Александр Алиев __ ПРЕКРАСНЫЕ ВОРОТА
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ПРЕКРАСНЫЕ ВОРОТА

     
     …Это одно из самых оживленных мест теперешней Москвы. Сотнями и тысячами несутся автомобили. Сотнями и тысячами снуют пешеходы. А дорожные указатели, в числе прочего, гласят: Лермонтовская площадь. Станция метрополитена "Красные ворота". Похожие названия остановок объявляют водители троллейбусов "Б" и "Бк", следующих, как известно, по всему Садовому кольцу. Я почти уверен: мало кто из едущих или идущих мимо задумывается над происхождением данных названий. Что за Красные ворота? Где они? При чем тут Лермонтов? Правда, памятник Михаилу Юрьевичу виден неподалеку отсюда. Но статую с легкой руки создателей фильма "Джентльмены удачи" воспринимают, прежде всего, как Мужика в пиджаке. От этого, разумеется, поэт не менее всеми нами любим… Давайте же попробуем разобраться, что есть что в этом старом московском районе.
     До начала XVIII века здесь не существовало ни площади, ни ворот, проходила линия Земляного вала, и местность была заселена весьма слабо. На плане Москвы 1634 года, составленном немецким путешественником и дипломатом Адамом Олеарием, показан пролом в Земляном валу на современную Ново-Басманную улицу. С внутренней стороны к пролому вплотную подходила дворцовая Огородная слобода. За валом, на северо-восток лежала Басманная слобода, значительную часть территории которой, между улицами Старой и Новой Басманными, все еще занимали обширные огороды кремлевского Вознесенского девичьего монастыря.
     При Петре I на месте огородов перед Проломными воротами устроили большую площадь с качелями. Сам царь со своими приближенными множество раз качался здесь на масленицу и в Рождественские Святки. А в декабре 1709 года близ ворот по приказанию Петра была возведена деревянная триумфальная арка в честь победы русских войск над шведами под Полтавой. В середине сентября 1721 года арка была одним из мест празднества по случаю подписания Ништадтского мира и окончания Северной войны. Позднее, к коронации императрицы Екатерины I сооружение несколько переделали и более пышно украсили. Арка эта сгорела во время крупного московского пожара 1737 года.
     Спустя пять лет, весной 1742-го, Первопрестольная столица вновь готовилась к коронационным торжествам — на престол вступила "дщерь Петрова" императрица Елизавета. Пятого апреля по инициативе и на средства московского купечества на месте прежней, уничтоженной огнем триумфальной арки закладывается новая, на сей раз с тремя пролетами. Строительные работы велись под руководством архитектора Михаила Земцова и были закончены очень быстро. Двадцать пятого апреля после церемонии в Успенском и Архангельском соборах, царский кортеж проследовал из Кремля по Мясницкой и далее сквозь арку — по Ново-Басманной, Елоховской, Немецкой улицам в Лефортовский дворец. В 1748 году и вторую арку поглотил "красный петух". Какое-то время рядом с Проломными воротами стояла деревянная "комедиальная храмина", где заезжая труппа из Германии "во главе с комедиантом Зигмунтом и женою его Елисаветою" давала общедоступные спектакли. Это театральное здание также погибло в пламени очередного пожара, обугленный остов "храмины" был снесен по указу Елизаветы Петровны от 27 декабря 1753 года: "…понеже на том месте быть ей неприлично и от пожарного случая опасно".
     За несколько месяцев перед тем главный московский архитектор князь Дмитрий Ухтомский получает от императрицы повеление вновь построить "такие же ворота и на том же месте", иными словами, воссоздать сгоревшую триумфальную арку, но уже из камня. Это и было сделано в течение 1753-1757 годов. Сохранив формы и элементы прежнего строения, зодчий улучшил общую композицию, увеличил высоту до 26 метров, украсил богатой лепниной, росписью (в том числе, изображениями гербов российских губерний), бронзовыми фигурами. Ворота декорировали и восемь золоченых статуй, которые олицетворяли Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Постоянство, Экономию, Торговлю, Милость. Над центральным пролетом помещалось изображение Елизаветы Петровны в блестящем ореоле. Венчала арку бронзовая фигура Славы с пальмовой ветвью и трубой в руках. Все это, по замыслу Ухтомского, должно было служить "Величеству Российской Империи". Талант архитектора, как выразителя стиля зрелого — елизаветинского — барокко, раскрылся здесь в полной мере. Получилось монументальное, и в то же время легкое, праздничное сооружение. Недаром оно стало одним из излюбленных объектов изображения художников.
     Во время коронации императрицы Екатерины II (на масленице 1763 года) арка была центром грандиозного трехдневного уличного маскарада "Торжество Минервы". Маскарад этот, воспетый Александром Сумароковым и Михаилом Херасковым, организовывал "отец русского театра" Федор Волков и… поплатился за него жизнью — получил смертельную простуду. В шествии "людей для представления разных характеров употреблено было до 4000 человек", и двигалось около 200 колесниц, построенных "придворным механиком Брагонцием" и олицетворявших "гнусность пороков и торжество добродетели". На одной из колесниц "двигался целый Парнас", на другой ехал "в усыплении багряного цвета" Бахус и т.д.
     С середины XVIII столетия арку стали именовать Красными воротами, так как через них шла дорога на Красное село — ворота стояли поперек нынешнего движения на Садовом кольце. Первые деревянные ворота москвичи называли "красными" — красивыми. Потом это название восприняли буквально, и в 1890-х годах ворота действительно выкрасили в красный цвет, хотя изначально они были белыми — как деревянные, так и каменные. В последнем легко убедиться, взглянув на многочисленные картины и акварели того времени.
     После завершения Отечественной войны 1812 года Земляной вал на всем его протяжении срыли. Площадь перед Красными воротами со стороны города была застроена и образовала Мясницкий проезд и квартал между ним и Мясницкой улицей, а вокруг ворот появилась новая площадь. Саму триумфальную арку, пострадавшую от Великого пожара, тщательно отреставрировали. В августе 1826 года для предстоящих торжеств в связи с коронацией императора Николая I, портрет Елизаветы Петровны был заменен изображением двуглавого орла.
      Надо сказать, что Красные ворота смотрелись тогда особенно эффектно, и это притом, что окружала их далеко не рядовая застройка. Справа тянулись корпуса Запасного царского дворца, сразу за ним, по Ново-Басманной улице располагалась обширная усадьба "обер-шталмейстера, тайного советника, действительного камергера, кавалера князя Александра Борисовича Куракина", прозванного за свое богатство и наряды "бриллиантовым князем"; при усадьбе богадельня на 200 человек и церковь. Слева, на углу Каланчевской улицы, был двухэтажный каменный дом, принадлежавший генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю, герою 12-го года. А по другую сторону площади находился храм во имя Трех Святителей Вселенских (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), построенный еще в конце XVII века.
     Когда в Москве стали строиться линии конно-железной дороги, то одна из ее веток прошла с Садового кольца как раз под пролетом Красных ворот, что вызвало протест тогдашних ревнителей старины. Ворота часто украшались портретами правителей России, и уже в советское время сюда вешали плакаты с изображением Владимира Ленина. Год 1926-й ознаменован для триумфальной арки капитальным ремонтом. Ее снова побелили, израсходовали немалые средства на восстановление лепнины и декора. По столице тогда ходил такой стишок:
     
     Была белая Москва —
     Были красные ворота,
     Стала красная Москва —
     Стали белыми ворота.
     

     Буквально через год было затрачено еще 27 000 рублей на… снос ворот, как "мешающих проезду городского транспорта". Отдельные декоративные элементы сооружения, в частности, фигуру Славы, передали в Музей Истории Москвы, там они хранятся по сей день.
     …Итак, рубеж 20-30-х годов стал для старинной площади временем коренной реконструкции. Вслед за Красными воротами была разрушена и Трехсвятительская церковь. Безусловно, очень жаль, что новая власть так жестоко обошлась с великолепными архитектурными памятниками прошлого, служившими украшением этой части города. Но здесь важен и другой аспект. В результате расчисток практически полностью уничтожен ландшафт местности, которая была колыбелью жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Гениальный поэт родился в одном из флигелей вышеупомянутого дома генерала Ф. Толя в ночь на 3 октября 1814 года, а крестили младенца в храме Трех Святителей. Ну, а Красные ворота Лермонтов видел всякий раз, приезжая в Москву уже взрослым человеком.
      Известно, что и триумфальную арку, и церковь защищал от грозящего слома выдающийся архитектор и реставратор Петр Барановский. Но все бесполезно. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, памятники эти "стояли даром". И даже память о Лермонтове не спасла их. Ведь тогда официальная идеология еще готова была сбросить Лермонтова вместе с Пушкиным и другими "буржуазными" писателями с "корабля современности". В 1930-е годы акценты, к счастью, сместились. Значение русской классической культуры было полностью восстановлено. Тем не менее, уже после войны дом, где появился на свет Михаил Юрьевич, тоже был снесен под намеченное строительство очередной сталинской "высотки".
     Что же мы имеем в итоге? На месте Красных ворот — гладкое заасфальтированное место с почти непрерывным потоком транспорта. На месте Трехсвятительской церкви — крохотный сквер и рядом наземный павильон-"раковина" станции метро "Красные ворота". Бывшее здание Запасного дворца, надстроенное третьим этажом и знаменитой башенкой с часами, заняло Министерство путей сообщения СССР (преобразовано теперь, как мы знаем, в ОАО "Российские железные дороги"). Единственное, что осталось тут неизменным и даже великолепнейшим образом недавно отреставрировано — так это комплекс бывшей же куракинской усадьбы.
     Конечно, память великого поэта почтена. Еще в 1941 году, когда отмечалось 100-летие со дня трагической гибели Михаила Юрьевича, площадь Красных ворот была переименована в Лермонтовскую. Так же одно время называлась станция метро. Посередине площади, в разбитом еще до революции сквере стоит памятник поэту, на боковом фасаде "высотки", выходящем на Каланчевку, укреплена мемориальная доска. Лермонтов сделал свой выбор "быть или не быть" в пользу БЫТЬ. И теперь он ЕСТЬ. Навсегда.
     …А Красные ворота были одним из наиболее замечательных образцов отечественного монументального искусства, настоящим шедевром стиля барокко. И вот Москва ныне лишена этой архитектурной доминанты. Несколько раз поднимался вопрос о воссоздании арки, однако из-за транспортной перегруженности площади, восстановление ее маловероятно.
      Впрочем, косвенное напоминание о триумфальной арке все же существует. Достаточно спуститься под землю, на станцию метро "Красные ворота". Свод центрального зала покоится на мощных пилонах, облицованных тремя видами мрамора. Так вот, эти пурпурного цвета пилоны с неглубокими нишами из серого гранита — своего рода персонификации тех Красных ворот. И всякий раз, попадая сюда, я думаю: очень красивая эта станция, ничего не скажешь. Она до сих пор производит сильное впечатление, несмотря на то, что ее убранство изрядно потускнело от времени. Недаром проект архитектора Ивана Фомина получил в 1938-м Гран-при на Международной Ярмарке в Париже.