Юрий Кириенко-Малюгин __ ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ РУБЦОВА
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Юрий Кириенко-Малюгин
ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ РУБЦОВА

     
     Когда несколько лет назад пришлось разбираться в сути творчества Рубцова, то выяснилось, что поэта причисляли к разным направлениям, одним из которых была названа "тихая лирика" или "деревенская" литература.
     Хронологический анализ творчества Рубцова показал, что поэт прошел несколько периодов развития мировоззрения и поэтического самовыражения:
     Поисковый лирико-философский в юности ("Два пути", "Деревенские ночи", "Осень! Летит по дорогам…")
     
     Рассыпались листья по дорогам.
     От лесов угрюмых падал мрак…
     Спите все до утреннего срока!
     Почему выходите на тракт?
     ……………………………….
     А от тракта, в сторону далёко,
     В лес уходит узкая тропа.
     Хоть на ней бывает одиноко,
     Но порой влечёт меня туда.
     
     "Два пути"
     
     Морской патриотический на Северном флоте в 1955-1959 г.г. ("Северная берёза", "Ты с кораблём прощалась", "Родное море")
     
     Я полюбил чужой полярный город
     И вновь к нему из странствия вернусь
     За то, что он испытывает холод,
     За то, что он испытывает грусть.
     
     За то, что он наполнен голосами,
     За то, что там к печали и добру
     С улыбкой на лице и со слезами
     Ты с кораблём прощалась на ветру…
     
      "Ты с кораблём прощалась"
     
     Поисковый ритмизированный и сельско-ностальгический в Ленинграде в 1959-1962 г.г. ("В океане", "Я весь в мазуте…", "Видения в долине"),
     
     Подумаешь,
      рыба!
      Треске мелюзговой
     Язвил я:
      — Попалась уже? —
     На встречные
      злые
      суда без улова
     Кричал я: — Эй, вы!
      На барже!..
     
      "В океане"
     Россия, Русь —
      куда я ни взгляну!
     За все твои страдания и битвы —
     люблю твою,
      Россия,
      старину,
     твои огни, погосты и молитвы.
     
      "Видения в долине"
     
     Поисковый народный в с.Никольском в 1962-1964 г.г. ("Тихая моя родина", "Душа хранит", "Видения на холме")
     
     О, вид смиренный и родной!
     Берёзы, избы по буграм
     И, отражённый глубиной,
     Как сон столетий, Божий храм.
     
      "Душа хранит"
     
     Народно-православный философский — 1964-1971 г.г. ("О Московском Кремле", "Журавли", "Ферапонтово", " Плыть, Плыть…").
     
     Плыть, плыть, плыть
     Мимо могильных плит,
     Мимо церковных рам,
     Мимо семейных драм…
     ……………………….
     Где я зарыт, спроси
     Жителей дальних мест,
     Каждому на Руси
     Памятник или крест!
     
      "Плыть. Плыть…"
     
     На всех этих этапах прослеживаются мотивы открытой исповеди Н.М.Рубцова перед читателем. Нигде поэт не хитрит, не мудрит, не приспосабливается. Он только вынужден припрятывать своё народное видение событий в подтекстах стихов. И открывается заложенный смысл стиха не сразу
     Приближаясь к раскрытию философской сути поэзии Рубцова, автор этой статьи проанализировал стихотворение "Журавли":
     "В третьем четверостишье Рубцов полностью соединяет летящих журавлей и оставшихся на грешной земле людей. В небе летят души ушедших предков и надежды живущих…
     
     Вот летят, вот летят…
     Отворите скорее ворота!
     Выходите скорей,
     чтоб взглянуть на высоких своих!
     Вот замолкли — и вновь
     сиротеют душа и природа
     Оттого, что — молчи! —
     так никто уж не выразит их.
     И здесь Рубцов обращается к людям: Выходите, не пропустите летящие души (родителей, братьев и сестёр, всех ушедших)! И далее поэт, предупреждая немудрое высказывание о журавлях, говорит стоящему рядом собеседнику: — Молчи!
     Николай Рубцов, как и многие до него, заглянул в небо, но заглянул глубже своих предтечей.
     Поэт первым показал непрерывность лёта журавлей, раскрыл образ-символ стаи журавлей, как летящих родственных душ. Вот пропали вдали журавли — и осиротела душа грешного человека, осиротела и природа без родной стаи".
     И всё-таки не хватало как бы всеобъемлющего термина для характеристики творчества Рубцова.
     Подход к этому наметился в авторской пьесе "Звезда полей Николая Рубцова" (книга "Наша встреча впереди"):
     "А что мне ответить на вопросы о моей жизни? Оглянулись бы на себя. У каждого грехов выше крыши. А я никому вреда не приношу. В лести не замечен, в холуях никогда не ходил и ходить не буду. Я же моряк! Все мои мысли, вся моя жизнь в моих стихах. Я ведь как на исповеди:
     
     Почему мне так не повезло?
     По волнам, давно уже усталый,
     Разгонюсь — забуду про весло,
     И тотчас швырнёт меня на скалы!"
     
     Когда Рубцов писал "Я", русский читатель чувствовал за этим "Мы".
     И вот теперь можно дать чёткое обоснование:
     Поэзия Рубцова — это исповедальная русская поэзия. Она — по сути православная. Это вера каждого Человека в Добро, Любовь, Справедливость, в духовные заповеди.
     В последнем опубликованном перед гибелью новогоднем стихотворении "За тост хороший" Рубцов приглашает всех: "За детский смех, за матерей, за нас за всех, за то, что нам всего дороже".
     И в то атеистическое время, когда церковные колокола молчали, поэт выражает свою мечту: "Свой добрый вологодский звон разносят древние куранты".
     В этих предвидениях и надеждах и состоит подлинное Возрождение вековых традиций в России.
     Вот чем наша духовная поэзия отличается от всех других.