Ирина Ракша __ В ОБНИМКУ С ПРИСТАВКОЙ
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Ирина Ракша
В ОБНИМКУ С ПРИСТАВКОЙ

     
     В СВОЕЙ РЕЧИ МЫ ПОСТОЯННО употребляем однокоренные слова. Они пришли к нам из глубины времен, издревле. Конечно, эти однокоренные слова, к примеру такие, как "дерево", "жизнь", "заря", "дом", "солнце", были когда-то кем-то впервые произнесены и уже затем "закрепились", зажили в русской речи своей жизнью. Однако в полном смысле русскую речь стали образовывать бесконечно множащиеся, так называемые "производные" слова. Этим-то производным наш язык и обязан своему неимоверному богатству.
     Что же касается слов коренных, то в знаменитом "Толковом словаре" В.И. Даля их, вообразите себе, двести тысяч. А в семнадцатитомном "Словаре современного литературного русского языка" слов более ста тысяч. Кстати, в эти словари не вошли слова-"профессионализмы". Это отдельный огромный лексикон. Мы же будем говорить о языке литературном. Как заметил поэт: "Я мог бы написать "Прогулки маляров", "Прогулки столяров", но по пути мне вышло с фраерами". И все-таки, сколько же в русском языке слов? Помните, Эллочка-людоедка спокойно обходилась двумя десятками слов (кстати, таких Эллочек и сегодня предостаточно). А вот великий Пушкин с наслаждением "купался" в словах, жонглировал ими. Лексикон его был неисчерпаем. О языке Пушкина написано множество книг. А мы зададимся вопросом: все-таки сколько же слов в русском языке?
     Но, думаю, лучше, чем Николай Васильевич Гоголь, на это никто не ответил. "В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно..." Да. Вот такой уж он необъятный наш русский язык. А все потому, что в нем постоянно "работают" такие трудяги, как суффиксы, приставки, префиксы. Они без конца "прилепляются" к основе, корню слов и образуют новый смысл, иное значение или оттенок. Например, глаголы "искать", "писать", "читать" и др. благодаря суффиксу "тель" превратились в существительные "искатель", "писатель", "читатель". А, к примеру, приставка "на" образовала слова "наглядеться", "нагуляться", "наскучить". И даже такие смешные современные слова как "наплюхаться", "намакарониться", "намудрить", "надраться", "науськать" вполне всем понятны. Способов производства слов в русском языке множество. Но в обнимку с приставками возможности бесконечны. Можно образовывать совершенно новые и даже забавные слова. Пушкин, например, в прошлом веке придумал: "огончарован". (Имея в виду свою жену Наталью Гончарову). А писатель и актер Василий Шукшин в наши дни сочинил свою "профурсетку". Так эта "профурсетка" с легкой руки Василия Макаровича и вошла в нашу жизнь, в нашу речь. В повседневный быт. И даже как бы обогатила язык. Или вот совсем "свеженькое" словцо: "озвереть". Услышишь где-нибудь вечером в темном переулке: "Ты чо, совсем озверел што ли?" И сразу поскорей уйти захочется. Тут не вспомнишь о том, что слово образовано приставкой "о" и корнем "зверь". Лишь бы целым остаться. Кстати, один вьетнамский сценарист, учившийся вместе со мной во ВГИКе, виски, например, называл "озверином". На вопрос — почему? — объяснил с печалью в глазах: "Во время войны американским солдатам, идущим в бой, в атаку, давали выпить виски. Для храбрости. И они зверски били и стреляли во всё живое". Вот, оказывается, и еще одно значение этого слова.
     Приставка "о", в общем-то, бесконечна. Не имеет конца, как и ее овальная форма. Судите сами. "Оскудеть", "опечалиться", "осунуться", "опростоволоситься", "очуметь", "осиротеть"... и так далее, и так далее. Вы, пожалуй, и сами можете продолжить этот перечень. Так сказать, посоучаствовать в словотворчестве. Можете даже попробовать сочинить, сотворить собственное слово. Лишь бы оно было понятно и благозвучно. Это вполне интеллектуальная, приятная и даже семейная "игра в слова". Например, образуйте слова с разными приставками. Скажем, "за" или "про", или "на". С разными приставками одно и то же слово приобретает бесконечно новые качества, новые смысловые оттенки. Возьмем глагол "бежать". Меняя приставки, вы можете менять направление, характер и даже качество бега. "Убежать, вбежать, прибежать, отбежать, набежать, избежать, пробежать..."
     Новые злободневные слова, продиктованные нашим временем (пусть даже жаргонные, которые нас раздражают, но которыми часто пользуются наши дети), вполне поддаются "научному" рассмотрению и объяснению. И, если эти слова не "грязные", обязательно следует обсудить их в семье с детьми. Откуда, как и почему возникли все эти "оттянулся", "прикид", "ништяк", "глушанул", "клево", "тащусь", "достал", "заколебал", "типа" имеют свою собственную смысловую и этимологическую трактовку. Для таких слов существуют даже свои "дома", "крыши". То есть, особые словари, хранилища различных жаргонов, даже жаргонов тюремных, собранных за несколько столетий.
     Ведь язык, словно река жизни, постоянно течет, изменяется. И как в воду, в него нельзя ступить дважды. Примерно каждое столетие складывается речь определенной, обновленной структуры. Основу нашему современному реалистическому литературному языку дал Александр Сергеевич Пушкин. А до него был романтический язык — Державина, Фонвизина, Карамзина.
     И, конечно же, нам сегодня, думаю, очень интересно и полезно попутешествовать "вглубь слова".
     Вот, казалось бы, обычное слово: "сутки". "Су-тк-и"... Приставка "су" или "с", "со", что значит — "вместе". Соратник, с-путник, со-чинитель. "Тк" — древний корень, означающий сТЫКовку. Он же в словах "стык", "стукнуть", "ткнуть".
     Даже слово "ткань" — не что иное, как сТЫКовка множества ниток. А "и" — знак множественного числа. Вот так и получилось слово от столкновения и единения часов дня и ночи — "сутки". Некая самостоятельная единица времени. Как говорится: "День и ночь — сутки прочь". Замечу, что ни в английском, ни в немецком или французском понятия такой "стыковки" часов — "суток" — не существует. Владеющие языками это прекрасно знают.
     Там есть лишь понятия "часы", "день", "ночь". Или же "двадцать четыре часа". И все. Русский же язык буквально изобилует возможностями словообразования. Изобилует образными, красочными словами-понятиями. Почти каждое русское слово — это особый рассказ. Интереснейшая, порой детективная или лирическая история.
     Некогда в древности, еще до нашей эры гениальный Гомер очень точно сказал: "Гибок язык человека... Поле для слов, и туда и сюда, беспредельно..." Вот мы с вами и побродили по этому чудесному, всегда свежему от новой поросли полю.