Дмитрий Аграновский __ ЮГОСЛАВСКИЙ ЗАВЕТ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Дмитрий Аграновский
ЮГОСЛАВСКИЙ ЗАВЕТ

     
     Наконец-то вышла на DVD и стала доступна широкому зрителю новая комедия югославского режиссера Эмира Кустрицы "Завет". Югославского — потому что сам Кустурица во всех интервью называет себя только югославом, подчеркивая, даже сейчас, что он — режиссер из Югославии. Фильм, несмотря на то, что его премьера состоялась именно в России — на 29-м Московском международном кинофестивале, в кинопрокате у нас, практически, не шел — и после просмотра становится совершенно ясно, почему.
     "Я дал этот фильм только на Московский кинофестиваль, — говорил Кустурица в интервью, — потому что я считаю, что у российского и сербского кино много общего. Я всегда находил своих главных "идолов" именно в русском кинематографе, а фильм "Завет" — это мой личный поклон Довженко."
      И это не просто слова — весельем, жизнерадостностью, оптимизмом, жизнелюбием и даже музыкой фильм поразительно напоминает Советский кинематограф — несмотря на то, что действие происходит в пережившей страшную и войну, да и сейчас переживающей не лучшие времена Сербии. Вообще, фильмы Кустурицы очень светлы и оптимистичны, даже те, действие которых происходит на фоне балканской войны — как, например, трагикомедия "Жизнь как чудо". Хотя юмор у Кустурицы отчасти черный. Кустурица мастерски владеет приемом сочетания комического и трагического и, несмотря на то, что в целом комедия очень смешная, некоторые моменты пробирают просто до слез. Проблемы и персонажи покажутся знакомыми российскому зрителю, замученному "демократическими" реформами не меньше сербского.
     Несмотря на всемирную известность, множество наград и огромную популярность, жизнь Эмира Кустурицы никак не назовешь счастливой — он родился в 1954 году в Сараево, его отец Мурат Кустурица до самой смерти был членом Коммунистической партии. В 1992 году дом Кустурицы в Сараево был разрушен и разграблен боевиками боснийских мусульман. Мурат Кустурица вскоре после этого умер от сердечного приступа. Семья бежала в Черногорию. Два главных фильма Кустурицы — "Андеграунд" и "Жизнь как чудо" — посвящены войне в Югославии. Далеко не у всех на Запада вызывают восторг и политические взгляды Кустурицы — он ярый противник распада Югославии.
     "Она исчезла навсегда, — говорит Кустурица о Югославии, — но я по-прежнему очень горжусь тем, в какой обстановке прошло мое детство. Той смешанностью, которая существовала тогда… Только югослав может понять всю сложность истории этой страны."
     Думаю, мы в России можем его понять, как никто другой.
     Но ближе к "Завету". В горной сербской деревне живут 15-летний парень Цане (Урош Милованович), его дед Живоин (Александр Барчек) и влюбленная в деда учительница Боса (Лилиана Благоевич). Дед занимается тем, что восстанавливает разрушенную войной церковь. Вообще, назвать его дедом сложно — еще крепкий мужчина и на все руки мастер, как раз лучше всего к нему и подходит имя Живоин — его дом переполнен всякими хитроумными техническими устройствами — от кровати, которая выкидывает не желающего вовремя просыпаться внука, до гранатомета под отъезжающим куполом церкви. Уверен, такие деды в годы Второй мировой войны доставляли немало неприятностей фашистам. Кадры сербской деревни, пейзажи, быт, жители сняты с такой симпатией, чтобы ни у кого не оставалось сомнения, на чьей стороне режиссер. Вообще, Кустурица не жалеет красок, чтобы нарисовать положительных героев самыми положительными, а негодяев, проходимцев и злодеев, которых в фильме тоже достаточно — самыми отрицательными, никаких полутонов.
     В зимнюю деревню приезжает комиссия из Министерства образования Сербии. Комиссия закрывает "неперспективную" школу, потому что в ней остался только один ученик, а учительницу ставит в лист ожидания для получения новой работы. Чиновники Минобразования, как и вообще все чиновники в фильме, показаны Кустурицей с крайним неприятием — и на то есть повод. В еще незакрытой школе, прямо на уроке русского языка, члены комиссии устраивают пьянку, при этом глава комиссии, за неимением других подходящих предметов, открывает пивные бутылки крестом!
     Дальше действие происходит уже весной. Следующий момент — один из самых важных в фильме, а на мой взгляд, он вообще самый главный. Думаю, он идет в начале не случайно, а именно для того, чтобы создать у зрителя нужное настроение. Живоин смотрит по старому черно-белому телевизору спортивный репортаж — показывают как раз победу российских гимнасток. И начинает играть Гимн СССР! Дед тут же встает, снимает шапку и начинает вместе со спортсменками петь — не надо быть большим мастером чтения по губам, чтобы увидеть — они поют слова Советского Гимна. Плачут спортсменки, плачет Живоин, Кустурица показывает слезы крупным планом — уверен, плачут и все зрители, в которых сохранились какие-то эмоции. Не буду скрывать, меня этот момент тоже пробрал до слез! "Плачу, плачу, никак не могу остановиться!" — говорит дед недоумевающему внуку.
     В какой-то рецензии, кажется, в газете "Коммерсант", я читал, что деду было бы логичнее плакать под югославский гимн. А, по-моему, все правильно! Пока играл этот Гимн, на Югославию не могла упасть ни одна НАТОвская бомба — и если российским журналистам это непонятно, то югославы это понимание в полном смысле слова выстрадали! Вообще, за кадром в фильме постоянно присутствуют русские и американцы, хотя в кадре ни те, ни другие ни разу так и не появятся. Русские — друзья положительных героев, американцы — кумиры негодяев и бандитов, но о них чуть позже.
     Дед дает внуку Завет — пойти в город, продать корову Цветку, купить для церкви икону Николая Угодника и найти себе жену. "А если будет трудно — найдешь сапожника Трифона, он мне как брат!" — говорит Живоин на дорогу Цане.
     В городе Цане почти сразу попадает в руки бандитов, которые, переодевшись полицейскими, отнимают у него корову: "По нормам Европейского Союза на корову должен быть санитарный сертификат и технический паспорт! А если нет, то корову конфискуем, а тебя в карантин!"
     Бандиты в фильме не просто бандиты, хоть они и терроризируют город — например, посреди бела дня расстреливают пожилого владельца магазина, который не сумел с ними в срок расплатиться. Это люди "продвинутые" — главарь бандитов (Микки Манойлович, очень похожий на Александра Алейникова из передачи "Городок"), крупный городской бизнесмен, владелец публичного дома, страстно любящий все американское, мечтает построить в Сербии новый Всемирный Торговый Центр, точную копию башен-близнецов, разрушенных 11 сентября 2001 года. И он не просто мечтает, а подводит под это идеологическую базу: "Почему Всемирный Торговый Центр должен находиться здесь? Потому что Сербия может обеспечить американцам максимальную безопасность! Но реакционные силы не дают нам идти вперед! Городские власти предпочитают фабрики-развалюхи нашим великим идеям!" Знакомо, правда?
     Фабрику, стоящую на пути "прогресса" и дающую пропитание множеству людей, придется взорвать, рабочих, само собой — на улицу.
     "За дело взялась самая первая в Сербии фирма по взрывам зданий. Они потом и пирамиды будут взрывать!
     — А пирамиды зачем?
     — Чтобы они не мешали американцам нефтепровод тянуть! Все, что стоит на пути прогресса и демократии, нужно взорвать!"
     К счастью, Цане и его корову спасают внуки сапожника Трифона — братья Кривокапичи. Цане успевает продать корову, купить икону Николая Угодника и, как велел дедушка, найти себе красивую настоящей балканской красотой невесту по имени Ясна (Мария Петрониевич).
     Тем временем в публичном доме проходит заседание городской строительной Комиссии, посвященное строительству в городе Всемирного Торгового Центра. Мама главаря бандитов, содержательница заведения, выступает перед Комиссией: "Мой сынок всю жизнь боролся за прогресс и развитие Сербии! И когда у нас в республике наконец наступила демократия, мой сын пошел в гору! У него родилась великая идея перенести к нам из Нью-Йорка Всемирный Торговый Центр и от вас, представителей городской власти, зависит, удастся ли ему осуществить это!"
     Цане, Ясне и братьям Кривокапичам приходится бежать из города в деревню к деду, потому что бандиты хотят похитить Ясну для работы в публичном доме — ее уже обещали Председателю строительной Комиссии. Бандиты организовывают погоню.
     "— За нами гонятся бандиты! — кричит Цане деду.
     — Бандиты? — отвечает дед — Но они больше похожи на фашистов!
     — Что, никак третья мировая началась?!
     — Да у нас еще вторая не закончилась!"
     Последняя треть фильма — это непрерывная беготня, балканская музыка и стрельба из автоматов, при этом бегают не только герои фильма, бандиты и местные жители, но и непрерывно играющий духовой оркестр — фирменный знак Кустурицы. Все это происходит под ярким солнцем и раскрашено самыми яркими красками.
     Селянам приходится отбиваться от целой команды бандитов, одетых и экипированных как спецназовцы. Но в самый критический момент дед Живоин берет инициативу в свои руки — в бой вступает спрятанная под куполом церкви ракетная установка и преимущество селян становится абсолютным. Кончается фильм сценой венчания Ясны с Цане, деда Живоина с наконец-то дождавшейся его учительницей Босой и надписью: "Happy and"!
     "Мой фильм — это действительно сказка, — говорит Эмир Кустурица в интервью на Московском фестивале. — Просто я думаю, что в сегодняшние дни только сказка может помочь найти выход из создавшегося положения в наших странах, во всем мире. И этот фильм понравился тем, кто его видел, из-за того, что в конце написано "happy end"… Идея счастливого конца — это лишь рекомендация. Заметьте, в фильме не остается ни одного злодея, потому что это необходимость!"