Светлана Гладыш __ «ПУСТЬ НЕ СЛЫШЕН НАШ ГОЛОС – ВЫ ДОЛЖНЫ ЕГО ЗНАТЬ»
Московский литератор
 Номер 22, ноябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Гладыш
«ПУСТЬ НЕ СЛЫШЕН НАШ ГОЛОС – ВЫ ДОЛЖНЫ ЕГО ЗНАТЬ»

     
     Дом Книги в Новополоцке — один из лучших магазинов Белоруссии — обустроен с максимальным комфортом для покупателя, десятки отделов предлагают огромный выбор литературы не менее чем на десяти иностранных языках (не считая белорусского). Масса книг ведущих издательств России. Я двигаюсь возле длиннющего стенда с намерением приобрести школьный учебник белорусской мовы. Одновременно любуюсь оформлением тетрадей по физике, химии, биологии, литературе. Каждая обложка — это или репродукция картины известного художника, или великолепные фотографии животных, или портреты известных ученых. Подобное оформление можно встретить и у нас... Стоп! Замедляю шаг и останавливаюсь: ТАКОЙ тетрадки у российских школьников нет. В половину обложки "Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны". Крупно — "Рабочая тетрадь для 11 класса". Нижняя половина обложки — документальная фотография. Апрель 1945 года. Советские танки в Берлине. И врез — фрагмент картины встречи освободителей на Родине. Открываю и выясняется, что это "практическое дополнение к учебнику "Великая Отечественная война советского народа". У нас подобного учебника не существует, поскольку отсутствует ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ. Благодаря либерал-реформаторам, которые десять лет контролировали образование и воспитание в России, наши школьники и молодежь имеют смутное представление о самой жестокой войне, где решалась судьба Европы, и которую ценой миллионов жизней советские люди спасли от “коричневой чумы”. Полтора поколения России фактически потеряно, и лишь в последние годы мы начали менять ситуацию. А Белоруссия НИЧЕГО НЕ ЗАБЫЛА и память всех ее поколений ЖИВА. Какие же они молодцы!..
     Оказывается, последние слова я произношу вслух и вокруг меня образовался маленький кружок любопытных. Девочка-подросток с огромным атласом западной Европы: "Вы из Москвы? А у вас в школе этого не проходят?!" Краснею от стыда и признаюсь: "Такого предмета в российских школах нет". "Как же так? — недоумевает ребенок. — Я, например, еще не учила про битву за Москву, но в прошлом году нам специально рассказывали". "Да они там вообще ничего не знают, — вступает в импровизированный диспут очень красивая дама. — У меня племянник в Нижнем Новгороде, студент. Так об операции "Багратион" он заявил, что "это из эпохи Наполеона". Представляете?" Одарив меня жалостливым взглядом, дама поспешила к полке с книжками для самых маленьких. "Вы тетрадочку-то купите, свезете в первопрестольную, — советует молодой мужчина в мотоциклетной кожанке. — Покажете там, полезная ведь штука. Учебник, между прочим, тоже есть смысл приобрести. Написан он высокопрофессионально и читается прекрасно". Судя по интонации, я только что выслушала упрек, — дружеский, но жесткий. И — увы! — абсолютно справедливый.
     Желание к общению в Белоруссии сохранилось, особенно когда понимают, что человек приезжий. Я с удовольствием беседовала с людьми в электричке, автобусе, возле газетного киоска. Ну а в книжном магазине делиться впечатлениями — сам бог велел. Но такой "воспитательный" разговор случился впервые. Посему, скоренько расплатившись за тетрадочку, я убежала на второй этаж и, примостившись у букинистов, занялась подробным изучением "пособия". Полистав, нашла страничку с предложением назвать "авторов следующих литературных произведений"... Что тут есть? "Альпийская баллада". Прекрасно! "Блокада", "В августе 44-го", "Живые и мертвые", "Повесть о настоящем человеке". Замечательно! "Руины стреляют в упор". Некоторые вещи у нас по литературе школьники "проходят", а вот с повестью Новикова "Руины стреляют в упор" вряд ли знакомы. Ну а как "проходят", известно: в этом году результаты вступительных экзаменов по литературе повергли в шок преподавателей высшей школы России. В Белоруссии к предмету "Великая Отечественная война советского народа" имеется еще и поэтическая Хрестоматия. Открывает ее "Война священная" Василия Лебедева-Кумача, а далее — ярчайшее созвездие советской поэзии — Константин Симонов, Муса Джалиль, Давид Самойлов, Алесь Жаврук, Николай Майоров, Павел Шубин, Максим Танк, Алексей Сурков, Якуб Колас, Анна Ахматова, Пимен Панченко, Алесь Бачило, Александр Твардовский, Петрусь Бровка, Евгений Винокуров, Александр Жаров, Михась Климкович, Сергей Орлов, Василь Витка, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Владимир Дубовка, Алексей Фатьянов, Лев Ошанин, Сергей Законников, Николай Старшинов, Михаил Матусовский, Виктор Боков, Алексей Пысин, Михаил Дудин, Павлюк Прануза, Михаил Исаковский, Анатоль Варциеский.
     …Даже бегло оценив уровень и широту вопросов тетрадочки-пособия (проза и поэзия, — относятся к разделу — "Память о войне") понимаешь на какой высокий уровень изучения Истории поднято СРЕДНЕЕ образование Беларуси. Например. "Какие военно-политические мероприятия были осуществлены фашистской Германией с целью пересмотра Версальско-Вашингтонских договоренностей?", "Какие части Красной Армии отличились при освобождении вашего населенного пункта, города, района?", "В каком документе германских властей была изложена развернутая программа покорения народов Восточной Европы?" Или требуется дать характеристику деятельности Крымской конференции и Нюрнбергского трибунала. Детям предложено комментировать отрывки из документов и научных статей — часто весьма спорных — советских и западных историков и политических деятелей. Бесспорно, главное — сохранение исторической памяти о трагических и героических страницах подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Но при этом происходит "формирование и развитие исторического мышления и способности самостоятельно реконструировать и интерпретировать факты, "…а также развитие "индивидуальных точек зрения учащихся и умение их аргументировать".
     И суворовы-резуны перед таким гражданским обществом бессильны!