Виктор Боченков __ ДЕНЬГИ И ОБМАН ИДУТ РЯДОМ
Московский литератор
 Номер 02, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Боченков
ДЕНЬГИ И ОБМАН ИДУТ РЯДОМ

     
     Признаюсь, детективы люблю и читаю. Но не все. Лишь те, что написаны по-французски. Уж если плохой роман попался, то хоть другая польза будет: чтение не дает забыть язык.
     Купил однажды новую книжку Дидье Денэнкса, "Play-back". Этому писателю и его романам свойственна увлекательная интрига и особый социальный акцент. Жаль, их почти не переводят... Сюжет ее показался не только интересным (в этом-то я был уверен), но и очень символичным для наших дней. Маленький городок, некогда живший за счет черной металлургии. Родина известной певицы — эстрадной звезды. Ее песни, ее красивый голос известны всем, их легко узнают. И вот одному безработному писателю, сидящему на мели, наконец-то подвернулся "заказ" — написать биографию этой дивы. Разумеется, надо с ней встретиться. Герой едет в этот городок, находит нужный дом, но певица не очень-то охотно идет на контакты и даже избегает их. Все это странным образом совпадает со смертью одной женщины, жившей в том же городе. Писатель не намерен отказываться от книги, которую ему поручили, и начинает самостоятельное расследование, собирая нужные сведения по крупицам, как только можно. И выясняется, что его героиня, эстрадная примадонна, не то чтобы слова своих песен писала сама, она даже не пела их. На дисках и кассетах звучал голос ее погибшей подруги. Та продавала свой талант. Пела вместо другого человека. Голос записывался, потом его накладывали на музыку, отдельно записав игру ансамбля в профессиональной студии, и затем песни раскручивались, как только можно. От эстрадной дивы требовалось только одно: фотографироваться и красоваться на обложках рядом со своим именем. Все остальное ей не принадлежало. Эта шоу-индустрия держалась талантом другого, совсем неизвестного человека, к сожалению, опускавшегося на дно. И когда этого человека не стало, мнимой певице осталось только красиво и ярко заявить о своем неожиданном уходе с эстрады — мол, звезды имеют право на капризы. Главное, чтобы никто не догадывался, что новых песен никто для нее больше не споет…
     Художественная реальность и реальная жизнь — разные миры. Пусть та ситуация, что описана выше, почти невозможна. Пусть это хотя и правдоподобный, но вымысел, и такого никогда и ни с кем не произойдет, но в том-то и свойство хорошей книги: несмотря на вымысел, она всегда точно выражает суть времени. А наше таково, что деньги и обман идут рука об руку: можно купить чужой талант и выдать за свой собственный, можно его подделать (спел "под фанеру" — и заработал!), можно создать имя, за которым ничего не стоит и которое забудется тотчас, когда перестанет звучать по радио или с телеэкрана.
     И все это выглядит естественным.
     Если есть "литературные негры", пишущие книги вместо кого-то, то почему бы не быть "неграм-певцам"? Это бизнес.
     Псевдоискусство стало нормой и получило права, и в свою очередь это обязывает нас уметь отличать подделку от настоящего искусства. Другую проблему можно назвать… экологической. Само собой известно: становится меньше чистой воды, загрязняется воздух и земля. Но в то же время все меньше и меньше становится чистого слова, чистой музыки, хорошего кино. Надо ли объяснять, что человек во всем этом нуждается не меньше, чем в чистой воде.