Дмитрий Крылов __ КОМПЛЕКС РУСОФОБИИ
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Дмитрий Крылов
КОМПЛЕКС РУСОФОБИИ

     
     АМЕРИКАНСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ НЕЛЬЗЯ заподозрить в особой нелюбви к России и русским. Неверным было бы ожидать от него и симпатий по той простой причине, что о России американский обыватель не знает практически ничего, как, впрочем, и вообще о любой загранице. Отношение к России формируется в Америке прежде всего СМИ. Они представляют собой нечто вроде внешнего мозгового модуля обывателя. Посмотрим, как программируется этот модуль на примере газетных статей.
     В Нью-Йорк Таймс и Лос-Анджелес Таймс говорится о тревоге за демократию в России.
     Неизменны в подобных статьях попытки поучать и "контролировать" русских, как это делают взрослые по отношению к несмышленому ребенку (даром, что в Новгороде демократия существовала за 700 лет до возникновения одного из теперешних менторов).
     Полоса в Нью-Йорк Таймс, посвященная России вообще. В ней читаем статьи о том, как: (1) американская компания "Дженерал Моторс" собирается купить часть АвтоВАЗа, которому нужен "иностранный партнер, чтобы разрабатывать новые машины", (2) иностранные инвестиционные фонды ушли с российского рынка после коррупционного скандала, в котором замешано ФСБ, (3) ВымпелКом собирается скупить Голден Телеком. Далее идут статьи о выборах уже отчасти знакомого нам содержания.
     Сходный поток и в других газетах. Пролистаем заголовки: "Кто проиграл Россию?" (Лос Анджелес Таймс), "Стабильность в России называют слабой" (Чикаго Трибьюн), "Русские выборы несправедливые", "Пожар в русском детсаду унес 31 жизней" (Сан Франциско Кроникл) и т.д.
     Что это, как не вполне продуманная информационная политика по отношению к России, проводимая крупными СМИ? (На американском ТВ ровно то же самое и еще хуже.)
     Коль скоро она заметна даже по однодневному срезу информационного пространства, ее вполне можно проанализировать и выделить ее основные "углы атаки". Этим и займемся.
     
     ОБРАЗ РОССИИ КОНСТРУИРУЕТСЯ по довольно жесткому шаблону. Новости, публицистика, аналитические статьи и жанровые репортажи о России и русских неизменно содержат отсылки к одному и тому же набору образов и свойств (не будем тут говорить об их соответствии действительности). Вот их список, не претендующий на полноту, но дающий представление о предмете. С Россией и русскими связывается: холод, нехватка (товаров, еды, денег и т.д.), несвобода (преподносимая как "недостаток демократии", произвол государства, казарменная жизнь, неумение русских жить независимо и т.д.), насилие (преступность, дикость нравов), отсутствие свободного рынка, стадность и отсутствие индивидуализма, богатство имперского периода, женская красота и мягкость характера, пассивность. Эти темы в тех или иных комбинациях составляют значительную часть информационного потока, который американский агитпроп генерирует о России.
     Если попытаться собрать из этих образов картинку "Россия" (как в игрушке "Лого"), окажется, что они подобраны далеко не случайным образом и создают цельное и вполне определенное представление. Рассмотрим самые важные из них в отдельности.
     Холод: как известно, климат в Америке значительно теплее российского. Снег, мороз, замерзшая вода, холодный ветер, теплая одежда и особенно шапки-ушанки — все эти образы вызывают у американского обывателя некомфортные ощущения. Более того, люди, которые живут в таких условиях, кажутся американцами странными существами. Вспомним анекдоты советского времени "про чукчей". В них образы вечной мерзлоты, сильного мороза, технической отсталости создавали представление о чукчах как об отсталом народе. Подтекстом всех этих анекдотов было то, что в подобных условиях нормальные люди жить не могут. Ровно ту же смысловую нагрузку несут образы холода в американском шаблоне представлений о России.
     Нехватка: здесь идет игра на противопоставлении. Американцы приучены думать о своей стране как об обществе изобилия. В Америке "больше всего денег", "самые большие автомобили", "самые высокие небоскребы" и т.д. Американская гигантомания и расточительность это первое, что бросается в глаза приезжему из Европы. Именно такими американцы видят себя по ТВ, а излюбленный видеоряд, транслируемый о русских совсем другой, можно сказать противоположный. Это очереди. Чем длиннее удается заснять очередь, тем лучше. Чем старше, мрачнее на вид люди, чем хуже они одеты и нездоровы, тем скорее они попадут в американскую камеру. Зачем это делается? Прежде всего, чтобы подчеркнуть положительные стороны жизни в Америке и отрицательные — в России. Неважно, что речь в данном случае идет не о реальности, а лишь о представлениях, главное в том, что создается оппозиция: у американцев изобилие, у русских — дефицит.
     Несвобода: тот же принцип. Американцам внушают, что их общество самое свободное из ныне существующих. Сила этого внушения такова, что люди, доведенные фактически до тюремного страха сказать что-нибудь не то (а таковы большинство сегодняшних американцев), уверенны, что русские живут под постоянным надзором спецслужб, армии и еще невесть каких организаций, ограничивающих свободу слова. Бюджет их собственных спецслужб и их тотальный контроль за всеми социальными и политическими процессами в стране остается для них вне рассмотрения. Кстати, тюремный страх не фигура речи: в Америке постоянно сидит свыше 2 миллионов человек, или один на каждые 142 человека (данные 2002-го года, а всего в мире около 9 млн. заключенных, из них 786 900 в России). Объяснить это можно тем, что американцам, как и вообще любому народу, лестно видеть, что некто другой зажат в тиски, в то время как они сами свободны. Это льстит их самолюбию и еще дальше уводит от реальности.
     Насилие: варварам полагается быть грубыми. Русских пытаются втиснуть именно в эту категорию. Для этого образы голубоглазых девушек приправляют информацией о грабежах и насилиях, которыми русские якобы занимаются в свободное от стояния в очередях и поклонениях идолам тоталитаризма время. Особенно интересны образы привлекательных женщин и богатства имперского периода. И то и другое манит американцев. Их культура оказалась не в состоянии создать ни одного сколько-нибудь интересного художественного стиля, не говоря уже о красивых женских типах. Современники Джорджа Вашингтона жили в России в роскошных дворцах, а его резиденция представляет собой тесный двухэтажный домик, где в столовой грубая деревянная мебель и выкрашенные ядовитым зеленым цветом стены из досок. Роскошью в его доме была "библиотека" — пара книжных шкафов, глобус и кресло с "вентилятором" из дерева. Конечно, с тех пор Америка сильно разбогатела и ввезла многое из Европы и Азии, но безвкусица и топорность от этого не перестала быть американской чертой. Кстати, о ввезенном: в Вашингтоне есть некий музей-павильон Мэриуезер Пост. Это жена американского посла в СССР, которая за бесценок скупала русские сокровища и вывозила их в США. Невольно напрашивается аналогия: те американцы, которые ищут себе голубоглазых русских "невест по почте", руководствуются не тем же ли инстинктом "охоты за сокровищами"?
     Стадность: ставка на уже знакомый нам принцип противопоставления. Америка страна индивидуализма, и, следовательно, те, кто является потенциальным противником — толпа. Именно так, толпами на демонстрациях или в очередях часто показывают русских на американском ТВ. Цель в том, чтобы создать образ страшной, безликой, тупой и опасной массы, которая одним своим существованием угрожает американской индивидуальности. Этот же прием, к слову сказать, во всю используется при показе арабов и вообще мусульман. А вот в отношении китайцев он использовался раньше, а сейчас от него отошли — китайцы на американском ТВ индивидуализированы.
     
     ТЕПЕРЬ МОЖНО РЕКОНСТРУИРОВАТЬ в первом приближении то место, которое отводится нам этой системой образов. Прежде всего, между Америкой и Россией проводится резкая черта. Русские "не такие", как американцы: русские "более отсталые", "у них хуже жизнь". Всячески подчеркивается превосходство Америки над Россией, как мнимое, так и реальное (последнее тоже имеет место). Мнимые "стадность", "дикость нравов" и "нехватка" ставят Россию, в представлении американских СМИ, в один ряд со странами Третьего Мира. Если проделать тот же анализ образов американских СМИ в отношении Западной Европы, окажется, что он другой и что такой резкой черты между американцами и западными европейцами нет, как нет и снисходительности и презрения к англичанам, немцам, французам. Одним из возможных объяснений тому может служить роль потенциального противника, на которой русские остались в американском агитпропе. Эта роль не выносилась на первый план в 90-е, но сейчас есть все признаки того, что машину русофобии смазывают и проверяют, чтобы иметь возможность вывести ее на полные обороты. В заключение заметим, что этот комплекс русофобских представлений создается и поддерживается "выносным модулем" американского общественного сознания. В условиях практически полной неосведомленности американцев о заокеанской жизни, СМИ становятся рычагом монопольного контроля над их отношением к России.