Иван Голубничий __ «ЕСТЬ ДВА ПОНЯТЬЯ – РОДИНА И СМЕРТЬ…»
Московский литератор
 Номер 14, июль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«ЕСТЬ ДВА ПОНЯТЬЯ – РОДИНА И СМЕРТЬ…»

     
     Анатолий АВРУТИН, "Наедине с молчанием" — Минск, "Мастацкая лiтаратура", серия "Золотое перо", 2007.
     
     ПОЭТИЧЕСКОЕ ИМЯ АНАТОЛИЯ АВРУТИНА хорошо известно современному читателю не только Беларуси и России, но и всего славянского мира. Несмотря на то, что сегодняшнее информационное пространство, будучи открытым для индустрии развлечения и потребления, практически наглухо закрыто для любого проявления подлинно национального духа, всё же истинную поэзию нельзя замолчать. Одухотворённое слово, закалённое в яростном противостоянии ожесточившейся и беспощадной современности, пробивает себе дорогу к сердцам людей с присущим ему достоинством и невзирая на все тяготы и соблазны своего нелёгкого пути. Следует подчеркнуть очевидное, а именно — сказать о том, что на протяжении прошедших двух десятилетий, с того момента, когда были открыты невидимые шлюзы "свободы" и "демократии", и в сфере духа наступила столь вопиющая вседозволенность, перед которой меркнет легендарный упадок древних цивилизаций, — на протяжении этих чудовищно трудных для народов России и Беларуси лет мы неоднократно были свидетелями того, как даже признанные авторитеты русской советской литературы не выдерживали искушения неограниченной "свободой" и роняли высокое достоинство русского писателя, поддаваясь соблазнам антигуманистического "духа времени". Анатолий Аврутин являет собой тот сравнительно редкий тип русского поэта, который, вобрав в себя и перевоплотив в своём творчестве все мировые тенденции и влияния, остаётся при этом глубоко национальным явлением.
     
     Россия… Родина… Рябина…
     Распятье… Реченька… Коса…
     О, как светло и некартинно
     Парят над лугом голоса!
     
     Новая книга Анатолия Аврутина "Наедине с молчанием" предоставляет возможность добросовестному и взыскательному читателю взглянуть на эволюционное развитие поэта ретроспективно, и оценить его творческий путь во всей сложности и полноте. В стихах Анатолия Аврутина апокалиптические прозрения и смутные предощущения неведомого органично сплетаются с проявлениями материального, бытового мира, и в этом сплетении обнаруживается та чаемая гармония всепричастности, которой достичь можно только двигаясь путём смиренного служения божественному замыслу и красоте Божьего мира. Анатолий Аврутин твёрдо и последовательно следует стезёй русского поэта, и от этого столь горьки порой его лирические откровения и признания.
     
     Есть два понятья —
     Родина и смерть,
     Которые почти неразделимы.
     Болезненно любя, быть нелюбимым,
     И только смерть принять
     ты смеешь сметь…
     
     Книга Анатолия Аврутина "Наедине с молчанием" нелегка для восприятия неподготовленного читателя, ибо в кажущейся простоте и подчас даже аскетичности его поэтического языка скрываются глубокие эмоциональные и духовные пласты, прочувствовать которые можно, только будучи причастным тому всеславянскому духовному единению, о котором мечтают наши народы на протяжении всего периода смуты прошедших двух десятилетий.
     Анатолий Аврутин, будучи единовременно голосом всерусской души и внимающим ему русским поэтом, иногда сам как будто чутко прислушивается к сказанному им, и в сказанном черпает импульсы и озарения для последующих творческих шагов. Он не является заложником замшелых идейных догм и новомодных политических веяний; его дарование следует принципам духовной свободы, ограниченной лишь рамками исконной славянской духовной традиции. Вчитываясь в его стихи, обнаруживаешь, что они проникают в самое твоё существо столь органично, что становятся как бы порождением твоего собственного искания, хотя и вдохновлённого поэтическими строфами.
     
     Узри склонённые черты,
     Утешься славой неземною…
     От суеты до суеты
     Прозревший мучится виною.
     
     А там — иная благодать,
     Иные помыслы и цели.
     И отпущенье получать
     Не надобно в конце недели…
     
     Несомненно, творческий путь Анатолия Аврутина будет продолжаться, но на этапе его новой книги "Наедине с молчанием" можно свидетельствовать, что русская поэзия в его лице получила яркое явление, очень своеобразное и заслуживающее самого пристального внимания.