Игорь Федорин __ УРОКИ НЕ ОТ ШКОЛЯРОВ
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Игорь Федорин
УРОКИ НЕ ОТ ШКОЛЯРОВ

     
     "Праздник слова в Сергаче", Сборник школьных сочинений. — М., "Глобус", 2007.
     СЛОВО "ШКОЛЯР" имеет в русском языке иронический оттенок. "Школярский" — означает несамостоятельный, начётнический. Беря в руки эту небольшую книжицу — сборник сочинений выпускников Сергачской средней школы Нижегородской области, поначалу настраиваешься именно на такой лад. Дескать, встретишь немало общих рассуждений, написанных дежурными фразами, некую обязаловку, подогнанную под ранжир школьных учебников,
     И ошибёшься, ибо в сочинениях ребят — а их здесь ровно дюжина — обнаружишь и самостоятельность мышления, и попытку пытливого ума докопаться до причин явления, факта, и не трескучий, далёкий от шаблонной речи, эмоциональный язык.
     Но почему возникло это издание? Оно приурочено к празднику Слова (кстати, в Год русского языка!) в небольшом городке Нижегородской области, по примеру таких торжеств в Мурманске, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве. Но инициативе писателя Семёна Шуртакова, этот праздник был проведён и на его малой родине. Он же — автор предисловия и редактор книги.
     Факты русской истории и культуры, рассмотренные в сочинениях, тесно связаны с национальными особенностями, традициями народа, в основе которых неизменно лежало и лежит русское слово.
     Увлечённость историей России, зрелость мысли, не зашоренность сознания, не засоренность сегодняшними СМИ, не испорченность развлекаловкой, ширпотребным чтивом, — вот чем привлекают нас авторы текстов. И ещё: они умеют связать прошлое с настоящим. Таков Павел Змеев в своей работе "Тютчев и Запад". От подробной родословной поэта, его биографии он переходит к рассмотрению его взглядов, основываясь на статье "Россия и Германия", где Тютчев прославляет героизм русских воинов, победивших в войне 1812 года и опровергает ложные взгляды европейцев на миссию русской армии на полях Европы. Некоторые тогдашние "умы" додумались до абсурдного обвинения; Россия — "людоед Европы". Им непонятно, откуда взялась Россия, они не хотят видеть, что есть другая Европа — восточная, законная сестра христианского Запада, живущая собственною самобытною жизнью.
     Дескать, Россия не прошла путь Запада — не было у неё ни феодализма, ни инквизиции, ни рыцарства. Даже наше единство стало Западу поперёк горла.
     Автор сочинения делает верный вывод о высокой нравственности русской нации, о высоких достижениях в литературе. И переходит к нынешним дням; "Запад ведёт сейчас войну, направленную на разложение духовного мира молодёжи, на распад тех нравственных ценностей, которые Россия накопила за всю свою историю". Он отмечает: порой тамошней пропаганде это иногда удаётся, и наш "сказочно богатый, роскошный, гибкий и певучий язык уродуется каждый день телевидением, радио, прессой". Он даже готов бросить упрёк учителям, филологам, хранителям национальных традиций, редакторам, художникам: "Где вы, русские люди?" Пишут ли выпускники о происхождении русской нации, о первых князьях, правивших Русью, об её крещении, о начале письменности, они не ограничиваются узкой темой, а проникают в суть исторических фактов, привлекая обширный материал, лежащий в соседней плоскости. Так, говоря о "Слове и благодати" Илариона, ученик-десятиклассник Юрий Ручин рассматривает тему взаимоотношений Ветхого и Нового заветов, об ограниченности первого (замыкающегося только на еврейском народе) и всемирности второго, основанного на христианском вероучении, христианском спасении — "на все края земли", вводя всех в вечность. Это же надо так проникнуться памятником словесности древней Руси, чтобы сказать и о его трёхчастной композиции, и об ошибочной оценке некоторых учёных, видевших в произведении "скрытую зашифрованную атаку против Византии".
     Солидная подготовка, доскональное знание фактов, серьёзный подход к раскрытию тем — эти качества можно обнаружить в каждом материале "Праздника слова.,.". Так, в сочинении "Откуда есть пошла русская земля" или "Помним ли мы, к чему призывал автор "Слова о полку Игореве" — досконально изучены по летописям первопричины фактов и последующих споров, например, о Рюрике, якобы княжившем в Киеве. Приводится легенда, что княжил не Рюрик, а Игорь, а летописец прибегнул к имени Рюрика, чтобы укрепить престиж кровного родства русских князей. Здесь же подробно рассматривается тема авторства "Слова": "Он (автор) мог быть приближённым князя, ибо "полон сочувствия к нему" или монахом (знал грамоту), или дружинником. Также проясняется цель похода на половцев: опровергнуть порочащие князя слухи о тайном союзе с Кончаком (отец и дед Игоря использовали сей союз в своей междоусобной борьбе).
     То же и о первой на Руси книге — "Апостол". Кроме общеизвестных фактов, приводятся не столь известные. Кроме Ивана Фёдорова, были на Руси в XV веке, оказывается, и такие мастера печатных книг, как Маруша Нефедьев или резчик букв Васюк Никифоров.
     Как позднее сказал Маяковский, "слово — полководец человечьей силы". И оно имеет огромное организующее начало. Вспомним великие события истории. Могли ли мы победить смуту на Руси в 17 веке, нашествия Наполеона в 1812-м или немецко-фашистских войск в 1941-м, не будь ярких, зажигательных речей полководцев, зовущих на освободительные битвы, патриотических книг?
     О великом значении слова — и в сочинениях на литературные темы, например, о "Тихом Доне" М.Шолохова, Автор — Марина Малясова — прибегает к обобщениям, стараясь лаконично выразить своё понимание бессмертной эпопеи и характер главного героя. Несмотря на "природный ум, храбрость, ловкость, силу воли, умение глубоко чувствовать", он — "капля во взбаламученном житейском море": "двойное прошлое, как проклятие, ходило за Мелеховым". Она умно определяет связь между личным опытом автора и вымыслом; "важно... чтобы неповторимый голос личной судьбы ... сообщал вымыслу ту жизненную правду, без которой читатель не почувствует волнения, не будет страдать, останется таким же после чтения книги, каким был до него".
     Сборник умело составлен композиционно: учтена историческая последовательность. Открывает его сочинение "Откуда есть пошла русская земля", а заканчивает материал о земляках-сергачанах — героях Великой Отечественной войны. О каждом — биографическая справка, рассказано о конкретном подвиге воина-героя, помещена его фотография. В конце — перечень улиц, названных именами славных сынов-земляков, отдавших жизнь за Родину.
     На местном материале — и сочинение "Пушкин в Сергаче" — о поездке великого поэта в этот город для оформления наследства на отцовскую деревеньку Кистенёвку вблизи Болдина, приводится список его произведений, сочинённых в эти плодотворные месяцы.
     Сборник "Праздник слова в Сергаче" — имеет большое Воспитательное значение. Без преувеличения, некоторые из текстов могли бы войти в учебники по истории и литературе, как пособия для преподавателей, как живой материал для изложения важных, основополагающих разделов.
     Сейчас, когда в школах сокращаются часы на уроки литературы, ужимаются программы и вот-вот отменят госэкзамен по предмету, заменив его ЕГЕ, эта книга является примером того, как надо осваивать и усваивать великие культурные достояния прошлого.
     Без всякой иронии и без оглядки на личность известного персонажа комедии А.С. Грибоедова я бы процитировал строфу его монолога:
     
     Извольте посмотреть на нашу молодёжь,
     На юношей — сынков и внучат,
     Журим мы их, а, если разберёшь, —
     В пятнадцать лет учителей научат!