Игорь Смирнов __ ЦЕНА РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
Московский литератор
 Номер 19, октябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Игорь Смирнов
ЦЕНА РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

     
     Когда Ельцин, Гайдар, Чубайс и Ко вовлекали народ СССР в "демократию", на фоне пустых магазинов и всеобщего дефицита (созданного, как выяснилось, не без их помощи), обещая молочные реки с кисельными берегами, которые потекут по Руси, как только будут внедрены рыночные отношения, мало кто понимал, что эти отношения коснутся не только экономики. Несоизмеримую с благом плату за наполненные товарами магазины мы почувствовали раньше осознания причины. Возможно, это был результат плохо поставленного гуманитарного образования в СССР, возможно, — нашего русского менталитета: "Русские крепки задним умом!" — гласит старинная пословица. Мы действительно анализируем прошлое лучше, чем прогнозируем будущее. Но факт остаётся фактом: самый образованный и читающий в мире народ не смог предвидеть развитие событий! Прозрение пришло с опозданием, когда в быту мы прочувствовали, что "рынок" проявляет себя не только на рынке, когда он уже проник во все поры общественного тела под названием Россия. Заметим, что термином "рыночные отношения" буржуазные идеологи маскируют либеральную идею, проявляющую себя в экономике в виде капитализма, в политике — в виде буржуазной демократии, характерной специфической системой ценностей.
     В принципе, любое человеческое сообщество (семья, род, племя, союз племён, государство) создаётся в интересах всех его учредителей. Но раз так, то логично предположить, что для всех учредителей социума первоначально общественные интересы ставятся выше личных, и в социально однородном обществе этот принцип сохранялся бы постоянно. Однако на практике общество по объективным причинам со временем делится на неравноправные социальные группы, интересы которых не совпадают. Одна из таких групп обретает власть над всеми другими, таким образом, её корпоративные интересы становятся и общественными. Так произошло в рабовладельческом обществе, а затем и в феодальном. Бесправному и обездоленному рабу или крепостному было не до общественных интересов — о себе бы должным образом позаботиться! О сохранении общественного порядка беспокоилась аристократия. Она же находила способы как-то блюсти и интересы общества в целом.
     Известно, что всякая общественная формация характерна своей системой ценностей, соответствующей высшей ценностью и смыслом жизни индивида. Вполне естественно, что свою систему ценностей навязывает обществу та социальная группа, которой принадлежит власть. Система ценностей поддерживается общественной моралью — совокупностью обычаев, нравов, традиций, которые во многом определяют взаимоотношение индивидов. Надо сказать, что зачатки общественной морали просматриваются даже у животных и особенно ярко — у человекообразных, которые наделены мимикой. Роль морали как регулятора жизни в обществе чрезвычайно велика. Моральные нормы много эффективнее юридических, ибо более устойчивы во времени, за их исполнением следит внутренний судья под названием Совесть, а некоторые даже передаются потомкам генетически. Регулирование жизни общества с помощью юридических законов подразумевает наличие надсмотрщика, а сами законы могут неоднократно меняться при жизни одного поколения. Примечательно, что учебники философии для самых престижных университетов Запада начинаются с раздела "Этика", то есть, по мнению авторов, элита общества должна в первую очередь усвоить роль морали! К сожалению, и в советской, и в буржуазной России это понимали и понимают далеко не все! У нас больше в почёте вульгарный материализм!
     Цивилизационное развитие на нашей планете идёт различными путями. Так в странах Европы до французской буржуазной революции конца XVIII века торжествовал феодализм и аристократическая мораль, характерная приоритетом таких ценностей как долг, честь, верность монарху и данному слову, воинские доблести, отражавшая корпоративные интересы высшего слоя общества, и интересы государства ставились выше интересов отдельной личности. И только после победы буржуазии во Франции, а затем и в других странах, в романо-германском мире принципиально изменились и система ценностей, и высшая ценность, и смысл жизни человека. "Великая" французская революция, теоретически подготовленная французскими просветителями, была направлена на уничтожение монархии и аристократии — по определению Аристотеля лучших людей своего Отечества — и приходу к власти далеко не лучших, но зато богатых. Определение "великая" взято в кавычки преднамеренно, ибо пришедшая к власти буржуазия хотя и содействовала развитию производительных сил общества и дала более комфортную в материальном смысле жизнь населению Европы и Северной Америки, в нравственном плане отбросила его далеко назад, что, скажем, Ж.Ж. Руссо считал вполне естественным. Вместе с тем, что важнее для человека: материальный или духовный комфорт — вопрос философский, ответ на него зависит от миропонимания, исповедуемой системы ценностей и решается далеко не однозначно! Вкусив прелестей материального комфорта, сегодня многие в нашей стране стали понимать, что духовность общества важнее материального благополучия индивида, и уже не прочь вернуться к пусть и не идеальному социализму.
     Сегодня в России торжествует дикий капитализм, капитализм с волчьим оскалом! Есть надежда, что он поможет понять нашим соотечественникам простую истину: рыночные отношения в принципе не могут ограничиться только экономикой. Они непременно проникают во все сферы жизни, и в политику, и в культуру, и в быт, и повсюду демонстрируют свою далеко не приглядную сущность. При этом смыслом жизни людей становится получения максимума жизненных благ, максимума физиологических удовольствий, гедонизм. Соответственно высшей ценностью становятся деньги как инструмент реализации смысла жизни. Торгашество всем и вся — основной способ их получения — становится самым привлекательным видом человеческой деятельности. В обществе торжествует индивидуализм, каждый заботится, прежде всего, о себе любимом, общественные интересы отодвигаются на задний план. Эгоизм как непременное условие реализации смысла жизни, укореняясь в сознании всё большего числа людей, ведёт общество к краху.
     Заметим, что Россия — единственная европейская страна, которая около двухсот лет сопротивлялась внедрению либеральной идеи. Думается, здесь значительная заслуга Православной церкви, тысячу лет проповедовавшей духовные ценности принципиально отличные от католических и, тем паче, протестантских. Православие на пользу людям всегда ограничивало их свободу более чем католицизм. Оно воспитывало у верующих самоограничение в пище, одежде, роскоши, физических удовольствиях, скромность не только в потребностях, но и в поведении, даже преклонение перед аскетизмом. Церковь учила, что богатство должно приносить пользу обществу, порицала алчность, поощряла меценатство, благотворительность, причём широко не рекламируемые. Православие проповедовало гуманистический смысл жизни человека: совершенствование себя и общества. Примерно те же ценности пропагандировала и Советская власть. Вспомните хотя бы Моральный кодекс строителя коммунизма, ведь он во многом совпадает с христианскими заповедями!
     Сегодня, действительно, полки магазинов наполнены ранее дефицитными импортными потребительскими товарами (отечественные стали дефицитом!). В наилучшем положении оказались Москва и С.-Петербург. Причина этого очевидна: социальные взрывы всегда происходят в столицах! Но какую цену заплатил народ за обилие, впрочем, абсолютному большинству недоступных товаров!?
     В стране ежегодно только фиксируется около четырёх миллионов преступлений, несмотря на то, что численность сотрудников министерства внутренних дел в два раза превышает численность Вооружённых сил! Полтора миллиона детей и подростков стали беспризорными и совершают около ста тысяч преступлений! Ещё двадцать лет назад мы практически не встречались с наркоманией, проституцией, бандитизмом, взяточничеством, всепродажностью. Эти общественные язвы если и существовали, то были не соизмеримы с нынешними. Тогда мы бы просто не поверили в возможность (в XX веке!) продажи людей в рабство, торговли человеческими органами, умышленного убийства человеческих эмбрионов для приготовление из них лекарственных препаратов, продлевающих жизнь богатым старикам; выбрасывания матерями своих новорожденных детей на помойку. Мы не могли и представить себе, что в наших людях может исчезнуть чувство сопереживания — эта основа высокой морали, чувство долга перед собственными родителями и Родиной, патриотизм; что всё и вся может продаваться и дело только в предложенной сумме за предательство или убийство, честь или Совесть; что школьный аттестат, диплом ВУЗа, воинское звание можно купить; что от службы Отечеству все, у кого есть деньги, будут откупаться; что половые извращенцы могут рекламировать себя и устраивать демонстрации в защиту своих прав на однополые браки; что интимные отношения людей не станут интимными, и будут свободно демонстрироваться по телевидению даже в детских передачах и, вообще, секс станет, чуть ли не единственной темой в искусстве и литературе — и всё это будет широко распространяться СМИ, свободными от контроля общества и Совести журналистов!
     Не кажется ли вам, что цена возможности выбора из двадцати сортов колбасы и отсутствие дефицита на импортные товары чрезмерно высока!? Мы уж не говорим о том, что появился острый дефицит на отечественные товары, поскольку реформы уничтожили народное хозяйство России, включая самый необходимый сектор — производство продуктов питания и страна утратила суверенитет! Это отдельная тема. Мы говорим только об утрате обществом морали, духовности и вместе с этим эффективного рычага управления. Для того чтобы существенно повлиять на былую высокую мораль русского человека доброхотам потребовалось около двадцати лет. А сколько потребуется на её восстановление? Ныне в массовом порядке в России нарушаются все христианские заповеди! Думается, что общество с такой "моралью", которая наблюдается сегодня, существовать не может. Оно непременно, если не одумается, падёт! Может быть, именно эта цель и преследуется истинными правителями России?! И не надо думать, что нынешняя безнравственность — явление временное, присущее только переходному периоду к капитализму. Она — естественное следствие принятия либеральной, идеи, смысла жизни человека рынка!
     Преодолеть безнравственность можно только, победив животное, биологическое начало в человеке, превратив человека меркантильного, прагматика, в человека духовного, предпочитающего ценностям материальным ценности духовные. Для такого человека Совесть как высший, всё видящий, всё понимающий и всегда присутствующий рядом судья, должна быть неподкупной! Многие великие мыслители верили, что в принципе этого возможно достичь путём перевода нравственных качеств личности на генетический уровень. Решение этой задачи по плечу только социалистическому государству совместно с церковью, имеющей многовековой опыт воспитания высокой морали.
     Сегодня просто необходимо возрождать Человека в человеке, воссоздавать его духовную культуру. Без этого России грозит крах. Добиваясь этого, враги делают всё возможное для оскотинивания русского человека. Именно на это направлена вся деятельность буржуазных медиасредств. Проанализируйте только программы ТВ. Практически все они нацелены на пробуждение животных страстей в человеке, на отвлечение его от размышлений, анализа происходящего в стране. Вот их девиз: "Упивайся сказками о красивой жизни; слушай бездарных, безголосых, полураздетых "звёзд"; смейся над пошлостями "юмористов", только поменьше думай, человек! Всё за тебя решат другие — "продвинутые"!" Чтобы вырваться из липкой ядовитой паутины медиапаука нам нужно собрать в кулак все знания, эмоции и веру в победу Добра над злом. Донести до сознания людей истинное положение вещей. У России ещё есть шансы вновь стать могучей страной со счастливым народом. Но для этого надо заменить западную демократию русским народовластием, власть богатых — властью лучших, жизнь по чуждым законам — жизнью по Совести!
     И, наконец, позволим себе усомниться в справедливости широко бытующего мнения будто бы капитализм — торжество буржуазии с её безнравственными ценностями — естественно наступает после исчерпания возможностей феодализма. А, может быть, вслед за феодализмом с его приоритетом корпоративных интересов над личными более логичен социализм, когда в обществе главенствуют интересы большинства?! Может быть, победа декабристов в 1825 году привела бы к построению в России справедливого социалистического общества?! Может быть, человеческое общество в своём развитии свернуло в сторону от предначертанного пути не в 1917 году, как это утверждают апологеты капитализма, а в 1793-ем, когда в Европе победила либеральная идея?! Ведь приводимый апологетами капитализма аргумент будто бы социализм — утопия, а марксистами — будто бы для победы социализма нужна развитая экономическая база, опровергнуты опытом России, Вьетнама, Кубы, Китая, которые от феодализма перешли к социализму!
     Одно очевидно — человечество непременно осознает бесперспективность либеральной идеи и придёт к реализации самой гуманной идеи "справедливость в равенстве", то есть к социализму!
Автор — академик Петровской академии наук и искусств