в городе. Но вот реставрация здания богадельни проведена, на мой взгляд, не совсем тактично. Уж больно режет глаз это помпезное гранитно-мраморное оформление парадного двора с пробитым прямо посередине него тоннелем, ведущим в подземную автостоянку. Что поделать — сие издержки современного столичного градостроительства.
     На этом фоне особняк князей Куракиных выглядит победнее. Нет, внешне он по-прежнему великолепен, и его по-прежнему занимает Центральная научно-техническая библиотека, получившая недавно статус филиала ОАО "РЖД". Однако серовато-зеленая окраска стен стала какой-то тусклой (по сравнению с насыщенным изумрудным колером фасадов Дома национальностей). А может, мне это так показалось в пасмурных ноябрьских сумерках… Окна второго этажа здания были ярко освещены, и в них отлично просматривались барельефы и лепнина, украшающие центральный зал. Прямо привет из XVIII столетия. А XXI век со всеми его противоречиями — что ж, он, если хотите, и здесь — во дворе куракинской усадьбы. Флигели стоят обшарпанные, до сих пор они наполовину жилые, а наполовину заполнены мелкими конторами. О времена…