Ирина Ракша __ «НА ЛБУ НАПИСАНО»
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Ирина Ракша
«НА ЛБУ НАПИСАНО»

     
     ЗАГЛЯНЕМ В ИСТОКИ НЕКОТОРЫХ ИДИОМ, пословиц и поговорок, которые мы часто произносим, даже не подозревая об их первоначальном смысле. Ряд таких выражений имеет авторство. Сочинения Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Грибоедова полны ярких образных идиом. Помните? "Пошла писать губерния", "С корабля на бал", "Герой не моего романа" и пр. Другие же дошли до нас из глубины веков, и авторство принадлежит, как принято говорить, самому народу.
     Вот, например: "Иван, не помнящий родства". Вполне официальная юридическая формула. Она родилась около 1560 года в царствование Бориса Годунова. В период окончательного закрепления крестьян на земле, то есть установления крепостного права. Беглые крепостные крестьяне, "беспашпортные бродяги" или каторжане при поимке в полицейском участке "забывали" обычно свое происхождение и свое имя. И назывались чаще всего Иванами. В судейских протоколах так и писали: "Назвался Иваном, родства не помнящим". Именно таким и дошло выражение до наших дней. И ныне означает человека без принципов и идей, который предал свои убеждения и исконные традиции. Салтыков-Щедрин как-то написал: "Я не... связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства".
     А вот такую поучительную фразу кто из нас не слышал от родителей в детстве? "Делу время — потехе час". Мы терпеть ее не могли, потому как кому же охота бросать игру ("потеху") и приниматься за уроки. А ведь уже четыре столетия бытует фраза. А автор ее — "тишайший" царь Алексей Михайлович, любивший во всем порядок и законность. Он-то и приписал данные слова собственноручно в сборник правил о соколиной охоте ("Урядник"). До сей забавы и сам царь, и подданные (бояре, придворные, челядь) были тогда великие охотники. Псовая охота оказалась не в чести, а вот соколиная быстро вошла в моду. Хороший, ученый сокол стоил многих денег. Иногда дороже коня или своры собак. Азартными соколиными охотами на лис и волков в окрестностях Москвы (отсюда, кстати, и названия Сокольники, Сокол) занимались, в ущерб делу, неделями, месяцами, буквально все имущие. Забывая даже государеву службу. И вот однажды разгневанный царь Алексей Михайлович вызвал в хоромы писаря и дополнил свой "Урядник", свод законов, строжайшей фразой: "Делу время, потехе час". Дабы за "потехой", которой положено отводить лишь короткое время — "час", не забывали о делах государственных, которыми надобно заниматься основное время. Вот такие дела.
     И раз уж мы заглянули в русскую историю, то давайте вспомним и популярное выражение: "Чтобы впредь неповадно было".
     
     СОВЕРШЕННО БЕЗОБИДНУЮ ЛЕГКУЮ ФРАЗУ "у него же на лбу написано" мы сами произносили с вами не раз. Вспомните. Может, даже вчера... Или позавчера?.. И уж во всяком случае не думали о ее происхождении. А корни истории уходят аж в семнадцатый век, во времена так называемого "медного бунта" (широко известный бунт рабочих медных копий и уральских медеплавилен).
     Вот оно — первое официальное письменное свидетельство о клеймении непокорных людей на Руси. "Разжегши железо напрасно, — пишет древний свидетель, — клали на лица, на правой его стороне, знак — "Буки" (буква "Б" означала — "бунтовщик". — И. Р.), чтоб оный был до веку признатен" (то есть, узнаваем. — И. Р.) Правда, через сто лет, в 1746 году, "добрая" императрица, просветительница Елизавета Петровна, ввела своим указом серьезное изменение — клеймение "воров и злодеев" уже на лбу. "На лбу написано, дабы отличны были от прочих добрых людей".
     Отсюда и пошли, уже вполне современные и известные нам, производные слова и фразы: "прожига", "прожженный мошенник и плут", "заклеймить позором" и даже, если хотите, "проклятьем заклейменный", и так далее.
     Следует, кстати, сказать, что клеймение, как скота, так и рабов, было в древности делом вполне обычным. Не говоря уж о провинившихся. Однако когда в странах Востока и Средиземноморья, где к ворам широко применялось отрубание пальцев, кистей и даже рук, то клеймение, бывшее на Руси, считалось наказанием даже гуманным.
     К примеру, в дохристианском Риме гораздо большим, чем воровство, преступлением, считалось злословие, сплетни и клевета. И обычно решением римского суда (римское право и по сей день считается эталонным) присуждалось на лбу подсудимого выжигать букву "К" — "калюмниатор", что в переводе значит — "клеветник".
     В России обычай клеймения окончательно отменили в 1863 году при государе Александре II.