Иван Голубничий __ СЛАВЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
СЛАВЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

     
     Доклад на «Круглом столе» «Славянская литература и вызовы современности», г. Минск, Дом Прессы, 31 августа
     
     ДЛЯ МЕНЯ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ Российской Федерации особенно отрадно, что настоящий "Круглый стол", посвящённый перспективам славянской литературы и её месту в общемировой духовности современности, проходит в Республике Беларусь, по отношению к которой народ России традиционно испытывает без преувеличения братские чувства. Вместе с белорусским народом в составе Советского союза россияне разделили тяжкое испытание Великой Отечественной войны, а впоследствии — братское сосуществование и государственное строительство в мирное время. Наши исторические судьбы неразрывно переплетены, и в самой высшей степени это относится к нашим национальным литературам. Высокая и самобытная духовность белорусского народа, основанная на судьбоносных начинаниях великого просветителя Франциска Скорины, развитая в XX веке Янкой Купалой, Якубом Коласом, Петрусем Бровкой, Максимом Богдановичем и многими другими ярчайшими литературными именами, сегодня свидетельствует о себе как о важнейшем факторе общеславянского литературного процесса, обладающем огромным творческим потенциалом.
     Сегодня, оглядывая ретроспективно весь путь человеческой цивилизации, и, в частности, обстоятельства конца XX и первых лет XXI века, можно утверждать, что человечество, возможно, стоит на пороге глубокого духовного кризиса. Высочайшие технократические взлёты, сопутствовавшие человечеству в обозначенный период, усовершенствовали материальную, бытовую сторону его существования до немыслимых ещё в недавнем прошлом пределов. Вместе с тем, культ материального благополучия как высшей и безусловной ценности, системно внедряемый в мировое общественное сознание транснациональными идеологическими структурами, заметно исчерпал свой потенциал и в последнее время ощутимо конфликтует со среднестатистическим человеческим обществом. Как бы пафосно это не прозвучало, но человечество ждёт новых возвышенных идеалов, которые вдохновили бы его, человечество, на движение вперёд, вдохнули бы в него волю к жизни. Принято считать, что одним из главнейших факторов, наполняющих жизнь человека духовным смыслом, являются религиозные ценности, и это, в известной степени, действительно так и есть. Равноправное место в духовной жизни человечества занимает национальная литература, которая является художественным воплощением мистической души народа, средоточием его нравственных ценностей, особенностей конфессиональной религиозности и, так сказать, обобщённым изображением определённого национального типа.
     В жизни славянских народов, независимо от конфессиональных особенностей и связанных с ними культурно-политических ориентаций, роль литературы традиционно была более высокой, чем в жизни других народов. Если говорить о русской литературе, то на протяжении всей её истории статус писателя был весьма высок, и предназначение писателя не ограничивалось простой обязанностью "сочинять занимательные истории". В русском обществе писатель всегда был носителем некоей "высшей истины", и в борьбе за её чистоту отдельные славные представители русской литературы были вынуждены вступать в конфликт и с властью, и с церковными структурами, что требовало, помимо гражданского мужества, ещё и большой личностной зрелости. В прозападной и космополитической публицистике это сакральное отношение к литературе, присущее русскому народу, традиционно подвергается скепсису и представляется в качестве едва ли не духовного атавизма, заслуживающего скорейшего преодоления. Но история показала, что великая русская литература в целом с честью выдержала груз ответственности перед своим народом, во все времена остро и беспощадно ставя самые болезненные вопросы и вместе с народом отвечая на них. Ситуация несколько изменилась в последние годы, и это напрямую связано с системным внедрением в общественное сознание российского общества материалистических приоритетов в противовес традиционному российскому идеализму. По объективным причинам роль писателя, поставленного в условия "рыночной экономики" (причём в самом примитивном понимании этого термина), оказалась низведённой до роли, вот именно, "сочинителя занимательных историй". Всё это, разумеется, не могло не отразиться как на состоянии общества, так и на роли новой российской литературы в контексте мирового литературного процесса. Однако мы продолжаем смотреть на эти кризисные проявления как на некий неизбежный этап, необходимый для возвращения российской, русской литературы — как в российское общественное сознание, так и в общемировой литературный контекст.
     Что может предложить славянская литература современному миру? Прежде всего — честное и политически не ангажированное переосмысление опыта прошедших двух десятилетий, когда славянские народы, практически все принадлежавшие к "социалистическому лагерю", оказались брошенными в стихию дикого капитализма, к тому же отчётливо ориентированного не на национальные и уж тем более не на славянские ценности и интересы, а на интересы чуждых геополитических сил. Уже сегодня в наиболее честных и творчески независимых писателях начинает просыпаться понимание того, что под видом освобождения от социалистической идеологии на протяжении долгого времени велась война против славянства как такового — носителя светлой природной духовности и в высшей степени терпимого отношения ко всему миру, облагороженного обострённым чувством достоинства и справедливости, органично присущими народам славянской расы.
     В то же время славянская литература может и должна привнести в общемировой литературный контекст современности свою уникальную духовную идентичность (во всём её многообразии), которая во второй половине XX столетия, пропустив через себя духовный опыт западноевропейской и отчасти восточной культуры, сделала большой шаг вперёд и уже дала мировой литературе много бесспорных на сегодняшний день имён. Сегодня мы видим, что происходят весьма активные, хотя во многом ещё подспудные процессы интеграции славянских национальных литератур в общемировое литературное пространство. При этом славянским литературам необходимо отчётливое понимание, что главный их потребитель находится внутри славянского мира. Поэтому наиболее перспективными направлениями духовной интеграции для литературы славянского мира являются в первую очередь братские славянские государства.
     В условиях наступающей глобализации, которая пронизывает сегодня все сферы человеческой жизни, для славянских народов нет более существенной задачи, чем сохранение своей духовной основы. Эта основа состоит в целом комплексе религиозных, эстетических, морально-нравственных, социальных моделей, и которой противостоит, зачастую в агрессивной форме, некий усреднённый космополитический стереотип, представляемый как единственно правильный и "общечеловеческий". Национальные литературы являются главными носителями исторической памяти славянства, поэтому перед лицом современности для них особенно важно не растерять и не утратить преемственности с духовно и литературной традицией и стать надёжным проводником славянских народов в будущее. Мир беспощадно изменяется, и от того, сможем ли мы вписаться в его реалии и при этом остаться самими собой, во многом зависит и судьба наших братских народов, и судьба славянства в целом.