Лидия Жарова __ ПОТОК ВДОХНОВЕНИЯ
Московский литератор
 Номер 15, август, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Лидия Жарова
ПОТОК ВДОХНОВЕНИЯ

     
     "Вдохновение", Литературно-художественный альманах — М., МГО СП России, МОО СП России, 2006
     Вышел в свет очередной, четвёртый, литературно-художественный альманах "Вдохновение". Его выпуск состоялся при попечительстве Московской городской и областной организаций Союза писателей России, при моральной и материальной поддержке неравнодушного к судьбе русской культуры рошальца Виктора Нефёдова и при непосредственном участии одноимённого литобъединения г. Рошаля, которым руководил недавно ушедший из жизни член СП России Владимир Зеленский.
     Как редактор-составитель альманаха Владимир Зеленский произвел достаточно тщательный отбор авторов и материалов, решительно отсекая явное графоманство и обыденную серость, исходя, видимо, из того, что талантам надо помогать, а бездарности пробьются сами.
     Несомненно, альманах получился интересным: в нем существует свой внутренний композиционный ряд, привлекающий к себе самого разного читателя. Разнообразна его жанровая составляющая: поэзия, проза, юмор, сатира, переводы. Характерной доминантой, объединяющей все произведения, можно считать общее авторское мироощущение, соответствующее укоренившимся в народе вековым нравственным ценностям. Именно поэтому этот сборник не одномоментен.
     Коротко — о прозе рошальских авторов. Владимир Зеленский представил нашему вниманию несколько глав из будущего романа "Прощание с морем". Зеленский писал, как дышал: не напрягаясь, с некоторой, присущей ему, рассеянностью мудрого человека, как бы со стороны, самоотстраненно, с чуть заметной иронической улыбкой наблюдая за собой и остальными персонажами романа. И довольно частые отступления его от основной мысли, от внутреннего авторского монолога, свойственные, надо сказать, его писательской манере, создают вначале ощущение размытости, разбросанности красок на холсте художника, но, при отступлении на шаг, выстраиваются в единое сюжетное полотно — отдельные мозаические его части рождают целостность.
     Привлекает внимание ёмкая, основательная работа В.Шмакова, посвященная теме краеведения. Художественно-историческая повесть "День рождения" А.Михайлова живо передает всю экспрессию социально-политических событий 1916-17гг. в Крестовом Броде (ныне г. Рошаль). И, главное, создаёт эффект присутствия. Заставит улыбнуться читателя занятная и поучительная фантазия Е.Артеменко; ярко живописует остроту первых детских впечатлений в сложной иерархии понятий "жизнь-смерть" рассказ Л.Заикиной. темам войны и её последствий посвящают свои произведения Л.Бусыгина, В.Костев; Н.Маштаков поднимает проблему исчезновения российских деревень; Е.Ильинская делится своими раздумьями о незамысловатой судьбе брата…
     Не оставят равнодушными читателя и разделы поэзии. Ну как не повторить эти замечательные строчки: “И тишина бессонно дышит У зарифмованной строки” (Л.Козлова); “Синие-синие наши дороги Белые-белые наши снега” (Е.Артеменко); “Чувства остов Ломаем игрою слов: Проживаем, Переживаем, Пережевываем Остатки совместных снов”. (С.Васильев); “И в поисках того, что потеряла, Училась вновь смеяться и любить” (И.Сухарцова). По-житейски раздумчивы, опять же с оттенком лёгкой рассеянности, стихи В.Зеленского.
     Сожалею, что нет возможности в рамках этой статьи процитировать (читайте!) Л.Заикину, А.Брежнева, Л.Бусыгину, М.Калинину и др.
     Традиционно гостит на страницах альманаха и группа шатурских поэтов: “Не знаешь ты, что именем твоим Я называю солнце в час рассвета” (В.Гаврилов); “Посредине холодного леса Закричало моё одиночество” (Т.Мащенко); “Всё — в перелом, всё — в переледье Всё обеспамячено в дым” (А.Карцев).
     Пронзительно, по ощущению материнской боли, тема чеченской войны в стихах В.Жукина ("На вокзале, искорёженном войной"); грациозны, как полёт бабочки, стихи И.Леонтьевой; по житейски раздумчивы стихи Г.Хемеровой.
     Молодостью, свежестью, милой наивностью еще не оформившихся чувств дышат стихи раздела "Молодые голоса". "Меридиан" как раздел альманаха позволяет ему "меридионально" расширить границы своего творческого присутствия: Донецкая область, Одесса, Перевлавль-Залесский, Москва и даже Берлин…
     И снова — на страницах альманаха наши земляки. "Осенняя заря" М.Васильевой выкриком боли неожиданно обнажает мироощущение современного молодого поколения, которое принято ныне считать инфантильным и эгоистичным элементом социума.
     Очерк историка, краеведа Н.Чистякова о Велесовой книге привлекает изобилием интересных исторических фактов; очерк шатурского журналиста А.Хайкина посвящён обаянию таланта и человеческой содержательности (…книги хозяевам к лицу).
     Абсолютно эксклюзивен раздел "Белокониада", уютным теплом дышит "Наша детская".
     И вот — заключительный аккорд всей этой разноцветной симфонии: поэты Москвы! Не вершина ли это в конце пути, к которой стремились все предыдущие, ещё не достигшие её (пока)? Перелистываю с особым вниманием: имена всё известные.
     Владимир Бояринов и его сакральное смысловое междустрочие, смысловая биполярность в стихотворении "Допрос": "И повисло значенье вопроса…"; "… И в углу зарыдает бесёнок"; Иван Голубничий и его настроение — одной строкой, как набросок на полотне — одним взмахом кисти: "Я тёмные бокалы достаю…"; Максим Замшев и его грустное лирическое иносказание, где жизнь — "горизонт убегающий"; Елена Есина с её планетарностью чувств; Георгий Киксман, фатально непреклонный в печали: "Не последую следом по следу…"; Прекрасно-трагический, экваториально-контрастный Лев Котюков, по-рериховски аллегоричный и категоричный и ещё, возможно, не найденный нами: "Всю жизнь кто-то ищет меня"; Елена Курелла с её щемящим "проживанием" момента прощания с родным домом; Насмешливый Николай Соляник и его "шутизм", посвященный М.Шутову; Многоплановый, неожиданный Александр Жуков: "…От этих рук, в мольбе окостеневших…" Каково?
     Неповторимые Сергей Соколовский, Андрей Скаржинский… И Григорий Осинов: "И летит непознанное время нам навстречу в грохоте огней…"
     Да, вот именно: открываешь сборник Владимира Зеленского — и летит в лицо, бьёт в глаза, бередит душу наше уже растраченное нами и непрожитое ещё время. И этот вдохновенный (простите за тавтологию) альманах несомненно помогает нам (процитирую Вл.Гусева) более "осознанно понимать друг друга в нашей трагической стране".
     Надо отдать должное художественному оформлению Натальи Залялеевой. Ёмкая компьютерная графика, авторские фотоэтюды, включая сюжет на обложке, придают книге особую запоминающуюся индивидуальность.
     Да не оставит и вас, уважаемые читатели, "во тьме непрочтения" ваша духовная любознательность, ваша душевная потребность в ощущениях прекрасного!