Светлана Гладыш __ КОГДА ОПУСКАЕТСЯ ЗАНАВЕС
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Гладыш
КОГДА ОПУСКАЕТСЯ ЗАНАВЕС

     
     НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА ДУРОВА… Эффектная и ослепительная на сцене, причем ее сверкающие платья каким-то загадочным образом не затмевали естественную красоту животных и птиц, с которыми она работала. Детям, — пять поколений граждан нашей страны воспитывалось на спектаклях ее театра — она казалась волшебницей, а взрослым — королевой. Мне ближе всего она была в часы, когда сменив сценический наряд на синюю сатиновую робу, (такие халаты раньше носили нянечки-уборщицы в школах или учреждениях, Наташа их очень любила), вытаскивала из кармана неизменный "Беломор" (где, интересно, она его откапывала?!) и, откинувшись на фамильный диванчик, с блаженством затягивалась. В крошечной примыкающей к роскошной гостиной кухоньке я заваривала чай, и слушала, как Наташа своим низким с неповторимой хрипотцой голосом разбирала только что закончившееся представление, требовала моего участия. Мы были знакомы много лет, звали друг дружку "на ты", виделись реже, чем хотелось бы, всегда по делу. За чаем, который она пила с каким-то особенным сахаром (о своих болезнях Наталья никогда не распространялась), я узнавала о шефских поездках, предстоящих гастролях, о том, сколько денег требует ремонт Уголка, — и как их непросто добывать! — как продвигается работе над очередной книгой. Мое восхищение ее феноменальной работоспособностью постоянно: семьдесят лет трудового стажа! Первая запись о начале профессиональной деятельности Натальи Юрьевны Дуровой состоялась, когда ей исполнилось три года! Великая Отечественная — поездки с отцом Юрием Дуровым в составе фронтовых бригад. В девять лет! — 1943 год — девочка получает Гвардейский значок от маршала Жукова. Она создает свой уникальный театр, пишет прекрасные повести и рассказы для детей, к которым она относилась с требовательным уважением и деликатным талантом воспитателя.
     Одну из своих книг Дурова назвала "Звери и птицы — жизнь моя". Возможно поэтому прежде всего, как о "знаменитой дрессировщице" с искренней печалью отозвались на ее кончину многие российские газеты. Отметили ее писательский дар. Некоторые издания назвали ее "королевой", подчеркивая то внешнее, увиденное ими умение держаться на публике, а в кулуарах упоминали даже о некоторой эксцентричности. Все так, только что же делать, если добиться помощи для Театра Зверей — для детского театра, между прочим! — можно было, взяв на прием в Моссовет к Промыслову тигренка! А возрастающая с годами горделивая королевская стать — вовсе не манера поведения известной избалованной публикой персоны, а ежесекундная потребность человека держать форму после тяжелейших травм. Когда рухнула малая сцена (ремонта которой безуспешно добивалась Дурова), и под слонихой Маней оказалась Наталья Юрьевна (которая, конечно же, переживала более за Маню), то хирургам-травматологам пришлось хорошенько потрудиться, чтобы она снова как и всегда могла выходить на сцену.
     А после спектакля она переодевалась в синюю робу, выкуривала папироску и с полными карманами морковки и яблок отправлялась работать. Жаль, что мало кто видел такую Наташу.