Пётр Акаёмов __ ИСПОВЕДЬ ЧУТКОЙ ДУШИ
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Пётр Акаёмов
ИСПОВЕДЬ ЧУТКОЙ ДУШИ

     
     Карина РИЦ, "Требуется вдохновенье!" — М., Академия поэзии, 2007
     Поэтесса Карина Риц подарила любителям поэзии красивый по оформлению и сочный по содержанию сборник стихотворений с несколько неожиданным названием "Требуется вдохновенье!". Вместе с тем, судя по содержанию книги, автор вдохновением не обделён, ибо каждое стихотворение свидетельствует об этом.
     Маленькие лирические жемчужины разбросаны у поэтессы по всей книги и всякий раз, находя их, восхищаешься умению Карины в обыденном увидеть свои неповторимые мотивы и краски. Хочу сразу отметить очень изящные рисунки художника Александра Марченко, которые гармонично иллюстрируют стихотворения, создавая одновременно свой неповторимый зрительский ряд.
     Книга Карины структурирована: она имеет пять стихотворных блоков и один прозаический — маленькое эссе, в котором она сама рассказывает о себе. В нём есть строчки, обращённые к читателю, но которые в полной мере характеризуют содержание поэтического сборника: "Я очень хочу, чтобы Поэтическому Слову в России (самой читающей в мире стране) люди доверяли больше! Ибо оно — исповедь. Исповедь чуткой души.". Стихи поэтессы — это тоже душевная исповедь перед читателями, её размышления о богатстве человеческой души и будущем своей дочери, о вечной красоте природы и впечатления от путешествий по миру, о женском восприятии любви и о семейном счастье.
     Каждый поэт пишет о природе и каждый старается чем-то отличится, сказать своё слово, чтобы запомнится. Мне в этом сборнике понравились стихи, в которых Карина Риц рассказывает о временах года — тонко, точно, трепетно. Так, например, в стихотворении "Весна" мне запали строчки: "Пусть даже в старомодных ритмах \ Цветочный прозвучит романс!" Сразу вспомнилась юность, мои шестидесятые годы, "старомодные ритмы", которые пленяли меня весной таким сладким дурманящим "цветочным романсом". Давно это всё было и вдруг снова вернулось. Пусть даже на мгновение, но как это волнующе приятно. А в стихотворении "Красотка осень" Карина по-женски красиво и заботливо рисует свою осень: "Уходит Осень на высоких каблуках \ …Укутавшись в пушистый длинный шарф". Буквально две строчки, а в "красотку осень" уже хочется влюбиться. Этому разделу книги, в который вошли два выше названных стихотворения, предпосланы слова Анны Франклин "Думай о той красоте, что окружает тебя, вдохновляйся, и будь счастлив…". Карина любит окружающую красоту и у неё есть, по-моему, особый дар — она умеет влюблять читателя в свои стихи.
     Кстати, то, что каждый блок стихов сопровождает своего рода эпиграф, ещё одна очень удачная находка автора. Так, строка Эмили Дикинсон "Поиск вдохновения — фрегат, уносящий нас в дальние земли", сразу говорит нам о том, что следующие стихотворения будут рассказывать нам о тех местах, где побывала поэтесса, чем она восхищалась, что увидела, будет выплёскивать нам свои чувства, чтобы мы не остались равнодушными от прочитанного. Это как прелюдия в любви.
     Вот читаю стихотворение "Вечерок в Риме": "Отпуск мой отлично начат! \ Рим! Здесь, что ни говори, \ Гарантирует удачу \ Каждому фонтан Трэви" и веришь каждому слову поэта. Я сам был в Италии и до сих пор помню многие незабываемые уголки этой страны, в том числе, и великолепный фонтан Трэви. Дальше наблюдательный автор погружает нас в вечернюю жизнь столицы Италии и очень убедительно передает все её контрасты и прелести: "Вечер. Нет сиесты лучше! Время пасты и любви." И далее: "Рим — звенящий вечный праздник, \ Яркий чудо-балаган! Ах.., и снова вор-проказник \ Мой опустошил карман…" А рассказывая об одном из героев данного стихотворения, автор делает справедливый вывод: "И зачем ему жениться, \ Если мамой стол накрыт?!" Сегодня такая тенденция наблюдается и у многих российских юношах, которые словами всё того же героя говорят: "Я сегодня — мамин сын!" В этом стихотворении много восклицательных знаков. Автор ликует от всего увиденного, в том числе и от "вора-проказника", ибо не восторгаться Римом нельзя. Но я ставлю свой восклицательный знак этому стихотворению, на мой взгляд одному из самых сильных и интересных в этом сборнике, потому что в нём есть всё: и итальянский колорит, и интересные сравнения, и самобытные герои, и краткость — сестра таланта.
     После "Вечерка в Риме" Карина Риц, как эрудированный гид, далее увлекательно рассказывает о Вероне, Венеции, Монако, Зальцбурге, Несебре. И после её рассказов, вернее, после прочтения стихотворений, хочется побежать за билетом на самолёт, чтобы самому увидеть "древний город на реке Адидже", который "помнит первую из всех Джульетт"; или оставить "тоже сердце волнам седой Адриатики" "в этом городе карнавала";.или представить, как "Из Сорренто до Капри \ Плыву на кораблике. \ Солнце водные капли \ Превращает в хрусталики."; а если захочется выпить и закусить, то можно заглянуть в таверну — там "что ни день, то — рыбный день \ вино рекою льётся из кадушки…"
     Но каждому из нас всё равно ближе и роднее свой любимый уголок — будь-то далёкая глухая деревня или крупный современный город, в который тебе хочется вернуться, где бы ты ни находился. Вот и Карина свой прекрасный цикл зарубежных стихотворений заканчивает словами "Крылья вновь распахнёт самолёт \ Вдалеке жить не слишком уютно. \ Я в родное московское утро \ Совершу лучший свой перелёт".
     Карина Риц очень бережно обращается со словом. В её стихах нет небрежности, неряшливости, непричёсонности, каждое слово выверено, отточено, выглажено. От этого стихи читаются легко и запоминаются быстро, как, например, эти строчки: "Смотри! Любовь крадётся \ На мягких-мягких лапах: \ То феей обернётся / То нищенкой в заплатах". Это, кстати, отметили в предисловии к книге Карины Риц народные артисты России Светлана Немоляева и Александр Лазарев: "Все мы знаем, что "тяжелее всего даётся лёгкость", -пишут они. — Однако автор без видимых усилий уравновешивает в своих строках кардинально разные голоса: восторженный голос ребёнка, не перестающего удивляться миру, и звучащий светлой грустью голос умудрённого жизнью взрослого человека". Оценка лестная и вполне заслуженная.
     Карина — поэт открытый и открытий. О её поэтических открытиях я рассказал выше. А в том, что она не боится откровений, что может быть кем -то не принятой, что ей не всё подвластно, она признаётся честно в стихотворении "Воспоминания": "Просто, видимо, я невезучая", но в другом стихотворении она уже пишет: "Покаюсь. Я грешна: \Большая фантазёрка. \Часами у окна \ Лью сказки из ведёрка."
     У Карины Риц хорошие добрые лирические сказки. Каждое стихотворение хочется читать и перечитывать.. А значит у них будет долгая и счастливая жизнь. Я в это верю.